Воспитательный час для формирования патриотических качеств и гордости за свой народ "Дети войны". Конспект для 7-11 классов
Гонтарук Оксана Дмитриевна
учитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.«ДЕТИ ВОЙНЫ». НЕИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА НЕЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ
Описание: воспитательный час с элементами ИКТ для учащихся средних и старших классов. Материал будет полезен классным руководителям и учителям истории при проведении внеклассных мероприятий.
Цель: ознакомить детей с неизвестными фактами Великой Отечественной войны; формировать патриотические, моральные, волевые качества; вырабатывать навыки публичных выступлений, оценивать и анализировать информацию, личный взгляд на события; воспитывать гордость, за свой народ, воспитывать неприятие агрессии как способа решения конфликтов.
Оборудование: музыка, фото и видеохроника воен¬ных лет.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Преподаватель. Сегодня мы откроем ещё одну неизвестную страницу Великой Отечественной войны. Герои сегодняшнего воспитательного часа — дети, те, кто своё детство провел в землянках, окопах, под пулями. Это дети войны — мальчики и девочки. Их жизнь могла быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. 22 июня 1941 года — этот день не забыть ни взрослым, ни детям. В едином порыве все стали на защиту своей Родины. На хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.
1-й чтец
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
2-й чтец
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней — молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто «Глаза девчонки семилетней»)
Преподаватель. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лёт уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа.
Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
1-й ведущий. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасности, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков. Они были подчас незаменимы как разведчики, связные, подрывники.
Рассказ танкиста.
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду .
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. —
Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
1-й ведущий (рассказ сопровождается показом презентации).
В 1942 году в газете «Омская правда» напечатано «Письмо Ады Занегиной», которое положило начало единственному в стране движению дошкольников по сбору средств для фронта. В нем говорилось: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова». В областном отделении Госбанка был открыт счет № 350035. Дети-дошкольники, учащиеся школ города и области начали сбор средств на танк «Малютка».
2-й ведущий. Деньги поступали почти ежедневно — рубли, даже мелочь, что была в ребячьих кошельках. Дети детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили концерт и перечислили заработанные 20 рублей в Госбанк.
Средства, собранные детьми Омской области, перевели в фонд обороны.
Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои «кукольные» сбережения на танк «Малютка». Ада мечтала, что на танке «Малютка» будет воевать её отец — танкист. На собранные детьми деньги на Сталинградском заводе «Судоверфь» был построен настоящий танк Т-60, которому дали ласковое имя «Малютка». Его получила старший сержант 56-й танковой бригады комс¬молка Екатерина Петлюк. Танк принял участие в тяжелейших боях за Сталинград.
1-й ведущий. Да, дети и война — понятия, казалось бы, несовместимые, но, чествуя ветеранов Великой Отечественной, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все ужасы и тяготы войны познал еще ребенком.
2-й ведущий. Сколько их было в действующей армии, в партизанских отрядах и подпольных организациях в тылу врага?! Родина не забыла их ратные подвиги, их вклад в Великую Победу: многие дети были награждены орденами и медалями, получили высокое звания Героя Советского Союза.
Звучит песня из репертуара Т. Гвардцители «Дети войны».
3-й чтец
Ведь был он послан генералом
К начальнику десант-полка,
Чтоб рассказать о наступленье
С небес жестокого врага.
Мальчишка. Маленький ребёнок.
Рождён был в мире воевать.
Ещё с младенческих пелёнок
Ему рассказывала мать
О том, что немцы беспощадны,
Они жестоки и хитры.
И защищают нас солдаты —
Любимой Родины сыны.
4-й чтец
Урок усвоил тот мальчишка.
Упорно двигался вперёд.
Вдруг гулкий выстрел: пуля с свистом
Попала мальчику в висок.
И закружились вдруг деревья,
И затянули тучи небо.
Мальчишка тот лежал в трясине,
В руке сжимая корку хлеба.
Он так погиб от рук немецких.
А ведь его никто не знал.
И не смотря на малый возраст,
Он смело Родину спасал.
А сколько их слегло на поле?!
Никто не даст ответа мне.
Дети, мальчишки и девчонки
Погибли в АДСКОЙ той войне.
2-й ведущий. Но были и те, для которых ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. Это малолетние узники концлагерей. Этих людей остается все меньше и меньше, нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости. Напомнить об этом еще раз, преклониться перед мужеством маленьких героев и мучеников нацизма, вспомнить свою историю — цель нашего воспитательного часа.
1-й ведущий. За годы войны на оккупированных территориях СССР действовало нескол¬ко сотен фашистских лагерей смерти.
2-й ведущий. В годы Великой Отечественной войны на территории учебного хозяйства Красный Берег Жлобинского района германские войска создали сборный пункт для детей в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей в Жлобинском, Рогачевском, Стрешинском, Добрушском и других районах. На сборном пункте в деревне Красный Берег дети проходили мед¬цинский осмотр, после чего их отправляли в Германию для взятия крови для раненых немецких солдат и офицеров.
1-й ведущий. Всего для этой цели немцы увезли 1990 детей, в том числе 15 детей из Краснобережского сельского Совета, фамилии которых известны. Фамилии остальных 1975 детей не установлены.
Катя Жачкина была одним из таких детей-доноров. Она вспоминает: «Среди нас было несколько совсем маленьких детей — по 2-3 года, не больше. Сначала взяли этих малышей и повели в отдельную палату. Мы ждали своей очереди. Вдруг из палаты донеслись детские крики и плач, они то затихали, то становились громче. Что немцы делали с малышами, я не знала, но было ясно: что-то недоброе, ужасное... Меня раздели, взяли за руки и повели к столу. Я стала упираться и заплакала ещё сильней. Тогда немка и переводчица схватили меня под руки и силой положили на стол. Резиновыми жгутами привязали голову, руки и ноги. Немка в белом халате, с закрытым марлей ртом взяла шприц и проколола вену у меня на правой руке. От боли я закричала и потеряла сознание. Крови брали помногу, и часто дети умирали. Так погибли двухлетний мальчик Толя из Борисовского района, полесская девочка Нина 15 лет, трёхлетняя Галя и многие другие дети.
2-й ведущий. Пишет Фаина Каганович, мать двоих детей, волею судеб оказавшихся в детском доме № 3 во время оккупации: «После освобождения Минска я нашла своих детей-близнецов Эрика и Лору в детдоме № 3 в Козырево. На них было страшно смотреть. Худые, оборванные. Эрик почти не мог ходить, передвигался на четвереньках. (Вскоре он умер, вскрытие показало, что причина была в частых ударах по голове.) Заведующая рассказала мне, как одной из зимних ночей в детдом нагрянули немцы, которые забрали более 20 детей по заранее подготовленному списку. Немцы очень спешили, не все дети успели одеться. Полуодетых ребятишек погрузили в фургоны-душегубки, пустили газ и привезли на еврейское кладбище. Уже мертвыми. Рассказывая мне все это, заведующая плакала...»
5-й чтец
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость, и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Настал чудесный светлый День Победы,
В тяжёлой битве выжила страна,
От радости забылись сразу беды,
Фронтовики надели ордена.
6-й чтец
Войны не знают люди молодые,
Их детству золотому нет цены,
Теперь уже все старики седые
Те — дети грозной, праведной войны.
Бегут вдаль годы жизни неизменно,
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним.
Колеса скрипели, колеса стучали,
Колеса вперед, от войны убегали,
Колеса из стали стонали печалью,
Когда наши дети от страха кричали...
— Молчи, успокойся, осталось немного...
Стальные колеса, стальная дорога.
Железные рельсы узлом завязались
Мы с домом прощались,
Мы с детством прощались...
И, позже, средь мирной, родной тишины
Мы так и останемся — дети войны...
1-й ведущий. В концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания погибло более 13 миллионов советских людей, из них 1 миллион 200 тысяч детей. Всего же жертвами фашистской неволи было более 5 млн детей.
1-чтец
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство.
1-й ведущий. Тяжело говорить о том, что ребенок помимо своей воли становится участником страшной войны... Гораздо позже, через много лет он осознает, что тогда жизнь его была всего в нескольких шагах от того момента, когда все краски этого чудного мира перестают существовать, присыпанные комьями черной, еще не оттаявшей до конца земли...
2-й ведущий. И, в прямом смысле попробовав на вкус горькую правду войны, люди становились добрее, человечнее, ценя саму жизнь во всех её проявлениях, ценя и взращивая в себе это великое чувство — Любовь. Чувство, состояние, которое каждый из вас несет в себе, дарит своим детям, внукам и всем близким и по сей день.
2-й чтец
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют, -
Под мирным небом в песне мира страны!
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдинки злобы и вражды растают.
Дружить давайте, дети всей земли,
Пусть наша дружба с нами вырастает.
3-й чтец
Играют дети всей Земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Преподаватель. Так уж заведено, что даже в детстве девчонки играют в куклы, а мальчишки — в войну... Они летят на истребителях, участвуют в военных операциях и обезвреживают врагов.
4-й чтец
Мальчикам, играющим в войну,
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательно, дружок,
Этот вот без рук, а тот — без ног.
Третий черный, зубы лишь — как мел.
Видно, в танке заживо сгорел.
5-й чтец
А четвертый, ордена — как щит —
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого — на глазах слеза,
Сорок лет, как выбило глаза...
Горсть солдат ребятам протяну,
Не играйте, мальчики, в войну.
Звучит песня «Пусть всегда будет сонце».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников
Война глазами детей. Сочинение
Классный час на тему 9 мая День Победы
9 мая в школе. Сценарий "Вечер встречи трех поколений"
Похожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия к 9 мая для 5-9 классов
Сценарий праздничной программы для школьников к 9 мая. Песни Великого Подвига
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для старшеклассников. Великая Победа
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс