Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности психического развития детей с ЗПР

Особенности ребёнка с задержкой психического развития. Консультирование педагогов
Особенности ребёнка с задержкой психического развития
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные ёё функции отстают в своём объёме развития от принятых психологических норм для данного этапа развития. Это замедление темпа развития психики ребёнка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладание игровых интересов над познавательными и быстрой утомляемостью в интеллектуальной деятельности. Психическое развитие таких детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций, при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием и умственной работоспособностью.

Общими для всех детей с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп познавательной деятельности и трудности произвольной саморегуляции.

Нарушения в интеллектуальной сфере у таких детей носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, мышление, память, внимание и речь.
Восприятие у детей с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и не точно.Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность следует учитывать при обучении таких детей - наглядные пособия им нужны обязательно.

Внимание неустойчиво, кратковременно и поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему очень сложно сосредоточится на чём то определённом. Кроме того, у них нарушены избирательность и распределение внимания.

Память характеризуется также фрагментарностью запоминания материала.

У детей с ЗПР более сохранно наглядно-действенное мышление и более нарушенным является образное. Абстрактно-логическое мышление вообще невозможно без помощи взрослого. Поэтому дети испытывают трудности с анализом и , сравнением и обобщением.

Речь детей с задержкой психического развития тоже имеет свою специфику: наблюдается искажение артикуляции звуков и нарушение слуховой дифференциации. Словарный запас очень ограничен, в следствии чего, им трудно выстраивать грамотные и связные высказывания.

Что касается личностной сферы этой категории детей, то она имеет тоже ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью. Частой сменой настроения и внушаемостью. Детям с задержкой психического развития присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании. Кроме того, у них могут отмечаться повышенная агрессивность и тревожность, а так же аффективные реакции. Но чаще дети с ЗПР замкнуты и необщительны. Их игровая деятельность отличается однообразием и стереотипностью, сюжет игры очень прост. Фантазия предельно скупа.

Особенности моторики включают неуклюжесть, неловкость и недостаточную координацию. Дети часто подвержены гиперкинезам – патологически внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или группе мышц, а также тикам – быстрым непроизвольным сокращениям мышц.

Виды задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это вариант психического дизонтогенеза. К ЗПР относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния интеллектуальной недостаточности. Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. Термин «задержка психического развития» впервые был предложен Г.Е.Сухоревой. Далее К.С. Лебединская разработала классификацию детей с ЗПР по этиологическому

Современные учёные – педагоги выделяют четыре типа задержки психического развития:
1. ЗПР конституционного происхождения (гармонический психофизический инфантилизм)
2. ЗПР соматического происхождения
3. ЗПР психогенного происхождения
4. ЗПР церебрально – органического происхождения

Рассмотрим краткую характеристику различного генеза.
Задержка психического развития конституционного происхождения
Такая задержка психического развития определяется наследственностью. У детей наблюдается значительное отставание развития от возраста, в основном проявляющаяся в эмоционально-волевой сфере, при сохранной хоть и замедленной познавательной деятельности. Такой ребёнок очень быстро находит себе «покровителей» которые его опекают. Основной фон настроения в основном положительный, эмоциональные реакции имеют поверхностный характер. Незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к не сформированности учебной мотивации. Деятельность превращается в доступную ему игровую. У ребёнка отмечается недостаточный уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи знаний и представлений об окружающей его действительности. Он обычно непоседлив и болтлив.

С первых месяцев обучения в школе, как правило, ребёнок становится стойко неуспевающим.
Для конституционной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия и в доступной ребёнку игровой форме.

Задержка психического развития соматического происхождения
Такие дети рождаются у здоровых родителей. Причинами ЗПР данного вида являются перенесённые в раннем детстве заболевания, влияющие на развитие мозговых функций. К таким заболеваниям относится бронхиальная астма, сердечная и почечная недостаточность, дистрофия, хроническая астения и т. д.

Болезненность рождает психическую незрелость. Вследствие этого ребенок плохо адаптируется в новой среде. Он часто плачет, скучает по родителям, просится домой. Отличается пассивностью, безынициативностью. Защитить себя не может, поэтому постоянно становится жертвой насмешек. К старшим относится уважительно. Без помощи взрослого такие дети неорганизованны. Главная их трудность состоит в обучении из-за отсутствия интереса к учебной деятельности, нежелания выполнять задания, преодолевая при этом трудности. При утомлении ответы на вопросы у такого ребенка становятся бессвязными, нелепыми. Боясь ответить неправильно, используют такие фразы как «не знаю», «не могу». Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии. Появляющиеся в результате утомления головные боли, боли в животе и тому подобное ребенок использует как повод избежать выполнения задания. Учитель часто не может отличить такое ложное состояние ребенка от истинного. Свои неуспехи в учебной деятельности такие дети переживают достаточно болезненно.

Задержка психического развития психогенного развития
Для таких детей характерно нормальное психическое состояние, соматически они здоровы. Особенности их развития обусловлены неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример – дети, находящиеся в Доме ребенка. Отсутствие материнской ласки, тепла семейного очага приводят к замедлению психического развития ребенка. В итоге: несформированность интеллектуальной мотивации, инфантильность, несамостоятельность поведения, подверженность чужому влиянию. Нередко к таким последствиям приводит и воспитание в неблагополучной семье: асоциально-попустительской и авторитарно-конфликтной. В асоциально-попустительской семье родители своим поведением формируют сознание вседозволенности, безвольное следование влечениям, гасят интеллектуальную активность детей. Ребенок растет предоставленным самому себе. В такой ситуации формируется его педагогическая запущенность. В авторитарно-конфликтной семье основу отношений составляют конфликты и ссоры. Воздействие на ребенка со стороны родителей – это, как правило, подавление и систематические наказания. В результате ребенок становится замкнутым, постоянно находится в состоянии тревожности. Такие дети становятся неспособны к анализу, не могут определят признаки сходства и различия, недостаточно используют обобщающие понятия. Они не склонны к продуктивной деятельности, невнимательны. Их поведение характеризуется излишним индивидуализмом, желанием выделится, агрессивностью, или, наоборот, чрезмерной покорностью, приспособленчеством. При индивидуальном подходе и достаточной интенсификации обучения, дети могут заполнить пробелы в знаниях в обычном (массовом) классе.

Задержка психического развития церебрально – органического происхождения
Данный вид ЗПР является наиболее часто встречающимся. И обусловлена она первичным негрубым органическим поражением головного мозга, которое возникает в результате патологий беременности (перенесённые инфекционные заболевания матери, алкоголизм, наркомания и т. д.), родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте. При ЗПР церебрально-органического генеза нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики или же частично проявляться в различных психических сферах.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. У таких детей нет проявления сильных и ярких эмоции, они быстро утомляются, у них плохо развито воображение и снижен уровень памяти и внимания. Им тяжело даётся учёба в школе и сложно строятся взаимоотношения со сверстниками.

Обучение таких детей в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в социальных условиях обучения (школа для детей с ЗПР или коррекционные классы в общеобразовательной школе).

Причины возникновения и опасность задержки психического развития
Причин, вызывающих задержки психического развития, существует множество. Но по своей сути их можно разделить на два больших класса: биологические и психосоциальные.

Биологические причины или факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребёнка. Проявляться они могут на разных этапах развития ребёнка. На пренатальном этапе развития к биологическим факторам относятся всевозможные патологии беременности. К ним относятся не только очевидные факторы, вроде алкоголизма, наркомании и различных инфекционных заболеваний, перенесённых матерью во время беременности. Однако и у здоровых матерей есть вероятность того, что ребёнок родится с задержкой психического развития, так как фактором риска является и резус-конфликт матери и ребёнка, гипоксия плода и тяжёлые токсикозы. На этапе рождения ребёнка тоже есть риск возникновения задержки психического развития. Прежде всего он увеличивается у недоношенных детей, а, кроме того, внутричерепные родовые травмы тоже становятся факторами риска.

В постнатальном периоде и в раннем возрасте биологическими причинами возникновения ЗПР могут послужить различные соматические заболевания, например, грипп, рахит и различные нейроинфекции. Причинами поражения головного мозга также могут служить черепно-мозговые травмы.
Кроме того, ЗПР может развиваться в результате нарушений в раннем возрасте у ребёнка слуха, или зрения, или же при наличии выраженных дефектов речи.

Ещё одна причина возникновения задержки психического развития, которую можно отнести к группе биологических, — это наследственный фактор. Если одному из родителей или обоим ставился диагноз ЗПР, есть вероятность того, что при отсутствии прочих факторов риска у них родится ребёнок с той же самой проблемой.

Что касается психосоциальных или средовых факторов возникновения задержек психического развития, то в данном случае речь, прежде всего, пойдёт о семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок. В первую очередь, фактором риска являются неблагополучные семьи. В таких условиях ребёнок растёт в состоянии гипоопеки и дефицита внимания.

С другой стороны, гиперопека тоже является фактором риска развития ЗПР. В таких семьях ребёнок, наоборот, становится центром семьи, его желаниям потакают, родители всячески стараются устранить любые препятствия или опасности, причём как реальные, так и мнимые. Поэтому ребёнок не учится самостоятельно преодолевать препятствия и принимать решения.

Ещё один вид семьи, способствующий возникновению у детей задержек психического развития, — это авторитарные семьи, а также семьи, где по отношению к ребёнку допускается насилие, телесные наказания и грубое обращение. Такие родители редко поддерживают интересы ребёнка, они пытаются навязать ему свои, им кажется, что они лучше знают, что надо их детям. Наказания в таких семьях зачастую несоизмеримы с провинностью ребёнка. В таких условиях у ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, фобии, повышенный уровень тревожности, нерешительность, безынициативность, возможно и развитие состояния выученной беспомощности (это понятие характеризует состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность). Страдает его интеллектуальная сфера, так как вся деятельность ребёнка направлена на избежание неудачи, а не достижение успеха.

Создание специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации
Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные условия образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» для этого разработаны условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия для детей с ЗПР подразделяются на несколько видов:
1. Организационное обеспечение.
2. Материально-техническое обеспечение.
3. Организационно-педагогические условия.
4. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов.
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном учреждении.
6. Кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение включает в себя несколько пунктов:
- нормативно-правовая база;
- система взаимодействия со сторонними организациями;
- организация питания и медицинского сопровождения;
- финансово-экономические условия;
- информационное обеспечение.

Нормативно-правовая база подразумевает создание локальных актов, регулирующих отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающих успешное получение образования всех детей. Особо важным является заключение договора с родителями, предусматривающего правовые механизмы изменения образовательного маршрута ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. Причем имеется в виду заключение такого договора не только с родителями детей с ОВЗ, но и с родителями остальных учащихся.

Обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе (классе) регламентируют следующие документы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (приказ министерства образования РФ от 08.09.1992 № 333);
- Концепция коррекционно-развивающего обучения, утвержденная коллегией министерства образования Российской Федерации;
-Положение о специальном (коррекционном) классе в ОУ.

Под системой взаимодействия со сторонними организациями понимается налаживание делового сотрудничества с такими учреждениями, как: территориальная ПМПК, методический центр, ППМС-центр, Окружной и городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, специальная (коррекционных) школа, органы социальной защиты, организация здравоохранения, общественные организации. Это взаимодействие поможет реализовать право на получение образования ребенка с ЗПР и достичь результата в обучение. Сотрудничество с коррекционной школой соответствующего типа позволит получать методическую помощь учителям, работающим с ребенком с ЗПР, имеет практическую значимость.

Немаловажным являются и финансово-экономические условия, позволяющие организовать материально-техническое обеспечение процесса обучения ребенка с ЗПР. Это обеспеченность школы и специальной методической литературой, и кадрами, и необходимыми технологическими средствами.

Технологические средства занимают далеко не последнее место в обучении ребенка с ЗПР. Особенности его восприятия обуславливают целесообразность использования на уроках ИКТ-технологий, которые активизируют познавательную деятельность таких детей. Несмотря на особенности развития, дети с ЗПР зачастую увлекаются компьютером, что можно использовать в обучении для достижения планируемых результатов.

В плане материально-технического обеспечения дети с ЗПР наиболее близки в потребностях с остальными учащимися. Необходимо обратить внимание на организацию временного режима обучения, ввиду быстрой утомляемости детей с ЗПР. Обучение проводится в первую смену с организацией питанием, достаточным временем для отдыха.

Организационно-педагогические условия подразумевают под собой большей частью работу учителя. Во-первых, это создание адаптированной образовательной программы. Данная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы, с учетом заключения ПМПК и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ЗПР.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – это фактор, обуславливающий успешное обучение. В первую очередь это создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие и педагог-психолог, и логопед, и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.

В плане кадрового обеспечения школа должна быть укомплектована необходимыми компетентными работниками, готовыми к работе с детьми с ЗПР. Для детей с ЗПР обязательным условием успешного обучение является наличие сопровождения. Это работа педагога-психолога, логопеда, дефектолога.

Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход. Требования к обучению, тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Методические приемы коррекционно–развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения. Необходимость определения индивидуального образовательного маршрута, адаптация образовательной программы, компетентность и профессиональный рост педагогических кадров, организация сопровождения, создание благоприятной эмоциональной обстановки, создание нормативно-правовой базы – т.е. создание специальных образовательных условий.

Если у родителей есть подозрение на то, что они наблюдают отставание в развитии ребёнка, не стоит этого сразу пугаться или стесняться. Лучше сразу же обращаться за квалифицированной помощью к специалистам. Чем раньше будут применены коррекционные меры, тем выше вероятность того, что развитие приблизится к норме, с ребёнка будет снят диагноз «задержка психического развития», и он сможет стать полноценным членом общества и достичь высоких результатов как в учебной, так и в будущем в профессиональной деятельности.

Список использованных источников и литературы
1. Белопольская H.Л. Психологическое исследование методов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дис. . канд. псих. наук./Н.Л.Белопольская - М.: 1976. - 155 с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
3. Задержка психического развития//Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2003. - с. 57.
4. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012 - №1-23-31с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой Диагностическое обследование речевого развития детей с задержкой психического развития 5-6 лет Карта педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР Дети с задержкой психического развития и их фрустрирующее воздействие на психику родителей
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для младшей группы ДОУ
Опубликовано: 1177 дней назад (2 октября 2021)
Просмотров: 647
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!