Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: "Сохраним природу. Зелёная ёлочка – живая иголочка"
Автор: Тахтамышева Наталия Михайловна, воспитатель, МБУ прогимназия № 132 «Альтаир», город Тольятти
Описание работы. Основной задачей обучения в детском саду является формирование у детей 5—7 лет обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Другая, не менее важная задача — развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Данный конспект могут использовать как воспитатели, так и специалисты, работающие с детьми с ОВЗ.
Программное содержание.
1. Формирование у детей представления о хвойных и лиственных деревьях и их функциях. Уточнение знаний об общем и отличительном между хвойными и лиственными деревьями. Закрепление названий деревьев, знаний о строении шишки, из чего вырастает новое дерево.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, повышение умственной и физической работоспособности, развитие зрительно-моторной координации.
3. Обогащение словаря детей словами: ельник, сосняк, кедровник, пластмассовая, искусственная. Активизация словаря детей прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
4.Формирование экологической культуры детей, побуждение к природоохранной деятельности. Воспитание выдержки, умения выслушать товарищей.
Материалы и оборудование. Искусственная ёлочка с записочками на ветках. Макет шишки с угощениями для детей. Картина "Зимний пейзаж". Иллюстрации с хвойными и лиственными деревьями. Гербарий: ветки березы и сосны. Две маленькие сборно-разборные елочки. Обруч зеленый и желтый. Карточки с изображением хвойных и лиственных деревьев. Материал для игры "С чьей ветки эти детки?". Две корзиночки, шишки сосны и ели, белочка (игрушка). Проигрыватель для прослушивания записи мелодии "В лесу родилась елочка". Наряд для ёлочки (фартук и платочек из бумаги).
Ход занятия
Перед детьми искусственная елочка, на ветках которой висят записочки (макет).
Воспитатель. Ребята, сегодня утром я обнаружила эту таинственную елочку с какими-то записочками - секретами на ветках! Каждая записка с номером. Здесь, по-моему, какая-то тайна …
Давайте снимем записку под №1. Пожалуйста, Вика. (Ребенок снимает, а воспитатель открывает её). Ага! Это, оказывается, хозяин леса, Лесовичок, решил с нами поиграть!
В каждой записке задание, которое мы должны выполнить. Если все задания будут выполнены, мы раскроем какую-то тайну, и, может быть, получим приз!
В первом задании нам нужно найти отличия: общее и отличительное , между хвойными и лиственными деревьями. (Показ картины "Зимний пейзаж"). Сначала давайте вспомним и назовем, какие деревья относятся к лиственным, а какие - к хвойным.
Дети называют.
Воспитатель. Хорошо. Начнем с общего: где растут хвойные и лиственные деревья?
Дети. И те, и другие могут расти в лесу, парке, сквере.
Воспитатель. Если в лесу растут только ели, такой лес называют ельником. (Показ иллюстрации}, А если только сосны и кедры?
Дети. Сосновый бор, сосняк, кедровник. (Показ соснового бора).
Воспитатель. А могут ли расти леса из одних берез, дубов?
Дети. Да, такой лес называется березовой рощей или дубовой.
(Показ иллюстрации березовой рощи).
Воспитатель. Скажите, ребята, а для чего на Земле растут хвойные и лиственные деревья, какую они приносят пользу?
Дети. Деревья очищают воздух на Земле, кормят птиц семенами, являются домом для белок и разных птиц. А ещё из деревьев строят дома, разные постройки, дела¬ют мебель, деревья лечат человека.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что в нашей групповой комнате сделано из дерева.
Дети называют.
Воспитатель. А чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Показ иллюстрации хвойного и лиственного дерева).
Дети. Они отличаются по цвету и форме листьев. У лиственных деревьев листья сначала зеленые, затем становятся разноцветными, а поздней осенью желтеют и облетают. А хвойные деревья всегда зеленые.
Воспитатель. А по форме листья как отличаются? (Показ гербария).
Дети. У лиственных большая листовая пластина, а у хвойных - тонкие иголочки (хвоинки).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Первое задание выполнили.
Давайте подойдем к нашей таинственной елочке, встанем вокруг неё и скажем ей добрые слова. Кто скажет елочке доброе слово, делает один шаг к ней. Говорить будем ласково, нежно, с улыбкой. (Речевое упражнение "Скажем елочке добрые слова”).
Примерные ответы детей: зеленая красавица, волшебница, таинственная гостья,
наша милая елочка, колючая подружка , елочка - зеленая иголочка, нарядная елочка.
Воспитатель. От ваших добрых слов как хорошо стало елочке, она тоже улыбается.
Так, под какой цифрой у нас следующий секрет?
Дети. Под цифрой №2.
Воспитатель. Теперь Юра снимет записочку под №2.
Вот, что здесь написано: "Каждый год на Новогодний праздник люди наряжают елки, сосеночки, которые вырубаются в лесах. Через несколько дней после праздника высохшие елочки выбрасываются в мусорные контейнеры. Как вы думаете, как поступают люди с елочками?
Дети. Люди поступают плохо. Воспитатель. А почему плохо?
Дети. Потому что хвойные деревья растут медленно. Пока вместо вырубленных вырастут новые - сколько кислорода не достанется людям!
Воспитатель. Нужно было что-то придумать, чтобы к Новому году и елочка была в каждом доме, и вместе с тем леса остались не вырубленными. Что же люди изобрели?
Воспитатель подводит итоги.
Воспитатель. Андрей достанет следующую записочку. Какая там цифра должна стоять? Дети. Цифра № 3.
Воспитатель. Слушайте, что я сейчас прочитаю. "Есть такое правило друзей леса:
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса – посади !
Лесовичок просит посадить деревья: на желтую полянку - лиственные деревья, а на зеленую - хвойные деревья.
Каждый называет, какое дерево он сажает. Будьте внимательны, правильно выбирайте полянку.
Хорошо, ребята. Вы настоящие друзья леса!
А теперь подойдем к нашей гостье и покажем ей, как вы умеете отгадывать и загадывать загадки.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель, сосна)
В зеленой шубе летом,
А зимой раздет он. (лес)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (березы)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)
Русская красавица стоит на поляне:
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Летел пан, в воду упал,
Сам не тонет и воду не мутит. (лист)
Что за стройная девица:
Не швея, а мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель, сосна)
Воспитатель. Елочка, тебе понравилось, как дети отгадывали и загадывали загадки?
Умницы. Удивили вы елочку.
Воспитатель. Вот и моя очередь пришла, чтобы следующий секрет снять. Таня, какая это цифра? Таня отвечает: “Четыре”.
Воспитатель. А в четвертой записке вот что. Нужно поиграть в игру "С чьей ветки эти детки?"
Подойдите к мольберту. Назовите все эти деревья. А вот здесь лежат их детки. Возьмите каждый по одному.
Юра, с чьей ветки детка? (с березовой ветки). Как детка называется? (лист березы).
Воспитатель. Ребята Молодцы! И с этим заданием справились.
И так , как называется плод у хвойных деревьев?
Дети. Шишка (показывают шишки).
Воспитатель. Если она у ели - еловая шишка. А у сосны, у кедра?
Дети. Сосновая, кедровая шишка.
Воспитатель. Расскажите, из чего состоит шишка?
Дети. Шишка покрыта чешуей. Между чешуйками есть семена. Когда они созревают, то выбрасываются.
Воспитатель. А для чего нужны семена хвойных деревьев?
Дети. Семенами хвойных деревьев питаются птицы, белки (орешками), а еще из них вырастают новые деревья.
Воспитатель. Юля, помоги, пожалуйста, снять пятую записочку. Интересное задание.
Ребята , помогите белочке рассортировать шишки сосны и ели .
В гости к нам пришла белочка из нашей зеленой полянки. Давайте мы ей поможем. Скажите белочке, какой формы сосновая шишка ?
Дети. Круглой формы, похожа на шарик .
Воспитатель. А шишка ели , какой формы?
Дети. Продолговатой формы (показ шишек).
Проводится игра "Рассортируйте шишки сосны и ели" (по 5 штук).
На ковре рассыпаны разные шишки. Дети получают две корзины. Предлагается рассортировать шишки.
После игры подводится итог. Дети проверяют правильность выполненного задания.
Воспитатель. Ребята, последняя записочка осталась на елочке.
Какая она по счёту?
Дети. Шестая.
Воспитатель. Да. А в ней Лесовичок обращается с просьбой: как вы будете заботиться о деревьях?
Что мы скажем в ответ Лесовичку? Как ты, Ирина , будешь заботиться?
Ответы детей.
Не буду ломать ветки, царапать ствол. Буду отряхивать тяжелый снег с ветвей, присыпать к стволу снег.
Воспитатель. Всё правильно. Помните об этом всегда!
На нашей елочке нет записок, раскрыты все секреты.
За вашу любовь к природе, доброту, умение помочь деревьям, животным елочка дарит вам свой плод. Это волшебная шишка, которая тоже раскрылась , а там…(раскрывает макет шишки, достаёт оттуда угощения и раздаёт их детям). Смотрите, наша гостья даже ожила, улыбается нам и даже запела свою любимую песню.
(Звучит мелодия "В лесу родилась ёлочка").
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Наши права»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Осень
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе. Весёлая фасоль
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля