Фрустрирующее воздействие на психику родителей детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Аннотация: в статье представлено описание стилей семейного воспитания детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, имеющего ту или иную форму патологии, но и семьи, в которой он воспитывается.
Родители, имеющие детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, выбирают разные стили воспитания своих детей, основываясь, как правило, не на знания психологии и педагогики, а на свой жизненный опыт.
При попустительском стиле воспитания родители многие вопросы пускают на самотек, в надежде, что все как-нибудь сложится.
При жестко-авторитарном стиле воспитания родители устанавливают много ограничений и требуют неукоснительно их исполнять, невзирая на ситуацию.
Взрослым, выбравшим
демократичный стиль воспитания, все время приходится маневрировать между необходимостью сохранить отношения с детьми и добиться исполнения каких-то требований.
Нарушения в развитии эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка вызывают у родителей, в первую очередь у матерей, сильнейший стресс. Раскроем психологические портреты матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Ведущей психологической характеристикой матерей невротичного типа является пассивная личностная позиция в отношении перспектив дальнейшего развития ребенка. Нарушения в развитии ребенка воспринимаются ими как непреодолимые. Поэтому они считают, что любые усилия, направленные на обучение и развитие ребенка, положительных результатов не принесут. Все, что случилось с ребенком, вызывает у них депрессию, тревогу и страх. Эти матери не обладают психофизическими возможностями для преодоления проблем ребенка. Практически во всем они следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Им недоступно понимание того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не органического дефекта, а их собственной родительской педагогической некомпетентности. Матери, относящиеся к этой группе, удовлетворяются тем, что ребенок самостоятельно обучается что-то делать, и считают, что большего от него ждать нечего. В плане воспитания эти матери также проявляют несостоятельность. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Эти матери во всем идут на уступки ребенку. Межличностные связи «родитель-ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер. В личности невротичных матерей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в отказе от решения трудных жизненных ситуаций. У части таких матерей сохраняется постоянный тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера. Собственное психоэмоциональное бессилие не позволяет таким матерям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье ребенка с двигательной патологией. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Матери с авторитарным типом воспитания характеризуется активной жизненной позицией. В сознании этих матерей отчетливо прослеживается убеждение в том, что проблемы их детей могут быть разрешены, т.к. им свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка и облегчать его участь. Они обладают умением не видеть преград на своем пути и непоколебимой уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.
Авторитарные матери создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти матери упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом. Отрицательные характеристики этой категории матерей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, менторский тон. Многим из авторитарных матерей свойствен неадекватный характер применения воспитательных мер к ребенку, довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, шлепок, рукоприкладство). При этом сами матери не рассматривают собственное поведение как неправильное. В результате такая форма взаимодействия часто становится причиной возникновения у детей вторичных нарушений: тиков, энуреза, заикания, пониженной самооценки. Другая часть матерей гиперопекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких матерей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личные жизненные установки (вопреки мнению значимых лиц) не позволяет им увидеть верные перспективы развития ребенка.
У матерей психосоматического типа проявляются черты, присущие матерям как первой, так и второй категорий. Эмоционально они более лабильны. Им свойственны более частые смены полярных настроений. У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Психосоматичные матери не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В их поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается этими матерями изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования фрустрирующей психику проблемы у данной категории матерей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий матерей он проявляется во внешнем плане: у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик.
Поэтому для социальной адаптации семей, имеющих детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, психологом и педагогом должна оказываться психокоррекционная помощь, позволяющая нейтрализовать деструктивное внутреннее психологическое состояние родителей, гармонизировать их жизненные цели, установки и ценности, сформировать адекватные родительско-детские и детско-родительские отношения.
Список литературы
1. Братусь Б.С.: Аномалии личности. М., 1990, с. 69.
2. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
3. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. - М.: Школьная пресса, 2006
4. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М: Айрис-Пресс, 2003
5. Чижова С.Ю., Калинин О.В. Детская агрессивность – Ярославль: Академия развития, 2003
6. Янукова Л.А. Психологическая профилактика проблем обучения и развития школьника – СПб: Речь, 2003
Рекомендуем посмотреть:
Диагностическое обследование речевого развития детей с задержкой психического развития 5-6 лет
Карта педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР
Особенности развития мышления у детей с ЗПР
Творческий проект в детском саду с детьми с ЗПР. Младшая группа