Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Диагностическое обследование речевого развития детей с задержкой психического развития 5-6 лет

Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей старшей группы с задержкой психического развития.
Автор: Губайдуллина Надежда Робертовна, логопед-дефектолог МБУ «Школы № 18», г.о. Тольятти
Описание материала: Диагностические методики предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, для обследования уровня их речевого развития.
Цель – получение информации об индивидуальных особенностях речевого развития ребенка.

1. Формирование словаря.
Методика № 1. Выявление уровня развития словаря предметов.
Материал: предметные картинки по разным лексическим темам.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки. Инструкция: «Что это?», «Назови одним словом все картинки?»

Методика № 2. Выявление уровня развития глагольного словаря.
Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка).
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).

Методика № 3. Выявление уровня развития словаря признаков.
Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).

Методика № 4. Выявление уровня развития словаря наречий.
Материал: предметные картинки (черепаха, солнце, конь).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Как ползает черепаха? Как светит солнце? Как скачет конь?».

Методика № 5. Выявление уровня развития словаря числительных.
Материал: карточки с одним, тремя, пятью предметами огурец, цыпленок, ведро, ухо)
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть карточки и сосчитать количество предметов. Инструкция: «Назови сколько предметов нарисовано на карточке».

Методика № 6. Выявление уровня развития словаря синонимов.
Материал: предметные картинки (бабушка, дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать «старушка». Назови другим словом…( дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).

Методика № 7. Выявление уровня развития словаря антонимов.
Материал: предметные картинки: большой и маленький мяч, толстая и тонкая книга, высокий и низкий забор, короткая и длинная веревка, пустой и полный стакан.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Послушай слова: большой мяч – маленький мяч. Это слова наоборот. Теперь ты назови слова наоборот...».

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.

2. Грамматический строй речи.
Методика № 1. Выявление умения изменять имена существительные по падежам.
Материал: карандаш, ручка, краски.
Процедура проведения. Показываем ребенку карандаш (ручку, краски).
Инструкция: «У меня карандаш.
У меня нет …(с продолжающей интонацией) (карандаша).
Я протягиваю руку к ….(карандашу).
Я беру в руки …(карандаш).
Я рисую домик …(карандашом).
Я мечтаю о красном …(карандаше)».

Методика № 2. Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа во мн.число И.п. и Р.п.
Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку.
Инструкция: «Один стол, а если их много, то это – …(столы)
Убираем картинку.
Инструкция: «Нет чего?»

Методика № 3. Выявить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Материал: предметные картинки, на которых нарисованы предметы синего цвета (шар, чашка, платье, мяч, машина, ведро).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синий шар. А теперь ты смотри на картинки и называй…»

Методика № 4. Выявить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом .
Материалы. Предметные картинки с изображением предметов разной величины.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Назови большой предмет и маленький предмет».

Методика № 5. Выявить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: предметные картинки – стол из дерева, шуба из меха, кораблик из бумаги, мяч из резины, замок из железа, стакан из стекла.
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку, на которой изображен стол из дерева.
Инструкция: «Стол сделан из дерева, значит он деревянный. Скажи, какой (какая)…?»

Методика № 6. Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: предметные картинки с черно-белыми изображениями животных, у которых какая-либо часть цветная (кошка, собака, медведь , заяц, белка, лиса).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «У кошки хвост кошачий. Посмотри и скажи: лапа чья, ухо чьё, нос чей, голова чья?»

Методика № 7. Выявить умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Материал: картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий разные действия.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик?» (идет, подходит к дому, входит в дом, переходит улицу, выходит из дома).

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.

3. Слоговая структура слова.
Методика № 1. Выявление умения повторять слова разной слоговой структуры.
Материалы: предметные картинки (автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки.
Инструкция: «Повторяй за мной: автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник».

Методика № 2. Выявление умения самостоятельно называть слова разной слоговой структуры.
Материал: предметные картинки (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер)».

Методика № 3. Выявление умения произносить предложения, состоящие из слов с разной слоговой структурой.
Процедура проведения. Ребенку предлагают для повторения предложения.
Инструкция: «Повтори за мной: электрик чинит электрический чайник. Хоккеисты играют в хоккей. Художник рисует пейзаж. Экскурсовод проводит экскурсию».

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.

4.Звукопроизношение.
Методика № 1. Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.

Методика № 2. Выявление умения произносить звуки русского языка в словах.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено.

Методика № 3. Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.

5. Связная речь.
Методика № 1. Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений.
Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.

Методика № 2. Выявление умения составлять рассказ – описание предмета.
Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка).
Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.

Методика № 3. Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.

Методика № 4. Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.

Методика № 5. Выявление умения составлять рассказ из личного опыта.
Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
8 – 10 баллов – высокий уровень.
3 – 7 баллов – средний уровень.
0 – 2 балла – низкий уровень.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Карта педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР Дети с задержкой психического развития и их фрустрирующее воздействие на психику родителей Особенности развития мышления у детей с ЗПР
Участник №52 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников средней группы с ЗПР с цветом
Опубликовано: 3076 дней назад (21 июля 2016)
Просмотров: 10852
+2
Голосов: 2
Оксана Николаевна Однобурцева # 21 июля 2016 в 17:37 0
Мой голос вам. Вы опубликовали очень нужную информацию. Я знаю,как многие педагоги очень долго ищут различные диагностики в интернете и не могут найти. Уверена, вам будут многие благодарны.