Из опыта работы логопеда-дефектолога
Автор: Губайдуллина Надежда Робертовна, логопед-дефектолог МБУ "Школа № 18", города Тольятти
Описание работы: Материал полезен всем педагогам, работающим в дошкольных учреждениях. Такая форма взаимодействия с родителями приносит хороший результат, в особенности при работе с детьми с ЗПР.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности любого дошкольного учреждения. Введение ФГОС дошкольного образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор, отражающий согласование потребностей личности ребёнка, общества и государства в образовании. Реализация ФГОС в образовательном процессе требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс.
Наше образовательное учреждение посещают дети 4-7 лет, имеющие задержку психического развития. Большинство воспитанников с ЗПР имеют возможность посещать дошкольное учреждение и общаться со своими сверстниками, за исключением соматически ослабленных детей, которые очень редко ходят в сад или тех детей, которые уходят в санаторные детские сады на определенный курс лечения. Но родителям и тех и других наших воспитанников крайне не достает информации о том, чему и как учить ребенка дома, управлять его поведением, практических навыков, методов и приемов.
Для оказания помощи родителям воспитанников с ЗПР, нуждающихся в оказании психолого-педагогической поддержки, было организовано дистанционное обучение –современная технология, которая позволяет сделать образование воспитанников с ОВЗ более качественным и доступным.
“Виртуальный всеобуч ” помогает родителям познакомиться с особенностями развития детей с ЗПР, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Родители часто стесняются недостатков своих детей. Даже искренне любя его, они порой не могут показать свои чувства. Они не знают, как выразить свое сочувствие, свое желание помочь ребенку, не знают, во что можно с ним играть, чем заниматься, о чем говорить. Вот и выстраивают между ним и собой непреодолимую стену. Не чувствуя любви и эмоциональной поддержки со стороны родителей и педагогов, у таких детей появляется комплекс неполноценности, что впоследствии ведет к возникновению вторичных и третичных дефектов развития. Дети теряют веру в себя, снижается их самооценка, они становятся тревожными, беспокойными. Вряд ли можно рассчитывать на то, что в будущем они смогут полностью развить свои способности, реализовать свой творческий потенциал.
Цель:
Основной
целью “Виртуального всеобуча”, является вооружение родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в семье.
Задачи:
1. Распространить программу интерактивного обучения и консультирования родителей, находящихся в группе риска.
2. Вооружить родителей конкретными навыками и умениями для самостоятельного обучения своего малыша, понять особенности работы с ребенком данной категории.
3. Обучить родителей навыкам воспитания ребенка для расширения возможности позитивного взаимодействия внутри семьи и с окружающими.
4. Создать для детей с ЗПР условия для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от семьи.
5. Содействовать формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию педагогических методик.
6. Разработать учебно-методические пособия для интерактивного обучения родителей. Необходимо: персональный компьютер, веб-камера, микрофон, подключение к Интернету (Скайп), электронная почта.
Время проведения: вся работа осуществляется два раза в неделю. Установлен график общения с родителями по направлениям. Логопед – дефектолог заранее получает заказ от родителей на проведение той или иной консультации, занятия проводятся по установленному графику. Родители предварительно записываются на консультации.
Как же распространяется информация?
Виртуальные уроки позволяют родителям воспитанников получить дистанционный доступ через Интернет к учебным материалам, заданиям к ним, текстам родительских собраний, презентаций и видеоматериалов, а также к ресурсам Интернет, на которых находится дополнительный материал по интересующим их темам.
Родители могут найти рекомендации по выполнению домашних заданий, так же просмотреть видеодемонстрацию по выполнения заданий и упражнений.
С помощью виртуального урока родители имеют возможность
задать интересующие их вопросы и получить на них ответы (использование СКАЙПа или электронной почты).
Также могут увидеть
видеоинформацию о проведении различных упражнений, приемов и методов (например, таких как: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, проведение звукобуквенного анализа, работа с составом чисел, решению арифметических задач и так далее).
Компьютер позволяет
моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. Например: схемы и плакаты в электронном варианте.
Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. Применение приемов и технологий родители могут увидеть при просмотре фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий.
Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Отдельно хотелось бы рассказать
о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.
• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
• Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
• Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
• Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
Конкретные практические результаты:
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
• повысить качество обучения за счет применения современных средств,
• создать единую образовательную среду,
• разработать и апробировать новые формы работы с семьями, воспитывающие ребенка с ЗПР,
• повышение педагогической культуры родителей.
Выводы.
Опыт работы и востребованности «Виртуального всеобуча» доказывает, что уже в дошкольном образовании целесообразно проводить виртуальное общение с родителями воспитанников (как одну из форм взаимодействия с семьей), основная цель которого - обеспечение сопровождения семьи, направленное на выработку индивидуального образовательного маршрута и создание единого информационно – образовательного пространства семьи и ДОУ.
Рекомендуем посмотреть:
Дистанционное обучение
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ
Похожие статьи:
Как организовать дистанционное обучение в школе