Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческий проект в детском саду с детьми с ЗПР. Младшая группа

Проект с детьми с ЗПР младшего дошкольного возраста."Семья. Фольклор в семье"
Автор проекта:учитель-логопед-дефектолог Топычканова Татьяна Николаевна. МАДОУ "Д/с №50"
г. Петропавловска-Камчатского.
Описание: Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Данная разработка будет интересна воспитателям и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Тип проекта: Творческий; по содержанию: ребенок и семья; внутри одной возрастной группы, краткосрочный.
Актуальность проекта:
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), как зовут бабушек и дедушек, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому, кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Малыш должен осознавать себя членом семьи. Только семья является хранителем традиций, которая обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. А использование фольклора в семье способствует укреплению отношений ребенка с близкими ему людьми. Колыбельные песенки мамы перед сном вызывают состояние психологического комфорта у малышей. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и создают у него бодрое, радостное настроение, развивают ребенка. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражается в речевом развитии. Использование фольклора в коррекционной работе с детьми помогает решать сложные задачи преодоления задержки психоречевого развития.
Участники проекта:дети второй младшей группы родители воспитанников педагоги группы, специалисты ОУ.
Цель:
Формирование у детей первоначальных представлений о семье, укрепление детско-родительских отношений. Знакомство детей с пестушками, потешками и прибаутками, как жанром устного народного творчества.
Задачи:
Образовательная область «Познавательно развитие»
• Формировать у детей к окружающему, познавательную потребность и активность.
• Формировать представления о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать потребность в общении.
• Формировать навык взаимодействия «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок».
• Развивать способность детей выражать чувства и свое настроение посредством фольклора.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Развивать речь в процессе заучивания потешек, пестушек, прибауток.
• Развивать речевой слух ребенка- умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию; ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
• Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
• Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) фольклора.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Развивать социальную направленность детской изобразительной деятельности.
• Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.
• Развивать речевой слух ребенка- умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию; ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Стимулировать проявление эмоционального отклика детей на подвижные игры и игровые упражнения и желание участвовать в них.
• Развивать тонкую моторику в действиях с предметами, в пальчиковых играх.

Предполагаемый результат: У детей будут сформированы знания о семье и их традициях. Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками. Научатся эмоционально их рассказывать и использовать в разных игровых ситуациях. Вместе с родителями чаще станут использовать их в рамках семьи в различных бытовых ситуациях. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

План работы по подготовке проекта
Планирование по реализации проекта:
1 этап. Накопительный (информационный, подготовительный)
Мероприятия
Постановка проблемы:
Что мы знаем?
• Мы дети.
• У нас есть родители.
Что хотим узнать?
• Семья – что это?
• Как о нас заботятся?
• Какие они –мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?
• Какая у меня семья?
• Какие колыбельные песенки пела нам мама?
Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья». Рассматривание книжек с потешками.
Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье;
Формировать обобщающее понятие «Семья».
Знакомство с фольклором.
Изготовление пальчикового театра «Семья»
Подобрать фольклорный материал составить картотеку пестушек, потешек , прибауток.

Изготовление медалей для каждой семьи.

Вовлечь родителей в работу над проектом:
Составление генеалогического древа семьи.
Изготовление книжек-малышек «Моя любимая потешка», «Моя любимая сказка»

2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)
«Познавательное развитие»
Цикл бесед на темы:
«Кто живет в моей семье?»,
«Какая у меня мама?»,
«Что мама делает дома?»,
«Как мама заботится о нас?»,
«Как я могу заботиться о маме, папе?»
«Какие колыбельные песенки пела нам мама?»
Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий.
Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; формировать понимание таких категорий, как старший, младший)
Выставка для родителей «Фольклор в семье»

«Социально-коммуникативное развитие»
Беседа «Моя мама» (познакомить детей с трудом мамы;активизация словаря глаголами и именами прилагательными)
Беседа «Я и мой папа» (познакомить с трудом папы; активизация словаря глаголами и именами прилагательными) педагоги группы.
Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье;
формировать понимание таких категорий, как старший, младший)
Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая)
Игры-потешки о семье (развитие речи, мелкой моторики)
«Речевое развитие»
Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке.
Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)
Д/и «Как тебя зовут?» (продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)
«Поищем и найдем хорошие слова» (активизация имен прилагательных)
Упражнение «Доскажи словечко» (развитие фонематического слуха)
Д/и «Отгадай, о ком я говорю» (закреплять названия родственных отношений, расширять словарь прилагательных: молодой - старый, добрый, веселый, красивая, добрая.)
Д/и «Назови и покажи» » (закреплять названия родственных отношений, расширять глагольный словарь: убирает, стирает, готовит, вяжет, чинит, печёт.)
Драматизация сказки «Репка»
Чтение и заучивание потешек, пестушек, прибауток.
Заучивание стихотворений о семье.
«Художественно-эстетическое развитие»
Мероприятия Ответственные
Лепка «Цветочек для мамы»
Аппликация «Открытка для мамы»
Рисование «Портрет мамы»
Драматизация пестушки «Петушок-петушок», игра на ложках.
«Физическое развитие»
«Бусы для мамы» (развитие мелкой моторики, нанизывание шариков на шнурок, упражнять детей в чередовании двухцветных шариков)
Потешка «Этот пальчик» «Поможем бабушке»
(развитие мелкой моторики рук, наматывание ниток в клубок).
Подвижная игра «Подарок маме»
Коррекционная работа:
Упражнения на развитие слухового внимания и зрительного восприятия Упр. Кто позвал? (развитие слухового внимания)
Упр. «Собери картинку» (развитие зрительного восприятия)
Упр. «Шумовые коробочки» (развитие слухового внимания)
Упражнения на развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика «Воздушный поцелуй» (развитие артикуляционной моторики)
Упр. «Капризуля» (закрепление мимической мускулатуры)
Упр. «Кто дома?» (развитие интонации)
Упр. «Мамины духи» (развитие глубокого вдоха и плавного выдоха)
Упр. «Идет коза рогатая» (развитие силы и высоты голоса)
3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)
Рассматривание генеалогического древа
Рассматривание и чтение книжек-малышек изготовленных родителями и детьми «Моя любимая потешка», «Моя любимая сказка»
Творческий вечер по теме проекта «Семья. Фольклор в семье»
Чтение стихотворений о своей семье.

СЦЕНАРИЙ ТВОРЧЕСКОГО ВЕЧЕРА С ЧАЕПИТИЕМ «СЕМЬЯ. ФОЛЬКЛОР В СЕМЬЕ».
В группе накрыты столы для чаепития. Звучит сборник детских песен о маме, папе, дедушке, бабушке.
Родители приносят угощенье.
1. Игра «Собрались все дети в круг»
Родители, дети и педагоги группы встают в круг взявшись за руки.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Приглашение за столы.
Здравствуйте люди добрые! Милости просим Вас садится за столы.
Мы гостей всегда встречаем чаем, чаем, чаем!
Приглашаем к самовару
И вприкуску и вприкуску
Пейте чай друзья по-русски.
3. Консультация «Моя семья»
4. Игра-соревнование для родителей «Продолжи фразу» Для первой команды: «1.2,3.4.5
Вручение памятки «10 заповедей для родителей»
5. Отгадывание загадок о семье.
Загадки о семье
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…
(Семья!)

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша …
(Мама)

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю –
(Мама)
Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама)

Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...
(Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
(Папа)

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без...
(Папы)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш...
(Папа)

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
(Папа)

Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная …
(Бабушка)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
(Бабушка)

Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная...
(Бабушка)

Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
(Дед)

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш...
(Дед)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
(Дед)

Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(Тетя)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне...
(Дядя)

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —

6. Чтение детей стихотворений о семье.
Праздник весны.
Пришел весенний праздник к нам,
Веселый праздник-праздник мам.
Поздравлю мамочку свою-
Я больше всех ее люблю.

Мама
Мамочка любимая
Мамочка моя.
Будь всегда красивая,
Как и я сама.

Бабушка
Я бабуленьку родную,
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень, очень добрая.

Мама.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.

Веселые песни
мама напевает,
Нам грустно вдвоем
никогда не бывает.

Папа.
В воскресенье на прогулку
вместе с папой я хожу,
Чтобы он не потерялся
За руку его держу.

Мама.
Мамочка, мамуля
Так тебя люблю я
Я платок тебе дарю
Вот как я тебя люблю.

Дедушка.
Грузовик из пластилина
Я для дедушки слеплю.
И скажу ему на ушко:
«Деда, я тебя люблю»

7. Консультация «Фольклор в семье»
Конкурс для мам «Колыбельная песня».

8. Игра «Доскажи поговорку о семье».
В гостях хорошо, а дома ….лучше.
В дружной семье и в холод ….тепло.
В своем доме и стены … помогают.
В семье и каша… гуще.
Вся семья вместе так и душа … на месте.
Где мир и лад там и божья … благодать.
Дом согревает не печь, а .. любовь и согласие.
Семья без детей, что цветок … без запаха.
Человек без семьи, что дерево … без плодов.
9. Драматизация сказки «Репка»
10. Драматизация песенки «Петушок»
Игра на ложках.
11. Награждение семей медалями.
Самая артистичная семья.
Самая стройная семья.
Самая смелая семья.
Самая находчивая семья.
Самая модная семья.
Самая талантливая семья.
Самая крепкая семья.
Самая трудолюбивая семья.
Самая общительная семья.
Самая задорная семья.
Самая обаятельная семья.
Самая сообразительная семья.
Самая дружная семья.
12. Завершение вечера чтением стихотворения «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем , волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному очень сложно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

Рекомендуем посмотреть:

Проект по социально-нравственному воспитанию для детского сада. Вторая младшая группа Диагностическое обследование речевого развития детей с задержкой психического развития 5-6 лет Карта педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР Дети с задержкой психического развития и их фрустрирующее воздействие на психику родителей
Участник №21 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2018 года
Рассказ для старших дошкольников "История города Петропавловск-Камчатский"
Опубликовано: 2310 дней назад (27 июля 2018)
Просмотров: 3492
+3
Голосов: 3
Ольга Андреевна Зубарь # 28 июля 2018 в 19:24 +2
первый отзыв мой, поэтому с почином Вас Татьяна Николаевна)))! С удовольствием изучила проект, т.к. сама занимаюсь проектной деятельностью и мной создан проект на тему взаимодействия школы с семьей.Ваш проект достаточно интересен, а главное на мой взгляд результативный!
Ирина Николаевна Кириллова # 28 июля 2018 в 20:16 +2
Здравствуйте! Интересный проект, а главное выбранная вами тема всегда остается актуальной. Примите мой голос! Удачи!
Елена Васильевна Бычкова # 29 июля 2018 в 01:03 +1
Уважаемая Татьяна Николаевна, проект действительно занимает важное место в воспитании маленьких детей. Продумана работа и с детьми, и с родителями. Но непонятно, на какой срок Вы спланировали реализацию проекта (или я невнимательно прочитала?). Удачи Вам!
Татьяна Николаевна Топычканова # 29 июля 2018 в 09:16 +1
Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья. Спасибо за приятные слова и положительную оценку smile
Проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели.