Статья на тему «Квест –игра как средство художественно - эстетического воспитания и развития духовно-нравственных качеств дошкольника согласно ФГОС».
В условиях новой социокультурной ситуации в обществе, характеризующейся духовным кризисом, необходимо возрастает роль педагогической организации духовно-нравственного развития личности в образовании. По Е.В.Бондаревской, духовно-нравственное развитие личности- «овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение». [1] В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления. Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения. Целенаправленное воспитание они получают в Детском саду, потом в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Современные исследования показали, что из-за ранней компьютеризации в сознании ребенка происходят изменения –утрачивается образное мышление и творческие способности. Поэтому для меня как музыкального руководителя актуальна именно тема самообразования: «Проектирование модели духовно-нравственного воспитания на основе развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами искусства».
В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей и подготовить к школе, как современными играми заинтересовать ребенка, развивая его творческие способности и заложить в его воспитание духовно-нравственную основу? В этом случае вопрос не найдет ответа, не предложив альтернативы – при этом, чтобы у детей от «полезного» не остался осадок: «Это скучно!» На сегодняшний день в нашем детском саду помимо обязательных занятий и утренников по музыкально-эстетическому развитию мы применяем реальную игру квест. Это увлекающая, интересная, нестандартная игра, которая дарит море положительных эмоций и раскрывает творческие способности детей. В связи с этим запланировано провести на этот год цикл квест-игр «Времена года». В средней группе осенью состоялась квест-игра с элементами детективного жанра «В поисках корзинки», в подготовительной группе- «На святках» с использованием русского фольклора.
Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:
- всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному и социально - коммуникативному);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
- действовать в команде, а не поодиночке;
- помощь и взаимовыручка;
- пробуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
- внимательность и смелость;
- расширение кругозора;
- обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
В этом случае образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам игры;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;
• формирование всесторонней развитой личности;
• воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника.
Квест –игра (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. В нашей игре главный герой-белочка, над которой подшутили волчата и спрятали её корзинку с запасами. Управляемыми игроками, как ответственными за организацию деятельности воспитанников, являлся музыкальный руководитель в роли Осени и преподаватель по физической культуре в роли Боровика, сменяющие друг друга во время игры. Основные задачи квеста -это решение головоломок и задач, требующих от детей сообразительности, выполнения задания, анализа, скорости принятия решения, быстрого ответа действий. Квест-игра состоит из трех важных этапов: получение задания, его выполнения, награждения.
Условием сюжета стало простое задание с элементами детектива. Чтобы решить головоломку, отводится определенное время, а уровень сложности прохождения игры формируется согласно возрасту детей. Играя в игры квест, можно найти выход за счет интересных предметов, ключей. В адаптированном варианте для детей дошкольного возраста сюжет игры прост: дети захотели помочь белочке найти корзинку с запасами, для этого они преодолели трудности, выполняя определенные задания, результаты которых означают ответы для прохождения на другой уровень и для нахождения пропажи. Ключами прохождения на следующий уровень являлись карточки с изображением гриба, листика, лужи, крота, помидора, телеги. Дети в образах красок, лесных зверюшек начинают свое путешествие в гостях у Осени в лесу. Для того чтобы помочь Белочке найти корзину, надо выполнить первое задание - отгадать загадку про гриб. Появление инструктора по физической культуре в роли Боровика и являлось ответом. Он просил раскрасить лес, тем самым помочь Осени в ее заботах. Дети сначала украшали листиками дерево на магнитной доске, а потом показывали танец красок, как бы рисуя волшебными кистями. Боровик продолжал давать следующее задание - спеть песню Осени «Урожай». Внезапно зашумевший дождь не застал детей врасплох, они быстро спрятались в «домиках», являющиеся спортивными модулями-блинами. А чтобы дождик прекратился, дети ему станцевали. После дождя появилась лужа- это следующее задание- надо ехать на огород, и дети отправились с песней на паровозике. На пути появилась река, а в помощь ребятам –мостики и кочки, являющиеся спортивным инвентарем: сенсорная дорожка, гимнастическое бревно, массажные резиновые коврики. После преодоления препятствий дети попали на огород, а там оказалось все перекопано. Картинка с изображением крота дала задание-спеть о нем песенку, а картинка помидор сигнализировала о том, что надо убрать овощи. Как только последнее задание было выполнено, дети увидели спрятанную последнюю картинку с изображением телеги и по ней нашли большую тележку, в которой и находилась белочкина корзинка с орешками.
Надо добавить, что во время прогулки в лесу, около речки, на огороде организатор деятельности детей постоянно вел диалог с детьми, задавал вопросы по развитию речи: кто и где живет? что и где растет? какого размера, формы, цвета тот или иной предмет? и.т.п. Такая непринужденная передача информации детям во время игры наилучшим образом способствовала развитию речи.
Надо сказать, что квест – игра получила диплом победителя I место во всероссийском конкурсе «Музыкальная капель», диплом победителя I место во всероссийском конкурсе «С физкультурой дружим», выступление на областном семинаре в ВИРО с темой «В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра «В поисках корзинки», опубликована статья «В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра «В поисках корзинки». «Мероприятие посетило 25 педагогических работников, педагоги представили слушателям наиболее результативные элементы системы работы по музыкально-эстетическому и физическому развитию дошкольников, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных задач. Педагоги использовали игровую деятельность, что соответствовало основным особенностям детей, их речевому, музыкально-эстетическому и познавательному развитию, физической активности в рамках ФГОС ДО».
Еще одним примером квест-игры стало мероприятие в подготовительной группе «На Святках» с использование русского фольклора. Традиции русской культуры впитали в себя песенные, танцевальные, театральные, изобразительные, сказительные истоки народного творчества. Поэтому эстетическое воспитание дошкольника тесно связано с знакомством и исполнением произведений русского фольклора.
В играх часто повторяющиеся музыкальные интонации способствуют развитию мелодического слуха, ритмические и игровые движения - чувства ритма и координации. Юмор, проявление сообразительности, быстроты, кураж в играх поднимает настроение. В итоге, развлекаясь- дети развиваются. И здесь помогает квест-игра и использованием ИКТ. Главная героиня Фекла Загадкина – это кукла, отснятая мною заранее отдельно. Затем кадры с героиней были смонтированы вместе с заданиями. И когда персонаж ожил - дети пришли в восторг.
Сюжет очень прост. Дети-Христославы подготовительной группы приходят на Святках в гости и поют колядку. Но хозяйка сразу не выносит угощение, а просит соседку это сделать, а та в свою очередь, представляясь как Фекла Загадкина, начинает давать задания с целью нахождения подарков. И первым заданием было рассказать, что это за праздники такие сейчас на дворе, и с какими песнями входят в дом. В ответ – дети объяснили и исполняли колядку «Мы к тебе, Хозяин». Следующие задание- надо было угадать игру по картинке (изображение «Золотые ворота» в г. Владимире) и поиграть. Потом старушка Фекла загадала про рукавички, и дети, найдя их на елке, нечаянно уронили и рассыпали пуговицы, поэтому пришлось тому, кто нашел, убирать, одев варежки. Следующим заданием было спеть песнопение о том, что изображено на слайде. Это была икона «Рождество Христово», и ребята, рассказав про изображения на слайде, спели колядку «Нынче Ангел нам спустился». Фекла Загадкина хвалила детей на протяжении всей игры и загадала дальше про девичьи хороводы, в ответ-девочки спели станцевали «Зимний вечер». Последним заданием стала картинка «Бояре», в ответ дети сыграли в игру «Баяре». В конце игры под деревом, на котором сияла Вифлеемская звезда, дети нашли мешок с подарками и понесли его в группу. Восторга не было предела.
Не мало важен и репертуар, сопровождающий мероприятие, постоянно обновляющийся. Здесь уместно применять авторские произведения, так как в тесной работе с детьми как педагог знаешь-как лучше для той или иной возрастной группы детей или определенного ребенка. Можно даже сказать, что сами дети подсказывают мелодическую интонацию, ритм в соответствии со словом и настроением. Во время осеннего мероприятия прозвучали авторские песни из музыкального альбома «Добрый мир» «Крот», из нового сборника «Музыкальная мозаика» «Урожай», в зимней Квест-игре - две колядки «Нынче Ангел нам спустился», «Мы к тебе хозяин», песня - танец «Зимний вечер» в исполнении девочек – это оригинальные сочинения, но стилизованные в традиции русского фольклора. В настоящий день опубликовано 10 авторских нотных сборников: «Солнышки» с аудио-диском «минус», музыкальный альбом для детей «Добрый мир» в 1-ой редакции для голоса и фортепиано, во второй для домры и фортепиано, православный сборник детских песен «Божий мир», «Русь моя, Златоглавая», «Путь к храму», цикл песен для голоса с фортепиано «Сказание о святом благоверном князе Александре Невском», «Утро весны», «Россия многострадальная», в соавторстве с рабочей группой традиционной гимназии во имя Святителя Митрофана Воронежского вышел в свет альманах «По стопам святителя Митрофана» , где был опубликован цикл песен для голоса, хора и фортепиано «По стопам святителя Митрофана», и вокально-танцевальная сюита «Дюймовочка» для одноименного детского спектакля.
Выступления на тему «Интегрирование современной формы игровой деятельности с традициями русского народного творчества «На святках» состоялись на РМО в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №99», на областном семинаре в ВИРО с темой «Квест-игра как современная форма подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС».
Таким образом, интегрировав жанр детектива, средства русского народного творчества с современными играми, такими как квест-игра, мы можем предложить один из вариантов мероприятий, воспитывающих художественно-эстетический вкус и развивающий духовно-нравственные качества ребенка, подготовку и проведение которых будет и в радость и пользу. Мы очень надеемся, что наш опыт пригодится другим педагогическим коллективам для создания своих неповторимых квестов.
Литература:
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностного ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 2000. -352с.
2.Сопова Н.В. Основы духовно-нравственного развития личности в образовательном процессе / Православный ученный в современном мире: проблемы и пути их решения. Материалы международной научной конференции /Издатель О.Ю. Алейников.-Воронеж, 2013.-206с.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия.
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группе
Презентация "XXXI Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро" для детей 4-7 лет
Похожие статьи:
Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Как написать характеристику на ребёнка в детском саду