Конспект интегрированного урока по русскому языку и геометрии.
Автор: Белоус Оксана Николаевна, учитель математики МБОУ "СОШ № 11" Изобильненского Муниципального района Ставропольского края поселок Рыздвяный
Описание: Данный интегрирлванный урок предназначен для учащихся 7 классов.
Предмет: Русский язык, геометрия
Тема урока: «Употребление служебных частей речи на уроках геометрии»
«Без слов и грамматики не учат математике».
Цель интегрированного урока:
Расширить представление учащихся об употреблении служебных частей речи на уроках геометрии.
Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и русского языка.
Показать потенциальную возможность безграничного использования служебных частей речи в формулировке математических терминов, теорем.
Вовлечение школьников в работу частично-поискового и исследовательского характера.
Развитие памяти, умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить.
Задачи:
- необычная форма данного занятия помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений, навыков из русского языка в математику и из математики в русский язык;
- обобщить знания и умения по теме: «Служебные части речи»;
- обобщить знания и умения по теме: «Сумма углов треугольника»:
- развивать способности самостоятельно систематизировать имеющиеся знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Используемое оборудование:
• учебник “Геометрия 7–9” Л. С. Атанасян и др.;
• учебник «Русский язык. Практика. 7 класс», «Русский язык. Теория 5-9 класс» В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова и др.;
• компьютер, имеющий следующие характеристики: система Windows 98 и выше,
• Microsoft Power Point 2007 или аналогичный редактор презентаций.
Ход урока
1. Вступительное слово учителей.
Учитель русского языка. Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Вряд ли вы задумывались, изучая теоремы, над служебными частями речи. Хотя параллельно на уроках русского языка мы часто говорим об этих маленьких помощниках.
Учитель математики. Давайте представим, что может объединить два предмета. Пусть попробуют ответить на этот вопрос наши учащиеся.
1 ученик: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
2 ученик: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
3 ученик: Нет! Миром числа управляют,
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
4 ученик: Есть листьев шум и мир под облаками,
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь всё, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
А теперь давайте посмотрим презентацию, которую подготовила Усенко Александра
Презентация на тему: «Великие мыслители».
2. Учитель русского языка. Вот мы с вами вплотную подошли к теме нашего урока. А сформулировать её нам поможет устная работа. На экране вы видите разбросанные слова, а объединим мы их в смысловое единство с помощью устного счета.
Учитель математики. Я буду читать задание, а вы решаете задачу в уме и показываете ответ на карточках.
1. Если параллельные прямые пересечены секущей и один из накрест лежащих углов равен 59°, чему равен второй?
59°
2. Если параллельные прямые пересечены секущей и один из односторонних углов равен 48°, чему равен другой угол?
132°
3. Если один из смежных углов равен 102°, чему равен другой угол?
78°
4. Два угла в треугольнике равны соответственно 42° и 38°, чему равен третий угол?
100°
5. Если параллельные прямые пересечены секущей и один из соответственных углов равен 52°, чему равен другой?
52°
6. Один из вертикальных углов равен 165°, найти другой угол.
165°
7. Внешний угол треугольника равен 127°, а угол, не смежный с ним 23°, чему равен другой, не смежный с ним угол?
104°
Расположите получившиеся числа в порядке возрастания и прочитайте, получившуюся фразу.
Без слов и грамматики не учат математике.
Учитель русского языка. Работа в тетрадях.
1.Запишите пословицу, ставшую темой нашего урока.
2.Над каждым словом в этом предложении укажите часть речи.
Беседа по вопросам:
- На какие две группы делятся части речи?
-Назовите служебные части речи и объясните, почему они так называются?
- Какую роль выполняют предлоги?
Вспомните, по происхождению все предлоги делятся на две группы? Какие?
Непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги составляют небольшую группу , их легко спутать с приставками. Непроизводные предлоги - это слова, которые всегда относились к этой части речи. Непроизводные предлоги образованы от слов самостоятельных частей речи. Эта группа постоянно пополняется.
-Расскажите о союзе.
Учитель математики. Согласны ли Вы с утверждением, что на уроке геометрии важным является умение не только выучить формулировку, но и грамотно ее записать. Проверим это Ваше умение. Слайд 4,5
Терминологический диктант: Обратите внимание на экран. Даны определения некоторого геометрического объекта, вы записываете в тетрадях в столбик только пропущенные слова или словосочетания.
- Сумма углов треугольника равна 1800;
- Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом треугольника;
- Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
- В любом треугольнике либо все углы острые, либо два угла острые, а третий тупой или прямой. - Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольный.
- Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой, а две другие стороны - катетами.
Учитель математики.А теперь давайте проверим правильность данных формулировок и грамотное их написание.
Учитель русского языка. Обратим внимание на знакомые нам орфограммы и пунктограммы…..
4. Учитель математики. Давайте посмотрим на экран, перед нами прямоугольный параллелепипед. Слайд 6
Учитель русского языка. Слова какой части речи мы видим на экране?
Обратите внимание на правописание непроизводных предлогов, особенно тех, которые пишутся через дефис.
5. Учитель математики. На неделе математики учащимся 9 класса, в котором мы работаем с Маргаритой Геннадьевнрой, было дано творческое задание: написать эссе на тему «Для чего нужна математика в жизни человека».
Учитель русского языка. Обратимся к данной работе учащегося 9 б класса Аипова Владимира. Слайд 7, 8
«Для чего нужна математика в жизни человека?»
В течение многих веков математика является самым важным предметом в жизни человека. Она нужна и будет необходима практически во всех сферах жизнедеятельности человека. В наш век компьютеров и вычислительной техники знание математики жизненно необходимо каждому. Без этих навыков нельзя построить здание, сконструировать какой- то механизм, сделать покупку в магазине, вести домашнее хозяйство. Математика важна химикам и физикам, так как их сфера деятельности - это точные расчёты. Самые выдающиеся архитекторы без математики не смогли бы построить свои величественные сооружения. Благодаря числам и формулам человек смог познать просторы Вселенной. Бурение скважин, добыча полезных ископаемых и газа невозможны без знаний, которые даёт человеку математика. В любой семье, в любой точке мира и каждому человеку в отдельности нужна эта наука. При изготовлении автомобилей, самолётов, поездов, кораблей нужны математические формулы. Метеорологам тоже нужна математика для предсказания погоды. В военной промышленности при конструировании танков, самолётов, ракет, ракетных установок и другого оружия так же нужны точные подсчеты. В текстильной промышленности при пошиве одежды, в строительных работах, в приготовление пищи, в исследовании мирового океана - везде нужна математика. Я думаю, что и в моей жизни математика сыграла и ещё сыграет важную роль. Она пригодится мне в изучении моей будущей профессии, профессии программиста. Без математики была бы невозможна жизнь человечества. Я думаю, что математика - самая главная наука в жизни каждого из нас.
-Какова его основная мысль?
Назовите производные предлоги и объясните их правописание.
От каких частей речи образованы эти производные предлоги? Запишите их в тетради.
Найдите непроизводные предлоги
Вспомним группы союзов
Назовите сочинительные союзы
Назовите подчинительные союзы
Найдите в тексте еще одну служебную часть речи – частицу
6. Домашнее задание Слайд 9.
Учитель русского языка. Итак, домашнее задание у вас, ребята, будет тоже творческим.
Учитель математики.Приведите пример теоремы из учебника геометрии, которая сформулирована в виде сложного предложения с подчинительным союзом если. Спишите предложение, выполните его синтаксический разбор. Найдите слова, которые являются терминами.
Учитель русского языка. Говоря о связи русского языка и математики нельзя не вспомнить те слова, которые вышли из употребления, но встречаются в разговорном жанре фольклора и в математических задачах. Предоставим слово Копалиной П. и Гончаровой В.
7. Учитель математики. Подводим итоги урока. Давайте вернёмся к нашему спору. Изменилось ли что-нибудь в ваших суждениях?
Согласны ли Вы с народной мудростью «Без слов и грамматики не учат математике»?
А теперь выразите свои впечатления от увиденного на уроке с помощью смайликов.
8. Вывод по уроку.
Презентация на тему: Употребление служебных частей речи на уроках геометрии
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Конспект урока геометрии в 7 классе с презентацией. Треугольники
Конспект урока геометрии, 7 класс. Третий признак равенства треугольников
Рабочая программа факультатива по математике, 7 класс
Похожие статьи:
Конспект урока геометрии для 7 класса
Викторины по математике с ответами, 7 класс