Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Конспект урока геометрии - 7 класс
Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Автор: Малкова Светлана Васильевна, учитель математики «СОШ №40», г. Саранск
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока в 7 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Рассматривается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Теорема позволяет получить важные следствия – свойства внешнего угла треугольника, некоторые свойства прямоугольных треугольников. Затем рассматриваются соотношения между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника.
Данный материал рассчитан для учителей средней школы.
Цель:
1.Повторить и обобщить изученный материал;
2.Формировать умения рассуждать;
3.Развивать логическое мышление учащихся;
4.Проверить уровень усвоения темы.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Оборудование:компьютер,проектор,экран.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Теоретический опрос.
3.Устная работа.
4.Геометрический диктант.
5.Готовимся к ГИА.
6.Решение задач.
7.Исторические сведения.
8.Тестовая работа.
9.Домашнее задание.
10.Итог урока.Ход урока
1.Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок хочу начать словами известного математика А. Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».
Девиз нашего урока «Думаем, мыслим,работаем и помогаем друг другу».
Тему урока узнаете,если выполните следующее задание:решите анаграммы (в словах изменён порядок букв). Какие слова зашифрованы?
1.олгу (угол)
2.тосроан (сторона)
3.кельногутри (треугольник)
4.сотоешонине (соотношение)
Какая тема объединяет эти слова? (Соотношения между сторонами и углами треугольника).
Сегодня мы вспомним и обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Итак, откройте тетради и запишите тему урока: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
2.Теоретический опрос.
1)Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.
2)Какой угол называется внешним углом треугольника?
3)Чему равен внешний угол треугольника?
4)Какой треугольник называется остроугольным?
5)Какой треугольник называется тупоугольным?
6)Какой треугольник называется прямоугольным?
7)Как называются стороны прямоугольного треугольника?
8)Сформулируйте теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
9)Сформулируйте неравенство треугольника.
10)Сформулируйте свойства прямоугольных треугольников.
3.Устная работа.
- Найти неизвестные углы треугольника.

- Какая сторона в треугольнике наибольшая?
A=35°, В=67°, С=78°.
A=80°, В=68°.
- Какой угол в треугольнике наибольший?
ВС=5см, АС=6см, АВ=7см.
ВС=10см, АС=8см, АВ=6см.
- Существует ли треугольник со сторонами?
2см, 4см, 6 см.
4см, 5см, 6 см.
4.Геометрический диктант.
Закончите предложение.
1.В треугольнике сумма углов равна…
2.Внешний угол треугольника равен…
3.Каждая сторона треугольника … суммы двух других сторон.
4.В треугольнике против большей стороны лежит …
5.В треугольнике против меньшего угла лежит …
6.Если в треугольнике два угла равны, то…
7.Сумма двух сторон треугольника …
8.Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется…
9.Длина гипотенузы в прямоугольном треугольнике…
10.Во всяком треугольнике против равных сторон лежат…
Ответы:
1) 180°;
2) сумме двух углов треугольника, не смежных с ним;
3) меньше;
4) больший угол;
5) меньшая сторона;
6) треугольник равнобедренный;
7) больше третьей стороны;
8) гипотенузой;
9) больше катета
10) равные углы
5.Готовимся к ГИА.
Задача 1. В треугольнике ABC АD- биссектриса, С=103°, CAD=4°.
Найдите В.
Решение.

Так как AD – биссектриса А, то А=8°, тогда В=180°-(103°+8°)=69°.
Задача 2. Один из острых углов прямоугольного треугольника в два раза больше другого. Найти меньший острый угол.
Решение.

Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°, 90° : 3=30°.
Ответ: 30°.
6. Решение задач.
Задача 1. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найти гипотенузу.
Решение.

В=30° => АВ+АС=42; АВ+ АВ=42; 1 АВ=42; АВ=42 =28 см.
Ответ: 28 см.
Задача 2. В равнобедренном треугольнике один из углов 120°, а основание равно 4 см. найти высоту, проведённую к боковой стороне.
Решение.

1) В=120° - при вершине равнобедренного треугольника, тогда А= С= 30°.
2) АН – высота ∆ АВС, тогда ∆ АНС – прямоугольный, в нём С= 30°, значит АН= АС=2 см.
Ответ: 2 см.
Дополнительно:
Задача. Найти углы прямоугольного треугольника, если угол между биссектрисой и высотой, проведёнными из вершины прямого угла, равен 15°.
Решение.

CD – биссектриса, СН – высота.
1) DCH=15° (по условию). DCА=45°, тогда НCА=45°-15°=30°.
2) треугольник НСА – прямоугольный, НCА=30°, тогда CАН=60°.
3) треугольник АВС – прямоугольный, С=90°, А=60°, тогда В=30°.
Ответ: 30°; 60°; 90°.
7.Исторические сведения.
Значительных успехов в геометрии смогли добиться египтяне. Известно, что в середине первого тысячелетия до н.э. для построения прямого угла египтяне использовали верёвку, разделённую узлами на 12 равных частей. Концы верёвки связывали и натягивали её на три колышка в виде треугольника со сторонами 3, 4, 5. Угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.

Уже пифагорейцам было известно, что имеется только три вида правильных многоугольников, которыми можно полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий, - треугольник, квадрат и шестиугольник. В каждом из этих замощений любые два многоугольника имеют либо общую сторону, либо общую вершину. Замощение плоскости многоугольниками, удовлетворяющие этому требованию, называют паркетами. Используют в строительстве, при отделочных работах в архитектуре.

8.Тестовая работа.
Вариант первый.
1) Среди треугольников ABC, EFO, KLM найти остроугольный.

а) треугольник KLM
б) треугольник EFO
в) треугольник ABC
2) Найти неизвестный угол треугольника.

а) 59°
б) 39°
в) 49°
3) Найти неизвестный катет АС, если АВ=48 см., В=30°.

а) 48 см.
б) 30 см.
в) 24 см.
4) Найти неизвестный угол треугольника.

а) 62°
б) 58°
в) 48°
5) Найти неизвестный А, если АВ=15 см., ВС=7,5 см.

а) 45°
б) 30°
в) 60°
6) Найти неизвестные углы треугольника, если А: В: С=4:6:8.
а) А=40° В=60° С=80°
б) А=80° В=60° С=40°
в) А=60° В=40° С=80°
7) Найти неизвестные углы треугольника.

а) 1=53° 2=63° 3=54°
б) 1=53° 2=63° 3=64°
в) 1=63° 2=53° 3=64°
Второй вариант.
1) Среди треугольников ABC, EFO, KLM найти тупоугольный.

а) треугольник KLM
б) треугольник EFO
в) треугольник ABC
2) Найти неизвестный угол треугольника.

а) 32°
б) 42°
в) 38°
3) Найти неизвестный катет, если АВ=36 см., В=30°.

а) 36 см.
б) 40 см.
в) 18 см.
4) Найти неизвестный угол треугольника.

а) 52°
б) 62°
в) 72°
5) Найти неизвестный В, если АВ=40 см., АС=20 см.

а) 45°
б) 60°
в) 30°
6) Найти неизвестные углы треугольника, если А: В: С=4:5:9.
а) А=50° В=40° С=90°
б) А=40° В=50° С=90°
в) А=90° В=50° С=40°
7) Найти неизвестные углы треугольника.

а) 1=48° 2=57° 3=75°
б) 1=58° 2=48° 3=65°
в) 1=57° 2=48° 3=75°
Ответы:

9.Домашнее задание: повторить главу 4, №296.
Составить кроссворд или рисунок из треугольников.
10.Итог урока. Выставление оценок.
Рефлексия:
1. Какие цели к уроку ставили?
2. Достигли ли мы их?
3. Как Вы оцениваете свою работу на уроке?
Спасибо за урок.

Рекомендуем посмотреть:

Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Опубликовано: 3859 дней назад (30 мая 2014)
Просмотров: 25637
+1
Голосов: 3
Маргарита Георгиевна Мингазова # 27 июля 2014 в 17:19 0
уважаемая Светлана Васильевна! Конспект Вашего урока по геометрии очень понравился. Конспект создан в лучших традициях методики математики, грамотно, особенно понравилась воспитательная направленность урока. Такие уроки позволяют ученикам осознанно учиться и любить математику. Удачи! Маргарита Георгиевна Мингазова, Пермь.
Светлана Николаевна Сеит-Нафе # 23 сентября 2014 в 21:47 0
Интересный материал. Большое количество разнообразных заданий.Игровые моменты делают урок не скучным. Спасибо.
Александр Андреевич Плетнёв # 24 октября 2014 в 19:21 0
Спасибо вам за разработку. Материал изложен грамотно и интересно. Мне как молодому специалисту есть что взять на заметку
Людмила Даниловна Альзонова # 4 ноября 2014 в 00:29 0
Урок плотный,познавательный,творческий.Ваша разработка стала для меня примером поурочного планирования.Отличных творческих успехов,Светлана Васильевна!
Ольга Васильевна Скорик # 21 апреля 2015 в 00:01 0
Спасибо, что выставляете свои конспекты, ведь это так нужно молодым, начинающим специалистам. Ваши разработки - это альтернатива наставничеству.
Елена Анатольевна Реброва # 8 июня 2015 в 09:17 0
Уважаемая Светлана Васильевна. Урок, представленный вами, может быть использован коллегами, как копилка набора заданий при проектировании своего урока. Не более. Какие формы и виды деятельности учителя и обучающихся вы предусмотрели на уроке для реализации поставленных целей? Набор используемых вами - теоретический опрос, геометрический диктант, устная работа - какие УУД формирует каждый из этапов? Форма работы обучающихся - индивидуальная, парная. групповая? На каком этапе урока вы реализовали слова девиза "помогаем друг другу"?
В описании работы не оговариваются особенности классного коллектива, где будет проводиться урок, какова математическая грамотность обучающихся. На мой взгляд, такое обилие заданий - "галопом по европам".
А вот "анаграмма" не плохой прием для семиклассников, уместно включенный в начало урока.
Наталья Андреевна Жаркова # 12 сентября 2015 в 12:48 0
Спасибо, Светлана Васильевна за конспект творческого урока геометрии. Геометрия- это самый сложный предмет для школьников, но если творчески представлять материал, дети с удовольствием будут изучать его. Особенно поможет ваш конспект начинающим учителям, да и педагогам со стажем есть чем воспользоваться. Спасибо еще раз.
Наталья Ивановна Новикова # 8 февраля 2017 в 13:36 0
Спасибо, Светлана Васильевна за конспект. Материал богат и интересен. Есть возможность его переработать: указать парная работа или групповая, выделить материал для индивидуальных заданий. Каждый учитель имеет возможность использовать его по - своему с учетом особенностей своего класса. Спасибо.