Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Краткосрочная программа дополнительного образования для младших школьников "Кукольная мастерская"

Краткосрочная программа "Кукольная мастерская"
Автор: Савельева Оксана Николаевна
Описание. Предлагаю вашему вниманию краткосрочную программу "Кукольная мастерская". Данная программа будет полезна педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
Условия реализации программы. Программа может быть реализована в МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский в каникулярное время, а также в течение всего учебного года по запросу обучающихся и их родителей.
Возраст детей: 8-11 лет.
Количество детей в группе: 10-12 человек.
Срок реализации программы: 12 часов.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
Пояснительная записка
Актуальность краткосрочной программы художественной направленности.
Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Программа «Кукольная мастерская» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании программы раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями, осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности.
Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.
Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная образовательная программа по изготовлению одежды для кукол.
Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.
Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Куклы бережно передавались из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке. В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостью и печалью. Кукла - создание талантливых рук и творение души человека. Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.
Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь: украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком, развлекают, но самое главное, поучают и воспитывают.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольная мастерская» разработана в соответствии с Уставом учреждения и федеральными нормативно-правовыми документами.
Педагогическая целесообразность краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий.
Цель программы
– формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления одежды для кукол.
Задачи:
Обучающие:
• формировать у детей навыки ручного труда;
• обучить основам кройки и шитья одежды для кукол;
• расширить знания об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;
• сформировать предметные компетенции (технологические, художественно-прикладные, креативные),
• работать с разными видами художественных материалов: ткань, бисер, кружево, лента и др.;
Развивающие:
• развивать ключевые компетенции учащихся, помогая в успешном освоении социальных ролей, самоутверждении, проявлении гуманизма;
• развивать у детей способность к восприятию прекрасного в себе и в окружающем мире;
• обеспечивать положительную мотивацию воспитанников в преодолении трудностей;
Воспитательные:
• приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
• воспитать интерес обучающихся к художественной культуре и дизайну;
• способствовать жизненному самоопределению учащихся.
Условия реализации программы.
Данная краткосрочная программа может реализоваться в МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский в каникулярное время, а также в течение всего учебного года по запросу обучающихся и их родителей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы, 8-11 лет.
Количество детей в группе – 10-12 человек.
Срок реализации программы – 12 часов.
Режим занятий – два раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
• у детей возникнет интерес к процессу изготовления одежды для кукол, сформируется желание научиться шить;
• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении одежды для кукол;
• смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды одежды;
• научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские модели одежды;
• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.
Виды контроля:
Вводный, текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля:
Для вводного – опрос, игра; для итогового – показ детских достижений.
Механизм и критерии оценки освоения программы.
Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям:
- усвоение теоретического материала, владение специальной терминологией;
- владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических работ.
Проверка сформированности теоретических знаний осуществляется с помощью устного опроса.
Формы проведения практического блока: защита индивидуальной творческой работы, участие в итоговой выставке.
Критерии оценивания: - аккуратность, самостоятельность и креативность выполнения творческих работ.
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение включает в себя:
- подборка литературы;
- методические пособия;
- образцы изделий;
- раздаточный и наглядный материал для проведения занятий (выкройки, шаблоны и др.).
Методические условия, методы и принципы реализации программы.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ работы и т.д.);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (упражнения, практическая работа и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
-фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
-коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Материалы:
- ткани, различные по цвету, фактуре и видам;
- пуговицы, бисер, пайетки;
- нитки: катушечные № 30, 40;
- лента, кружево, тесьма;
Инструменты и приспособления:
- ножницы;
- утюг;
- иголки швейные,
- мелок портной.
Оборудование кабинета:
- рабочие столы;
- учебная доска для зарисовки набросков, схем;
- стенды для демонстрации методических материалов, образцов, изделий учащихся;
- ноутбук и мультимедийный проектор для показа презентаций и фрагментарно схемы и фотографии и т.д.
Санитарно-гигиенические требования
Для занятий оборудован светлый, хорошо проветриваемый кабинет, отвечающий всем требованиям безопасности труда и санитарно-гигиеническим нормам. Столы размещены так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. В кабинете имеется настенная доска для графических работ и плоских наглядных пособий, комбинированные шкафы и полки для размещения выставки детских работ. Создана благоприятная обстановка. Чистота и порядок в кабинете, со вкусом оформленная выставка настраивают детей на плодотворную творческую работу, способствуют развитию культуры труда. Каждые 15-20 минут нужно делать перерывы в работе, чтобы дети подвигались, отдохнули, сделали гимнастику для глаз, мышц спины, шеи, рук. Гимнастику целесообразно проводить в форме игры. Во время отдыха желательно послушать тихую музыку, она способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при работе сидя. Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним увлечением.
Вопросы безопасности труда.
На занятиях обучающиеся пользуются электроприборами, ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила ТБ. На первом занятии педагог показывает, как правильно пользоваться различными инструментами и приспособлениями, куда их класть во время работы и убирать после занятий. Правила ТБ, оформленные в виде плаката, размещены в кабинете на видном месте. Перед началом работы обязательный инструктаж по технике безопасности. В кабинете имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Содержание программы:
1. Вводное занятие -2 часа.
Знакомство с программой, целями и задачами. Правила техники безопасности. Знакомство детей с историей костюма и одежды. Краткие сведения о тканях и их названиях. Определение лицевой и изнаночной стороны, долевой и уточной нитей. Моделирование и конструирование платья для куклы. Составление выкройки. Выбор ткани и отделки.
2. Технология изготовления платья для куклы - 4 часа.
Правила раскроя и припуски швов. Выкраивание деталей платья на ткани. Изучение ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку». Стачивание боковых, плечевых срезов. Влажно-тепловая обработка швов.
Обработка горловины и низа изделия. Декоративная отделка изделий.
Пришивание тесьмы, кружева, пуговиц. Окончательная отделка платья.
3. Аксессуары (шляпка, сумочка или обувь) – 4 часа.
Дети выбирают к платью своей куклы изготовить на выбор шляпку, сумочку или обувь. Моделирование, составление выкройки изделия. Раскрой, стачивание деталей и декоративная отделка изделия.
4. Итоговое занятие - 2 часа. Презентация детских работ, оформление выставки.
Информационное обеспечение программы
Основная литература:
1.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации».
3.Козлов В.Н.Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.
4.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: 1993.
5.Генсицкая Н. «История одной куклы», 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог" Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Программа в дополнительном образовании детей: Чудеса из ткани Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству
Опубликовано: 2000 дней назад (3 июля 2019)
Просмотров: 2780
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!