Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании

Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.
Автор: Погодаева Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", г. Новокузнецк, Кемеровской области
Описание: В статье описываются основные средства информационно-коммуникационных технологий: информационные, учебные, исследовательские, конструирования,коммуникационные, диагностические, расчетные, инструменты облачного хранения информации. Рассматриваются принципы их выбора использования для организации образовательного процесса: общедидактические, гуманизации образования, безопасности. Содержание данной статьи - результат анализа большого количества литературных источников.
Статья может быть востребована педагогами и сотрудниками различных учебных заведений различного звена, студентам педагогических специальностей.
Тема: Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.
Цель: определить основные средства информационно-коммуникационных технологий и принципы их использования в образовательном процессе.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании определено в Концепции развития дополнительного образования детей. В ней, с одной стороны, отмечается необходимость применения новых образовательных форм (сетевое и электронное обучение) и технологий (визуальные, компьютерно-мультипликационные), что расширяет спектр возможностей использования ИКТ; с другой стороны отмечается отсутствием норм их использования, что затрудняет внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику дополнительного образования.
Определим основные средства информационно-коммуникационных технологий, критерии и показатели их использования.
Под средствами информационно-коммуникационных технологий понимается программное обеспечение, позволяющие собирать, хранить, обрабатывать информацию, обеспечивать коммуникативные связи. Основными из них являются:
1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet).

2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы).
3. Исследовательские - системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная реальность).
4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли (приложения в социальных сетях).
5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний, умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения для создания диагностических материалов).
7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.

8. Расчетные – приложения, автоматизирующие вычислительные операции.
Определение и содержательное описание средств информационно-коммуникационных технологий позволяет определить принципы выбора и применения данных средств в дополнительном образовании:
1. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе дидактических принципов:
- наглядности – обеспечение учащихся четкой, правдивой информацией, предпочтение инструментов, выполняющих конкретные функции, т.е. выполняют любую четко определенную задачу за одну операцию;
- доступности – использование информации и средств, доступных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, учитывающих особенности ведущей деятельности каждого возраста, интеграции информационно-образовательных ресурсов с традиционными формами и методами обучения (игра, беседа, работой над проектом и др.);
- индивидуализации и дифференциации - обеспечение возможности индивидуального продвижения в освоении учебной информации с учетом интересов и мотивов учащихся;
- дополнительности – информация и методы работы с ней должны дополнять традиционные формы и методы преподавания.
2. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов гуманизации образования:
- обеспечение сотрудничества детей друг с другом, с другими субъектами образовательного процессе,
- вовлечение родителей в образовательный процесс,
- исключение возможности доступа к ИКТ как к вознаграждению,
- исключение навязывания информационно-коммуникационных технологий,
- исключение сцен насилия при использовании информационно-коммуникационных технологий.

3. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов безопасности, в том числе и психологической, здоровьесбережения:
-исключение возможности контроля инструментов ИКТ за ребенком - они не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм,
- интеграция ИКТ с другими видами деятельности – играми, моделированием рисованием т.д., смена видов деятельности,
- четкое ограничение количества времени, проведенного ребенком за компьютером (другим техническим устройством), соответствующее его возрастным особенностям, состоянию здоровья.
Таким образом, в современном образовании определены: сущность и содержание средств информационно-коммуникационных технологий, а также критерии выбора инструментов ИКТ, это определяет возможность активного применения данных технологий в практике дополнительного образования.

Рекомендуем посмотреть:

Создание презентации в программе PowerPoint. Пошаговая инструкция с фото Функции информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании Требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании Средства информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагога дополнительного образо
Требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании | Средства информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагога дополнительного образования
Опубликовано: 2676 дней назад (20 декабря 2016)
Просмотров: 6916
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!