Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие в начальной школе с презентацией. Животные на гербах городов и районов Кузбасса

Внеурочная работа в начальной школе
Описание: внеклассное занятие, посвященное изучению значений символов, изображаемых на гербах городов и районов Кемеровской области. Содержание занятия способствует не только расширению представлений детей об изображаемых на гербах символах, но и подводит к пониманию аллегорических связей этих символов с качествами характера людей, живущих в городах и районах области. В ходе занятия используются игровые приемы и дидактические игры.
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, может быть востребовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, студентами педагогических учебных заведений.
Тема: Животные на гербах городов и районов Кузбасса.

Цель: содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения через знакомство с символикой гербов городов и районов годного края.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России, гербу Кемеровской области, гербам ее городов и районов; способствовать пониманию того, какие качества характера несет в себе изображаемый на гербе символ животного,
- развивать пространственные представления детей, умение составлять композицию герба из геометрических форм и фигур,
- формировать представления детей об истории возникновения гербов, о внешнем виде гербов России, Кемеровской области, городов и районов Кемеровской области, о значении изображаемых на гербах животных.
Оборудование: карта Кемеровской области, иллюстрации с изображением гербов России, Кемеровской области, гербов городов и районов Кемеровской области, слова, характеризующие символизм животных, пазлы из гербов районов, Кузбасса, детали для изготовления гербов, ножницы, салфетки, клей, презентация, компьютер.
Ход занятия
Организация и начало: Чтобы узнать, что сегодня мы будем изучать, надо составить слово по первым буквам слов изображенных объектов.

Что получилось? (Герб)
Сегодня наше занятие посвящено гербам. Для начала нужно определить, что же такое герб? (чаще всего дети говорят, что это рисунок)
Основная часть:
1. История возникновения гербов
Герб это не простой рисунок. Рисунок на гербе – это символ.
Чтобы понять, что за символы изображают на гербах, нужно вспомнить историю их возникновения.
Как вообще появились гербы?
Кто знает?
Посмотрите на картинки подсказки.

У кого впервые появились гербы? (Гербы появились во времена рыцарей. Им для защиты нужны были щиты. Для устрашения врага на щит наносили рисунки, которые в последствие стали называть гербами.)
Кого чаще всего изображали на гербах? (Животных)
Чаще всего рыцарь изображал на гербе животное, обладающее хорошими качествами. Рыцарь сопоставлял себя с этим животным, хотел быть на него похожим. Например, если на гербах изображен лев, то каким хотел быть рыцарь? (сильным, храбрым, смелым, отважным как лев.)
А если нарисована лиса? (хозяин такого герба ловкий, быстрый, хитрый.)
Рыцари берегли свои гербы, дорожили ими, передавали их по наследству. Крестьяне, ремесленники старались поселиться поближе к рыцарскому замку, надеясь, что рыцарь защитит их в случае опасности. Селений вокруг замка становилось все больше и со временем вырастал город.
теперь уже герб принадлежал не только рыцарю, он становился гербом всего города. Над воротами города жители размещали щит, изображающий герб, и каждый, кто приходил к городу, понимал, что этот город под защитой правителя мудрого, как сова, или бесстрашного, как волк, или хитрого, как лиса).
Со временем гербы появились у государств (стран). Сейчас герб - это отличительный знак страны.
А где используют гербы, где вы их видели? (для документов, официальных мероприятий)
Так что же такое герб? (Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях).

2. Герб России
Сейчас гербы есть у стран, областей, городов, районов.

Посмотрите на предложенные изображения. Есть ли здесь герб нашей страны, России?
Как вы его узнали? Что на нем изображено?
На гербе России изображен - Золотой двуглавый орел, он похож на золотое солнце, где крылья - это солнечные лучи. И сам орел символизирует солнце, так как выше всех летает, и означает благородство, мудрость, храбрость, силу, власть, защиту от зла. Но орел на российском гербе с когтями, а это уже символ борьбы с несправедливостью, с врагами.
На гербе России орел двуглавый. две его головы показывают, что часть нашей страны находится в Европе, а часть в Азии, но при этом страна едина.
в правой лапе орла скипетр.
Вы знаете, что это такое? (украшенный золотом и драгоценными камнями жезл или посох, это символ власти)
В левой лапе орла - держава (государство). Это золотой шар с крестом наверху. Над головами орла три короны.

А что же изображено на груди орла? (серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне)
А кто изображен под копытами коня? (поверженный дракон)
Кто знает, что это за всадник (это Егорий Храбрый)
Подумаем, что он олицетворяет на российском гербе? (справедливость, свободу, защиту, воинскую славу и доблесть, искоренение зла и лжи).
Помните, что животные, изображаемые на гербах символизируют качества характера человека. Люди с какими качествами живут в нашей стране? (сильные, нравственные, справедливые, свободолюбивые, способные защитить, славные, доблестные, воины, правдивые и добрые).

3. Герб Кемеровской области.
В Российской Федерации все регионы имеют свои гербы.
Найдите изображение герба нашей области.

Что на нем изображено?
На гербе Кемеровской области изображен французский щит, он обрамленный дубовыми ветвями. Ветви скреплены орденской лентой ордена Ленина. Щит венчает корона в форме стилизованной чаши.
Нижняя часть щита зеленого цвета она символизирует сельское хозяйство и природные богатства нашей области.
В центре щита — треугольник черного цвета - это угольный террикон, показывающий, что в Кузбассе развита угольная промышленность.
В центре черного треугольника кузнечный молот и кирка, обозначающие, что в Кемеровской области развита индустриальная промышленность .
В центре герба три пшеничных колоса, они показывают важность для Кемеровской области и сельского хозяйства.
В левом и правом углах щита расположены красные треугольники, которые символизируют раскаленный металл.
Т.е. герб Кемеровской области символизирует природные и промышленные богатства Кузбасса, доблесть и трудолюбие его жителей.

Физминутка:
Мы уже много сделали на занятии: поняли, что такое герб, описали значение символов на гербах России и Кузбасса.
Чтобы немного отдохнуть, мы проведем физминутку, покажем и расскажем, какая наша Родина. Она так и называется «Наша Родина – Россия, наша родина - Кузбасс».
«Наша Родина – Россия, наша родина - Кузбасс»
В нашей стране степи широкие (руки в стороны)
Горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Поля раздольные, (разводим руками, ладони вверх)
Леса большие, (руки через стороны вверх),
Люди сильные(показываем руками жест силы).
В Кузбассе горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (руки в стороны)
Леса непроходимые, (сгибаем ноги в коленях)
Люди сильные (показываем руками жест силы).
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

4. Гербы городов Кузбасса
Немного отдохнули, продолжим, ведь все города и районы Кемеровской области тоже имеют гербы. На многих из них изображены животные. Мы рассмотрим только их.
Найдите среди предложенных гербов герб г. Новокузнецка. Какое животное на нем изображено? (бегущий конь)
Как вы думаете, что он символизирует?
Конь - это символ развития, движения вперёд, стремления к совершенству, гармонии с природой.
На гербах ещё каких городов Кемеровской области изображены кони? (на гербах г. Прокопьевска и г. Юрги)
На гербах Новокузнецка и Прокопьевска кони серебряные.
Серебряный цвет означает развитие, движение вперёд, стремление к совершенству, к гармонии с природой.

На гербе г.Юрги конь черный. Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, покой.
А конь, вставший на дыбы, показывает, что Юрга - город молодой. Также фигура коня в гербе символизирует рабочее начало, потому что город начинался с рабочего поселка.
Если конь символизирует качества характера людей, живущих в городе, то какие люди живут в городах нашей области?
А на гербе города Калтан изображен серебряный белый соболь - олицетворение красоты, скорости, изящества, независимости, чистоты, восточной части России, а также соболиный промысел.
Какие же качество характера людей символизирует соболь?

На гербе Шерегешского городского поселения изображена Рысь. Рысь олицетворяет прозорливость, предвидение, чуткость.
Какие качество характера людей символизирует рысь?

Игра: Посмотрите на слова, которые символизируют животных, изображенных на гербах городов Кемеровской области. Какими вы хотели бы стать, какими качествами обладать?
Давайте попробуем собрать гербы городов нашей области, на которых изображены животные:
- Рассмотрите набор деталей, который вам достался.
- Определите, герб какого города вам нужно собрать.
- Соберите герб.
Тот, кто собрал, поднимает вверх руку.
- Расскажите всем, герб какого города вы собрали, какое животное изображено на нем, какие качество оно символизирует?
Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

5. Гербы районов Кемеровской области
Но не только у городов и поселков есть гербы.
У районов Кемеровской области они тоже есть.

Например на гербе тисульского района – изображен золотой медведь, стоящий на задних лапах, он вооружен серебром, и держит в правой лапе серебряную шахтерскую лампу.
Медведь олицетворяет силу, хитрость, мужество, силу, а также свирепость, но только при отражении агрессии.
На гербе ленинск-кузнецкого района изображена ласточка. Эта маленькая птичка - символ весны, новой жизни, ее изображение символизирует лучшие качества жителей района - трудолюбие, добросовестность, терпение.
На гербе чебулинского района изображен динозавр, это пситтакозавр сибирский. Пситтакозавр означает ящер-попугай,у этого динозавра было голова, с клювом, похожим на клюв попугая.
Это изображение показывает, что именно в этом районе находится Шестаковский палеонтологический и археологический комплекс, где ученые обнаружили не только останки динозавтров, но и много других палеонтологических и археологических находок.

Теперь обобщим то, что узнали: если животные символизирует качества человеческого характера, то опишите, пользуясь словами-подсказками, люди с какими качествами характера живут в нашей области? (они развиваются, двигаются вперёд, стремятся стать лучше, жить в гармонии с природой. Они красивые, быстрые, изящные, независимые, чистые душой, чуткие и внимательные, сильные и мужественные, трудолюбивые, терпеливые, знающие).

Какими вы хотели бы стать?

Рефлексия: Теперь представьте, что вы рыцарь. Вам нужно создать свой герб. Что о вас может рассказать ваш герб? Какое животное будет изображено на вашем гербе?
Попробуем создать собственные гербы:
• Вырежи щит нужного цвета
• Определи, какое животное будет на твоем щите
• Обведи по контуру и вырежи силуэт животного
• Вырежи дополнительные элементы
• Собери герб

После завершения работы детям задаются вопросы:
- покажите, какие гербы у вас получились,
- какие животные на них изображены,
- какие качества характера оно символизирует?

Подведение итога:

Подведем итог нашему занятию: чему оно было посвящено? (гербам)
Что мы вспомнили о них? (историю возникновения)
Что нового узнали?
Чему научились?
Что бы еще хотели узнать?
Презентация на тему: Животные на гербах городов и районов Кузбасса

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие для младших школьников. Домашний питомец Круглый стол в начальной школе на 1 сентября - День знаний "Россия - Родина моя" Сценарий внеклассного мероприятия по экологии в начальной школе Конспект внеурочного занятия для воспитанников детского дома 7-10 лет

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экономике в начальных классах

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа Боднарука

Внеучебная деятельность в начальной школе

Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова», 4 класс

Участник №89 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Внеклассное занятие о животных для начальной школы с презентацией | Функции информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Опубликовано: 2898 дней назад (16 декабря 2016)
Просмотров: 4783
+3
Голосов: 3
Евгения Владимировна Ваганова # 17 декабря 2016 в 07:54 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна! С большим удовольствием окунулась в ваш материал "Животные на гербах городов и районов Кузбасса". Материал грамотно оформлен, текст хорошо воспринимается, вызывает интерес побольше и поподробнее коснуться данной темы. Очень красочная сделана презентация, сопровождающая беседу.
Отдельно хочу отметить содержание рефлексии, а именно, то что детям предлагается самим составить герб с животным, вложить в него смысл и озвучить его. Также хочу отметить актуальность данного мероприятия, который является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения. Конечно же дети должны чтить свою малую родину, а такого рода знания воспитывают уважение к тому месту, где родился.
Мне очень близок Кузбасс, потому-что мои родители от туда родом, а именно из Ленинска-Кузнецкого. Там я проводила все каникулы у бабушки, там живут мои родные и близкие, которых я навещаю каждое лето. И я сперва расстроилась, что не увидела герба этого города. Но интернет мне в помощь! Я нашла герб и поняла, почему его нет. Просто на нём нет животного.
Желаю вам творческих успехов.
С уважением, Евгения Владимировна.
Оксана Викторовна Погодаева # 5 января 2017 в 11:21 +1
Елена Владимировна, спасибо за такое большое внимание к моей скромной работе. Рада встретить на просторах всемирной паутины землячку. И, правда, на гербе Ленинска-Кузнецкого нет изображения животного, поэтому рассказ о символах, изображенных на нем дети услышали на другом занятии.
Еще раз спасибо. С наступившим Новым годом и всего наилучшего.
Виктория Олеговна Иванова # 17 декабря 2016 в 13:25 +2
Очень здоровская работа: и текст и презентация, очень интересно и содержательно.Особенно ребус в начале - отличная идея для захода) спасибо за работу)
Анна Павлова # 20 декабря 2016 в 08:26 +1
Оксана Викторовна, с большим интересом изучила представленный Вами материал. Вопросы патриотического воспитания безусловно очень актуальны в настоящее время и очень важно, что Ваша разработка позволяет сделать этот процесс личностно ориентированным, значимым для самого ребенка. Интересно было бы посмотреть на гербы, сделанные детьми, жаль, что эта часть работы не отражена в Вашей публикации. Тем не менее это не умаляет ее достоинства. Спасибо.
Оксана Викторовна Погодаева # 5 января 2017 в 11:22 +1
Виктория Олеговна, Анна, спасибо за положительную оценку моей работы, надеюсь, что разработка и правда будет полезна другим педагогам.
Инна Юрьевна Гнетова # 27 декабря 2016 в 11:36 +2
Оксана Викторовна! Ваша работа является актуальной, так как патриотическое воспитание учащихся - приоритетное направление деятельности любой образовательной организации. Вами выбрана удачна форма работы - внеклассное занятие, что несомненно активизирует деятельность учащихся. Решение грамотно поставленных задач, способствует достижению цели мероприятия. Особо хотелось отметить Вашу презентацию. Информационная, в выдержанном стиле, выполнена с учетом всех основных требований, соответствует возрастным особенностям учащихся.
Ждем Ваших новых работ!
Оксана Викторовна Погодаева # 5 января 2017 в 11:24 +1
Инна Юрьевна, спасибо за внимание к моей работе и ее высокую оценку. Всегда хочется, что бы все, что делаешь не только радовало глаз, но и было полезно другим, надеюсь, что и презентация будет кем-нибудь востребована.
С наступившим Новым годом, всего самого наилучшего и успехов в любых начинаниях.