Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами, 1- 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальных классов
1. Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыши, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

2. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом —...
Зарубить на носу — ...
Чесать языком — ...
Дать стрекача — ...
Ломать голову —....

3. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги
Я ... утра... лесу гуляю,
... росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю ... березку и ... мох,
... малину, ежевику,
... ежа и... ежиху,
... которой... ежат
Все иголочки дрожат.

4. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
лес —...
горе —...
мороз —...
сообщение —...
невиданный —...

5. Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла.

6. Распредели имена существительные по родам.
Мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль.

7. Замени данные словосочетания близким по значению глаголом.
а) Задирать нос —...
б) бить баклуши —...
в) Считать ворон — ....

8. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь».

9. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.

10. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно?

Ком, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.

11. От данных существительных образуй глаголы.
Звон—..., звук— зелень—..., блеск—свет—..., корм—..., крик—..., рассказ—....

12. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

13. Прочитай слова. Подчеркни те, которые нельзя переносить.
Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.

14. Придумай клички животным.
Собака — корова — кошка — конь — попугай — воробей —....

15. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.

Бабушка.
Мою бабушку зовут вера Петровна она живет в москве на ули¬це русакова. Я часто бываю у Бабушки мы любим ходить в Парк Сокольники.

16. Напиши по два прилагательных, подходящих по смыслу
существительным.

Хлеб , .
Ландыш , .
Речка _, .
Метро ,
17. У К. И. Чуковского есть замечательная книга — «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Ознакомься с некоторыми из них, укажи ошибки, запиши правильный вариант.
— Стрелка на часах ходнула разок.
— Ой, как больнуло живот!
— Я только немножко откуснул от пирожка.
— Какое червячное яблоко!
— Какой песок песучий!
— Зубовный врач.
— Пугательные глазки.
— Смотри, какая жукашечка ползет!
— Лес заблудительный.

18. Какие из данных слов рифмуются со словом ПАЛКА? (Придумай любое двустишие или четверостишие с этими словами.)
Полька, селедка, полка, скалка, валко.

19. Исключи слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные слова из списка.
Джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.

20. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помоги ему выбрать верный вариант:
Жевачка, жувачка, живачка, жвачка, жывачка.

21. Какие из данных слов обозначают группу людей?
Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча?

22. Какие из данных слов по смыслу существенно отличаются от остальных?
Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.

23. Дополни фразу: «они друг с другом...» .

На равной ноге, на короткой ноге, на близкой ноге, на одной ноге, на двух ногах.

24. Сколько общих звуков в словах «серп» и «перс»?

25. Укажи все сочетания слов, составленные неправильно. Исправь ошибки.
Пара носок, без чулок, нет солдат, пять помидор, группа гру-зинов.

26. В песне Вадима Егорова «Облака» есть строчки:
Над землей бушуют травы, Облака плывут, как павы.
Здесь павы — это: а) корабли; б) самолеты; в) лодочки; г) пти¬цы; д) бревна?

27. Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро?
Сломя голову, так, что за ушами трещит, свернув шею, во весь опор, без задних ног, как угорелый.

28. Как правильно сказать?
Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.

29. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?
Отольются кошке Мишкины слезки.
Всякому хвощу свое время.
Город не тетка.
Пуганая ворона куска боится.
Лес рубят — кепки летят.
Моя дата с краю.
Икра стоит свеч.
Проще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.

30. Вспомни всю поговорку по ее началу.
Соловья баснями...
Всяк кулик...
Пуганая ворона...
Слово не воробей... Цыплят по осени...

31. Поставь ударение в словах.
Цепочка, искра, щавель, клеить, километр, алфавит, документ, портфель, добыча, столяр.

32. Напиши слова правильно.
Потрет, центер, транвай, конфорт, колидор, коклета
33. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова.

Сено Овод
Стол Ежи
Зал Ода
Газ Вал
Гриб Очки
Хор Бор
Он Яр

34. Объясни значения слов. Составь с ними предложения.
Съезд, прошмыгнуть.

35. Прочитай загадки, вставь пропущенные буквы. Запиши отгадки.
а) Через поле и л...сок Подается г.. л...сок, Он б...жит по пр...в...дам Скажешь здесь, А слышно там.

б) В Полотняной стране, По реке Простыне Плывет парохо...
То наза..., то впере..., А за ним такая гла...ь, Что и зыби не видать.

36. Злой волшебник перепутал звуки и буквы в словах. Наведи порядок, запиши слова правильно.
Агарот, райа, йула, марос, дуп.

37. Сколько звуков [п] в предложении?
На поляне стоял дуб в два обхвата.

38. Учительница попросила детей придумать слово, в котором 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая буква — гласная, а третья — согласная, обозначающая глухой, твердый звук. В классе было пять групп детей, каждая из которых придумала свое слово.
1 группа — «рак» 4 группа — «русь»
2 группа - «род» 5 группа - «рябь».
3 группа — «рот»

39. Какие из перечисленных слов сочетаются и со словом «маленькая», и со словом «маленькая»?
Грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

40. Найди синоним устойчивого словосочетания «попасть впросак».
Сесть в калошу, отбиться от рук, заблудиться в трех соснах, повесить нос, уйти в свою скорлупу.

41. Сколько звуков [ш] в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки —
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути — отчего не подвезти?!
(В. Приходько)
42. Как можно превратить слово «мел» в мелкое место, угол» — в топливо, «шест» — в число?

43.В названиях каких месяцев в русском языке произносятся мягкие звуки [р* ] и [н']?

44. Определи, какое третье слово является лишним в каждой строчке?
Конечно, нарочно, игрушечный
Что, чтобы, нечто.
Чувство, баловство, да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. –

45. Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука.
Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук?

46. Сколько букв «о» в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясни, куда они подевались?
Звонят во все колокола.

47.Найди загаданный звук.
Я — в озерах, и реках, но в воде меня нет.
Я — в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

48. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычитании ошибку?

49.Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Возможно ли это в русском языке?

50. Поставь слова во множественное число.
Человек —лист (бумаги) —лист (дерева); зуб (волка) —...; зуб (пилы) — ....

51. Подбери к данным словам созвучные им (рифмующиеся). Сочини четверостишие, используя любые получившиеся
рифмы.
Биться — ...; граница — ...; дрозд — ...; гвозди — ...; помог — ...; красив — ...; смех — ....

52.Из букв каждой пары слов составь название животного:
Лик + рок =

Поле + дар = Шаль + до = Лов + буй =

53. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А.
Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.
выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
пропал у пони,
вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
уплетает.

54. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.

55. Спиши существительные, рядом запиши их множественное число.
Курица, морское судно, чудо, небо, ребенок, человек.

56. Найди словосочетания, в которых находятся одушевленные существительные мужского рода.

Мечтать о лете, спрятаться за дуб,ом, сидеть на берегу, стоять перед отцом, наблюдать за домом, рисовать карандашом, отдыхать под деревом, искать под столом, играть с другом.

57. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда, не знаю куда,...
Скоро сказка сказывается,....
Это все присказка,.... /

58.Перепиши слова, вставь «ь» или «ъ».
С.езд, счаст...е, об...явление, л...ется, обез...яна, в...тся, с...экономить.

59.Как называется:
а) избушка, где живет сторож;
б) украшения в ушах;
в) твердая застежка на поясе;
г) часть стола или стула?

60.Вставь пропущенные буквы.
Ено... — красавец смотрит вни...,
Там потянулась сла...ко ры...ь.
Плывет могучий бегемо...,
Медвс.ь над нерпою реве...,
И белый голу...ь там летает,
Всех отдохну...ь нас приглашает.

61. Чем отличается буква от звука?

62.В Москве — москвичи, а в Киеве — ? Продолжи строчку до конца.

Москва — москвич — москвичка — москвичи.
Киев — ... - ... — ....
Ответы
1. Малыши, лужицы.
2. Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.
3. Возможен такой вариант: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за (от).
4. Бор, беда, холод, извещение, диковинный.
5. Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свёкла.
6. Женского рода: мозоль, фланель, полынь; среднего рода: какао, шоссе, повидло; мужского рода: толь, туннель, ферзь, тюль.
7. Задаваться, бездельничать, отвлекаться.
8. Семь бед — один ответ. Семь раз отмерь, а один — отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой — семеро с ложкой.
9. Задание произвольное.
10.«Лишние» слова: карман, мандат, анаконда.
11. Например: звонит, звучит, зеленеет, блестит, светит, кор¬мит, кричит, рассказывает.
12. Не-да-ле-ко от на-ше-го до-ма пре-крас-ный парк.
13. Оля, стол, лес, семья, герб.
14. Творческое задание.
15. Мою бабушку ЗОВУТ Вера Петровна. Она живет в Москве на улице Русакова. Я часто бываю у бабушки. Мы любим ходить в парк Сокольники.
16. Например: хлеб - свежий, ржаной; ландыш - душистый, серебристый; речка — горная, мелководная; метро — московское, столичное.
17. Возможно: сходила, кольнуло, откусил, червивое, сыпучий, зубной, устрашающие, букашечка, непроходимый.
18. Полка, скалка, валко.
19. Луг.
20. Жвачка (предпочтительнее: жевательная резинка).
21. Толпа, гурьба, орава.
22. Ураган.
23. Они друг с другом на короткой ноге.
24. 2 звука: [э], [р].
25. Пара носков, группа грузин, пять помидоров.
26. Павы — это птицы.
27. Заяц мчится, как угорелый.
28. Туфля (ж. р.), поэтому «обе туфли»; надеть на кого-либо, одеть кого-либо, следовательно верный вариант — «надеть обе туфли».
29. Слова, в которых допущены ошибки: мышкины, овощу, голод, куста, щепки, хата, игра, дареной, дороги, тянет.
30. .... не. кормят;... свое болото хвалит; куста боится;... вы¬летит — не поймаешь;... считают.
31.
32. Портрет, центнер, трамвай, комфорт, коридор, котлета.
33. Сеновал, столяр, залежи, газон, грибочки, хоровод, борода.
34. Съезд — 1) собрание представителей каких-нибудь орга-
низаций, групп населения. 2) Место, по которому съезжают, спуск.
Прошмыгнуть — пройти внутрь чего-либо или исчезнуть.
35. а) Телефон, б) утюг.
36. Огород, Рая, юла,, мороз, дуб.
37. 3 звука.
38. Правильно выполнили задание 1, 2, 3 группы (рак, род, рот).
39. Существительные грязнуля, зануда, плакса, тупица в за¬висимости от контекста могут быть мужского и женского рода. Это слова так называемого общего рода. Слово красавица женс¬кого рода и сочетается только со словом маленькая.
40. Сесть в калошу.
41. В стихотворении 27 звуков [ш]: в словах дорожке, ложки, ножки, порожка тоже слышится [ш]. Автор использует звукопись.
42. Надо «смягчить» конечные согласные. Получится: мель, уголь, шесть.
43. Январь, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
44. «Лишние» слова: игрушечный (произносится не [шн], а [чн]); нечто (произносится не [шт], а [чт]); баловство и нравствен¬ный ([ф] произносится, а не выпадает, как в других словах).
45. Два гласных звука рядом в словах: театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. В других словах между гласными — [й]: си[йа]ть, стру[йа], бо[йэ]ц, со[йу]з.
46. В предложении 5 букв О, а звуков — ни одного: без ударе¬ния на месте буквы О звучит [а].
47. Это звук [р].
48. Нет. Если он правильно поставил ударение в слове сорохк.
49. В русском языке не пишется больше двух согласных под¬ряд. А написание подряд трех одинаковых гласных допустимо. Например, змееед, длинношеее.
50. Люди, листы, листья, зубы, зубья.
51. Задание творческого характера.
52. Кролик, леопард, лошадь, буйвол.
53. Возможны различные варианты ответа, например, такой: август, аппетит, астры, ананасы.
54. За каждое правильно написанное слово — 1 балл.
55. Курицы, суда, чудеса, небеса, дети, люди.
56. Стоять перед отцом. Играть с другом.
57. Поди туда - не знаю куда, принеси то — не знаю что. Ско¬ро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это все при¬сказка, сказка — впереди.
58. Съезд, счастье, объявление, льется, обезьяна, вьется, сэ¬кономить.
59. Сторожка, сережка, пряжка, ножка.
60. Енот, вниз, сладко, рысь, бегемот, медведь, ревет, голубь.
61. Буквы пишут и читают, а звуки произносят и слушают.
62. Киевлянин, киевлянка, киевляне.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Решение нестандартных задач по математике в начальной школе Решение нестандартных задач по математике в начальной школе. Движение гусеницы Решение нестандартных задач в начальной школе. "Задачи на уравнивание"

Похожие статьи:

Олимпиадные задания с ответами по математике для 1-4 классов

Олимпиадные задания по математике, 3 класс

Олимпиадные задания по математике, 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе с презентацией. Чем человек отличается от животного?
Опубликовано: 3403 дня назад (2 августа 2015)
Просмотров: 98280
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Наталья Викторовна Мишина # 2 августа 2015 в 11:36 0
Здравствуйте Оксана Юрьевна, ознакомилась с вашей работой "Олимпиадные задания по русскому языку
для 1 – 4 класса". Очень понравились ваши занятия. Мне как мамы детей начальной школы эти задания очень пригодятся, беру себе на заметку. Желаю вам успеха. От меня голос.
Вера Валерьевна Ляпина # 2 августа 2015 в 19:48 +1
Отличный материал для составления олимпиадных заданий! Думаю, если бы вы уже распределили их по классам, было бы еще лучше! Спасибо за публикацию!ГОЛОС!