Организация образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие». Тема "Моя семья"
Цель:
- расширение и активизация словаря,
- развитие связной речи.
Задачи:
1.Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
2. Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.
3.Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
чтение рассказов - Л. Квитко "Бабушкины руки", А. Яковлев "Мама", Л. Толстой "Старый дед и внучек"; совместные рисунки родителей и детей "Герб семьи"; рисунки детей на тему "Моя семья"; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Словарная работа:
семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя.
Методы:
• словесный;
• игровой;
• объяснительный-иллюстративный;
• репродуктивный;
• проблемный.
Материал:
рисунки на тему "Моя семья", дидактическая игра "Кто какую работу в доме выполняет", персонажи сказки "Репка", сюжетные картины, атрибуты различных профессий, пословицы.
Фонограмма: фонограмма песни "Неразлучные друзья".
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "физическое развитие"
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент.
Дети стоят в кругу.
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети садятся на места.
2. Сообщение темы образовательной деятельности.
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?
- Её название вы узнаете, ответив на вопрос: "Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?" (показывается репка).
- Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)
3. Беседа. Рассказы детей.
- Как вы понимаете, что такое семья?
- Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека.
- Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.
- "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть : тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: "Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?"
- Дети, расскажем бабке?
- Сегодня у нас открыта выставка рисунков "Моя семья". Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)
Наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты их любишь? Почему?
4. Психогимнастика.
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?
- А если они хмурятся
- Слушаем сказку Репки дальше.
- "Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: "С удовольствием, а потом с ребятами поиграю".
5. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
- Разное выражение лица бывает у наших родных, но мы всегда их любим, стараемся заботиться о них, ведь почти все они, кроме работы по дому, трудятся на своих рабочих местах.
(договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я)
ходит на работу - шьет –
зарабатывает деньги - проверяет уроки –
ходит в магазин за покупками - учит уроки –
готовит пищу - ухаживает за цветами –
вытирает пыль - моет посуду –
убирает в доме – гладит –
играет – стирает –
читает - мастерит –
- А вы все знаете профессии своих родных?
-Илья, кем работает твоя мама? А люди, каких профессий работают ещё в детском саду? (Медсестра, врач, воспитатель, заведующая, помощник воспитателя, методист, сторож, дворник…). Много назвали профессий, а знаете ли вы, какие предметы нужны людям разных профессий для их работы? (На столе различные предметы.)
Я буду показывать картинку с изображением профессии , а вы выберите предмет, который необходим для этой профессии.
Повар, врач, милиционер, учитель, водитель, парикмахер… (Дети показывают необходимые атрибуты.)
Внучка с детьми участвует в игре.
6. Физ. минутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
- Сказка продолжается: "Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь". Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?
7. Работа над иллюстрациями.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных.
- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).
- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?
- Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?
- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.
- Понравилось Жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.
- Кого позвала Жучка?
- Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.
8. Пальчиковая гимнастика "Дружная семья".
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
- Сказка продолжается. "Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку".
- Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.
9. Загадки
1. Мне она тётя, а моей маме:(сестра).
2. Моему папе он папа, а мне:(дедушка).
3. Моему папе она жена, а мне:(мама).
4. папе он родной брат, а мне:(дядя).
- Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.
- Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно).
-Ой, а что закопано было под репкой? Посмотрим? В этом конверте лежит письмо, в котором говорится: « Вы все так хорошо играли и отвечали, что я не удержалась и тоже приготовила маленькое задание, за которое вы получите награду»:
10.Беседа по пословицам
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
11. Итог.
- Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Что вы хотите пожелать своей семье?
12. Исполнение песни "Неразлучные друзья".
- Закончить наше игровое занятие я предлагаю песней, которая называется "Неразлучные друзья".
Рекомендуем посмотреть:
Биография и творчество писателя Яшина для детей
Конспект ООД в старшей группе на тему: Зима
Конспект ООД по физическому развитию для детей разновозрастной группы
Занятие по физкультуре. Старшая группа