Развитие творческого потенциала учащихся в объединении художественного направления (Ансамбле)
Методическое сообщение: данная работа пригодится всем преподавателям, педагогам, которые работают с коллективами.
В практике детских музыкальных школ всё ещё преобладает акцент на преимущественное развитие сольных исполнительских качеств у учеников, что приводит к односторонности их музыкального развития, ограниченности взглядов. В результате нередко вырабатывается отношение к коллективному музицированию, как делу второстепенному. Часто неумение играть в ансамбле, оркестре сводит на нет многие положительные навыки, усвоенные музыкантами. В области ансамблевой игры они чувствуют себя неподготовленными. В то время как большинству из них в будущем предстоит заниматься, скорее всего, лишь ансамблевым и оркестровым музицированием.
Одна из основных задач музыкальной школы состоит в расширении кругозора подрастающего поколения, воспитании высокообразованных личностей, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, в формировании людей, жизнь которых обогатится великим даром – умением слушать и понимать музыку. Прежде всего, данная задача встаёт перед педагогом специального класса, и здесь у него возникает необходимость в комплексном обучении своих учащихся. Одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития инновационного потенциала ученика – занятия в ансамбле.
Ансамбль – это музыкальный творческий коллектив, задача которого – передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином произведении. Коллективное творчество является в нём основополагающим началом. Оно направлено на достижение единства в раскрытии художественного замысла музыкального произведения посредством интонационной и динамической согласованности звучания, тембровой слитности, ритмического и штрихового единства исполнения, правильного, художественно - оправданного, временного соотношения голосов, развивающихся по законам гомофонии и полифонии.
Ученику, начинающему музыканту, игра в ансамбле, коллективное творчество даёт яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции. Занятия в классе ансамбля способствуют также закреплению навыков, приобретённых на уроках специального класса, стимулируют интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности.
Одна из особенностей ансамблевой игры заключается в том, что ученики с различными музыкальными способностями объединяются в единый исполнительский организм, становятся равноправными его исполнителями. Общаясь в коллективе, юные музыканты равняются на лучших ребят, перенимают друг у друга опыт, совершенствуют исполнительские навыки.
К основным правилам ансамблевого исполнительства можно отнести:
1. Умение слышать все партии в целом и свою партию, как часть целого. Над начинающими ансамблистами, как правило, довлеет инерция сольной игры. Они не слышат игры своих товарищей, общего звукового результата. Участникам ансамбля необходимо уяснить роль своей партии в каждом эпизоде исполняемого произведения. Они должны осознать, где исполняется основная тема, где подголосок, когда звучит аккомпанемент или гармонический фон. Ансамблист рождается тогда, когда он начинает слышать общее звучание и свою партию в нём, подчиняя своё исполнение общим задачам интерпритации произведения.
2. Достижение слитности звучания партий, необходимого понимания учениками органической взаимосвязи всех элементов музыкально-исполнительской выразительности, таких как ритм, динамика, фразировка, аппликатура, штрихи.
3. Достижение ансамблевой гибкости исполнения, полной согласованности звучания всех инструментов.
4.Воспитание в начинающих музыкантах следующих качеств: собранность, дисциплина, максимальная концентрация игровых усилий, высокая личная и коллективная ответственность за исполнение, а также уважение к товарищам, взаимопомощь, умение выслушать чужое мнение, прислушиваться к критике, поддержать творческую инициативу товарищей.
Коллективное музицирование может служить и как одной из форм привлечения детей в класс домры, как способ заинтересовать, увлечь их игрой на этом инструменте в окружении своих одноклассников. Инициатива ребят в этом случае особенно велика: соревнуясь между собой, они изо всех сил стараются – каждый хочет показать, что у него получается лучше. Это создаёт атмосферу творческого энтузиазма, необходимого для эффективных занятий с детьми. На таких коллективных занятиях очень удобно развивать ценные профессионально-психологические качества – наблюдательность, критичность, стремление к совершенству и т. д. на основе соревновательности.
Хочется отметить ещё один положительный момент ансамблевого музицирования. Результатом работы исполнителя является публичное выступление. Это серьёзная проверка усвоения материала и художественной подготовки. Именно благодаря успехам перед массовой аудиторией музыкант начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремлённость, работоспособность в овладении исполнительским мастерством, в ином свете предстают перед учеником приобретённые профессиональные навыки. Обучение для него, таким образом, становится более интересным, интенсивным и целенаправленным. С другой стороны, это очень важно для родителей. Им необходимо видеть успехи своих детей, знать, что они занимаются не зря.
Резюмируя всё вышесказанное, хочется отметить, что игра в ансамбле благотворно влияет на детей. Вызывая интерес к музыке, уроки ансамбля побуждают учеников серьёзнее относиться к занятиям в музыкальной школе. Знакомясь с новыми, не звучащими в классе по специальности произведениями, участник ансамбля обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, повышая, таким образом, своё общее развитие.
Похожие записи:
Использование Виртуального Концертного Зала в работе ДШИ
Совместное мероприятие детского сада и Детской школы искусств.
Урок в ДШИ. Основные приёмы развития в музыке
Вручение сертификатов об окончании детской школы искусств. Сценарий