Выступление по теме "Развитие речи на уроках математики"
Перед школой стоит задача - максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя - помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком. Развитие информационного общества, инновационные преобразования требуют от современного человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способностей ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Поэтому школа должна вооружить его такими методами познания, которые сформируют его познавательную самостоятельность, активность, инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, доступно, грамотно и четко излагать свои мысли.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал Михаил Васильевич Ломоносов.
Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Перед учителем математики стоит нелегкая задача — преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о "сухости", формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.
Как учителю математики, мне предоставляется возможность - пробудить интерес и любопытство учащихся, предлагая им задачи, соразмерные их знаниям и умениям.
Для успешной работы на уроках математики немаловажную роль играет развитие речи учащихся.
1. Для развития речи учащихся я стараюсь
грамотно строить свой разговор с учениками, так как речь учителя должна быть именно такой, которая воспринималась бы учащимися как некоторый образец. Качествами, определяющими такую речь, должны служить:
-полная ясность выражаемых ею мыслей;
-научность (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);
-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращений предложений);
-литературность (приближение к литературному стилю, живость и, если возможно, образность изложения).
На одном из уроков я произнесла фамилию Ньютон с ударением на первом слоге. Дети пытались меня в этом переубедить, говоря, что другой учитель произносил эту фамилию с ударением на втором слоге. Кто же прав? Преподаватель университета г.Вологда учил нас так: если фамилия старинная, да еще и не русская, то мы не можем точно утверждать как же она на самом деле произносится. Поэтому мы можем ставить ударение и на первом и на втором слоге.
Также одни ученики могут говорить слово игрек смягчая в произношении букву «р», а у других после «р» слышится «э».
Каждое слово учителя, каждый его жест, должны помогать учащимся воспринимать предмет изложения. Внешние особенности речи учителя не должны отвлекать учащихся. Речь учителя не должна быть слишком быстрой, поскольку некоторые учащиеся могут не успеть за полётом мысли. Но она не может быть и слишком медленной, так как при таком изложении может потеряться мысль изложения.
2
Учащиеся на уроках математики
должны привыкать к краткой, чёткой, логически обоснованной речи. Именно в математике мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.
Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках русского языка. Дети должны правильно употреблять падежи; не опускать в речи союзы: если, т.к.; правильно произносить числительные, строить предложения.
Например: нужно помнить, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Например,
- “а равно пяти”, “с равно минус семи”, “икс равен минус трем”.
- при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”.
- названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они так же не изменяются по падежам.
3. При работе с учебником обращаю внимание учащихся
на рубрику “Говори правильно”. Примеры склонения числительных (количественных, порядковых, дробных) даны и на форзаце учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класса”. Учащиеся могут пользоваться ими на уроках и при выполнении домашнего задания.
Напоминаю учащимся о том, что в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы. Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов, например перпендикулярчик, отрезочек, треугольничек.
4. Для того, чтобы обеспечить
правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при сообщении термина должно быть по возможности указано его происхождение, его буквальный смысл, а затем должен быть исчерпывающе раскрыт его научный смысл; не надо скупиться на хорошие примеры, иллюстрации. Недостаточно глубокое, поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися; неясное, неполное понимание термина немедленно влечёт за собой неточную, расплывчатую туманную речь.
Например, при изучении темы «Пропорции» по математике в 6 классе учащиеся неоднократно проговаривают определение о том, что пропорция – это равенство двух отношений». Только правильно записав пропорцию, можно с ней продолжать работу. Или, перпендикуляр – кратчайшее расстояние от точки до прямой, и строить его нужно под прямым углом к этой прямой. Уделяю особое внимание употребляемой математической фразеологии и настойчиво обогащаю ею научный стиль речи учащихся. Например: “Простым числом называется число, делящееся только на единицу и само на себя” (пропуск слова “только” полностью аннулирует это определение)
Слово «точка» образованно от глагола ткнуть и означает результат мгновенного дотрагивания. А «между двух соседних точек - прямая – самый краткий путь, иначе слишком много кочек необходимо обогнуть». Если дети не правильно изобразят на рисунке прямоугольный треугольник, то и решить задачу, связанную с ним будет достаточно трудно. Дополнительный материал о терминах, математических понятиях сообщаю под рубрикой «Это интересно».
5. В своей деятельности для развития грамотной математической речи использую различные
виды и формы работы: работа с математическим словарём и математической энциклопедией, использование «памяток», написание словарных диктантов, придумывание историй, сказок, написание стихотворений, математических частушек, готовят сообщения по темам. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках.
Провожу словарную работу. Задания по написанию математических терминов включаю
а) в диктанты:
- запишите словами числительное: 8, 13, 27, 500, 3019 и др.
- запишите под диктовку: правильная дробь, координатная прямая …
- запишите все новые термины, с которыми вы встретились при изучении темы «Пропорции»
б) в кроссворды
в) трактую происхождение слов:
слово «планиметрия» происходит от латинского «planum» - плоскость и греческого «metreo» - измеряю.
г) использую исторический материал:
изучая тему «Функции и их графики» узнаём, что термин «функция» (от латинского function – исполнение, совершение), впервые ввёл немецкий учёный Готфрид Лейбниц (1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции) и предлагаю учащимся прочитать исторический материал о функциях. Чтобы учить учащихся говорить правильно и проводить эту работу в системе, накапливаю по темам материал «Учитесь говорить правильно».
6. Еще одним средством для развития языка учащихся может служить
выработка правильной письменной речи. Слежу за выработкой устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, нелепых сокращений слов. Выявление ошибок учащихся в их письменных работах (домашних и классных) является делом очень трудоёмким, но зато весьма благодарным, если учитель систематически, все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах обсуждает с учениками класса. Очень бывает обидно, когда слова число, цифра, прямая и т.д., названия месяцев дети пишут неправильно. С большим трудом некоторые учащиеся могут вписать пропущенные слова в тексте теста по геометрии, поскольку там используются математические термины.
7. Особенно большое значение имеет составление так называемых
объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений, весьма непонятно и не точно выражающих мысль.
Например:
1 задача: №583 из учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класс”.
Условие. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700 г напитка?
Решение. Пусть масса одной части напитка x г. Тогда масса сиропа 2x г, а масса напитка (2x+5x) г. По условию задачи масса напитка равна 700 г. Получим уравнение: 2x+5x=700. Отсюда 7x=700, x=100, то есть масса одной части равна 100 г. Поэтому сиропа надо взять 200 г (100*2=200) и воды 500 г (100*5=500).
2 задача: В клетке находятся фазаны и кролики. Всего 6 голов и 20 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке?
Решение.
Способ 1: метод подбора.
2 фазана и 4 кролика.
Проверка: 2+4=6 (голов); 4х4+2х2=20 (ног). Ответ: 4 кролика, 2 фазана.
Составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, помогают учащимся развивать правильную письменную речь. Часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Так 2 задачу про фазанов и кроликов можно решить еще 2 способами: полным перебором вариантов и методом предположения по недостатку и методом предположения по избытку.
Учащиеся могу самостоятельно составить текст задачи по записанному уравнению как например в номере 706.
Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучаю грамотному изложению письменных работ. Для этого использую комментированные решения задач, коллективную работу с записью решения задачи на доске, устные упражнения, самостоятельные работы.
С этой же целью провожу изложение нового материала по плану, записанному на доске, учу составлению планов, конспектов при изучении нового теоретического материала. Особые навыки необходимы учащимся при составлении планов, тезисов, выступлений с сообщениями, докладами…
8. В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь,
как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости. Ученики могут задавать вопросы своим одноклассникам, например при повторении теоретического материала. Эти вопросы могут быть «толстыми» и «тонкими», т.е. более подробными или вопросами по существу. Вопросы теории учащиеся могут обсуждать и в группах, парах при выполнении тех или иных заданий.
9. При выполнении заданий на закрепление ЗУ применяю
игровые формы, такие как “Угадай-ка”, «Найдите ошибку» ребусы, викторины, головоломки и т.п.
Использую в своей работе зарифмованные правила. Стихи легче запоминаются детьми. Например:
«Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
При раскрытии скобок применяю правила:
«Перед скобкой вижу плюс, ничего я не боюсь.
Скобки смело раскрываю, значит, правило я знаю»;
«Минус повстречается – будьте осторожны:
Скобки раскрываются, знаки заменяются на противоположные» и т.п.
10. Систематизацию и анализ полученного материала полезно осуществлять с помощью
опорных сигналов, таблиц, диаграмм, схем, графиков и т.п., они позволят визуально определить необходимые свойства, связи, соотношения, законом.
На своих уроках иногда использую задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для воспитания исследовательских умений.
11. Важным аспектом культуры мышления и речи является
овладение компьютерной грамотой. Из-за недостатка материально - технической базы в работе по развитию речи использую пока только презентации и выполнение индивидуальных тестовых заданий.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, который будет помогать мне использовать информационно – коммуникационные технологии в учебном процессе для развития грамотной математической речи учащихся.
Литература:
Журнал «Математика в школе» №6 1995 г. И. А. Гибш «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики».
Работа по обобщению педагогического опыта: Л. П. Околелова «О системе работы учителя математики»
Рекомендуем посмотреть:
Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся
Факультативные занятия по математике
Методы обучения математики
Деятельность учителя математики по успешному включению обучающихся в процесс социализации
Похожие статьи:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Инновационный опыт работы
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Внеурочная деятельность учителя математики по ФГОС