Урок математики в 5 классе
Тема урока: "Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д."
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
содержательная - расширение понятийной базы выполнения действий с десятичными дробями за счет включения в нее новых элементов;
деятельностная - формирование у учащихся умений реализации способов умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Задачи урока:
образовательная - сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.;
развивающая - развивать логическое мышление, культуру математической речи, память, умение анализировать; развивать визуальные и слуховые каналы восприятия информации;
воспитательная - воспитать умение работать в коллективе и самостоятельность.
Оборудование: экран, проектор, листы с заданиями для самостоятельной работы.
1.
Организационный момент. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
2.
Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает ученикам прочитать и попробовать решить примеры и задачу, записанные на доске.
Задача. Скорость улитки 0,053м/мин. Какое расстояние проползет улитка, если она будет двигаться 10 минут, не изменяя своей скорости?
Примеры:
17х10 1/2 х10 0,35х10 51/100 х100 7/100 х10 53/1000 х100 0,215х100.
Учащиеся видят, что задачу и некоторые примеры они не смогут выполнить. Они не знают как умножать десятичные дроби на 10 и 100. Возникает поблемная ситуация, требующая разрешения.
3.
Формулировка темы, цели и задач урока.
Учитель предлагает детям определить, каким действиям они хотят научится на уроке, определиться с темой урока, его целью и задачами. Ученики формулируют тему, цель и задачи урока сами или с помощью наводящих вопросов учителя.
Итак тема урока: "Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Цель урока может быть озвучена так: научиться умножать десятичные дроби на 10,100,1000 и т.д.
Задачи урока можно определить следующие:
1) повторить умножение натуральных чисел и обыкновенных дробей на 10,100,1000 и т.д.;
2) сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.;
3) научиться выполнять задания на умножение десятичных дробей.
Учащиеся предполагают, что внимание, взаимопомощь может помочь на уроке при изучении новой темы.
4.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания поможет вспомнить как правильно читаются и записываются десятичные дроби с помощью таблицы разрядов. Проверяются №643,649,648(а,б). Одни ученики комментируют свои ответы, записанные на доске, другие выполняют проверку в тетрадях и ставят карандашом знак "+" там, где ответы сходятся. За домашнее задание дети выставляют себе оценку в тетради карандашом.
Учитель предлагает учащимся устно выполнить примеры 1,2,4,5 и 6, записанные на доске. В примерах 1 и 4 на 10 и 100 умножаются натуральные числа, а в примерах 2,5 и 6 на 10,100 и 1000 умножаются обыкновенные дроби со знаменателями 10 и 100. К примерам 3 и 7, а также к задаче учитель предлагает вернуться позже.
Внимание учащихся обращается на то, что первая задача урока выполнена. С помощью домашнего задания и устных примеров был повторен ранее изученный материал.
5.[bПервичное восприятие и усвоение нового теоретического материалаb].
На экране таблица разрядов, в которой записаны десятичные дроби 0,1234, 1,234, 12,34, 123,4. Учащимся предлагается прочитать числа, назвать в каждом из них младший и старший разряды, проследить расположение одинаковых цифр, разрядов в кождой строке таблицы. Дети могут определить смещение одинаковых цифр влево в каждой строчке и догадаться, что это произошло потому, что числа умножали. Первое число умножили на 10, чтобы получить второе, а второе умножили на 10, чтобы получить третье и так далее. А можно первое умножить на 1000 и получить четвертое число.
Учитель предлагает поработать в парах и выполнить из учебника №656 и 657. Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Работая в парах, дети по очереди читают друг другу десятичные дроби, записывают их в тетрадях и стараются выполнить с ними правильные действия. По тексту заданий учащимся предлагается сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.
Заслушиваются варианты формулировок.
Прозвучали гипотезы, выдвинутые учениками, их нужно проверить. Учащимся предлагается проверить гипотезы на уже ранее решенных примерах, таких как:
7/100 х10=7/10=0,7 53/1000 х 100=53/10=5,3. Учитель напоминает учащимся, что десятичная дробь - это не новый тип числа, а новый способ записи числа. Можно умножать 7/100 на 10 и 53/1000 на 100 таким образом:
7/100=0,07 и 0,07х10=0,7
53/1000=0,053 и 0,053х100=5,3.
В результате вычислений, выполненных разными способами, получаются одинаковые результаты, а это значит, что правило сформулированное учащимися верно.
6.
Применение теоретических положений.
По требованию учителя учащиеся решают примеры 3 и 7 и задачу про улитку.
0,35х10=3,5 0,215х100=21,5
Задача: 0,053х10=0,53м
Ответ: 0,53м проползет улитка за 10 минут.
Но что делать, если пример будет таким: 1,2х100?
Дети предлагают свои варианты, среди которых может быть и такой, что в дроби нужно добавить справа от цифры 2 один ноль и только потом перенести запятую. 1,20х100=120.
Учащиеся знакомятся с формулировкой правила умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. в учебнике на странице 188 и записывают его в тетрадь.
Правило: Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д. нужно: 1) сосчитать количество нулей; 2) перенести запятую в записи дроби вправо на такое же количество цифр; 3) если в записи дроби не хватает цифр, приписать справа нули.
Внимание учащихся привлекается к тому, что вторая задача урока тоже выполнена. Правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. сформулировано и записано в тетрадь.
7.
Самостоятельное и творческое использование сформированных умений и навыков.
Дети в парах решают подбором уравнения в №666(а,б) и задачу В №660.
Уравнения а) 10х=48,5 б) 10х=0,372
х=4,85 х=0,0372.
Задача. Цена ситца 65,7 рю Найдите стоимость 10м,100м ситца.
Решение: 65,7х10=657(р) - стоимость 10м ситца
65,7х100=6570(р)- стоимость 100м ситца.
8.
Динамическая пауза. Детям предлагается встать и выполнить 6-7 поворотов туловища вправо - влево и столько же поворотов головы.
9.
Обобщение учвоенного материала.
Учитель предлагает записать в дневниках домашнее задание: Выучить правило умножения, выполнить из учебника №662(а,в,д),663(б,г,е),670.
Учащиеся выполняют на распечатанных листах самостоятельную работу по вариантам.
Самостоятельная работа.
1 вариант
1. Запишите число в виде десятичной дроби:
а) "Пять целых три десятых";
б) "девятнадцать целых пять сотых"
в) "ноль целых четыреста тридцать две
тысячных.
2. Запишите цифру, которая стоит в записи числа 548,193
а) в разряде десятых;
б) в разряде сотых.
3. Выполните умножение:
а) 34,676х10=
б) 24,8х100=
в) 0,29х10=
г) 4,8х100=
2 вариант
1. запишите число в виде десятичной дроби:
а) "Семь целых одна десятая";
б) "шестнадцать целых четыре сотых";
в) "ноль целых пятьсот двадцать восемь тысячных".
2. Запишите цифру, которая стоит в записи числа 316,452
а) в разряде десятых;
б) в разряде сотых.
3. Выполните умножение:
а) 45,321х10=
б) 71,9х100=
в) 0,19х10=
г) 6.3х100=
10.
Рефлексия деятельности в конце урока.
Внимание учащихся обращается на то, что цель урока была достигнута, задачи урока - выполнены. Детей можно спросить о затруднениях, возникших у них, при выполении заданий. По какой причине возникали затруднения? Что нужно повторить, с какими заданями следует еще поработать?
Выставляются оценки за работу на уроке. Дети могут высказать свое отношение к уроку, если нарисуют рот смайлику. Смайлик будет улыбаться, если все на уроке получалось, или грустить, если были трудности.
Смайлики дружно показывают учителю. Листы с самостоятельной работой, рабочие тетради оставляют на партах.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»
Урок по математике для 5 класса. Обобщающее повторение
Технологическая карта урока математики в 5 классе с презентацией. Прямоугольный параллелепипед
Конспект урока математики в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов
Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса
Конспект урока математики в 5 классе на тему «Порядок выполнения действий»
Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»