Конспект урока математики в 5 классе. Сложение десятичных дробей
Урок математики в 5 классе
Тема урока: Сложение десятичных дробей. Тип урока: урок открытия нового знания. Цели урока: содержательная: расширение понятийной базы о действиях с десятичными дробями за счет включения в нее правила сложения десятичных дробей; деятельностная: формирование у учащихся умений выполнять сложение десятичных дробей. Задачи урока: образовательная: сформулировать правило сложения десятичных дробей; развивающая: развивать логическое мышление, культуру математической речи,способы восприятия информации, умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитательная: воспитание сомостоятельности и умения работать в коллективе. Оборудование: экран, проектор, листы с заданиями для самостоятельной работы. Девиз урока: "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные".
1.Организационный момент. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
2.Формулировка темы, цели и задач урока.
Учитель сообщает о получении письма на адрес школы от пятиклассников другой школы района. Конверт с письмом открывается, а в нем задачи.
Задача №1. У реки Чагода и ее правого притока реки Песь большая протяженность. Они протекают не только в нашем Чагодощенском районе. Река Чагода берет начало в Ленинградской области, ее длина 242км, а Песь протекает также в Новгородской области, ее длина 145км. Найдите: 1) общую протяженность этих рек; 2) изменится ли запись цифр в предыдущем ответе, если в числах 242 и 145 по одной цифре справа отделить запятой?
Учащиеся быстро отвечают на первое требование и говорят, что общая длина рек равна 387км. Они нашли это число,когда выполняли сложение чисел. Второе требование может вызвать затруднения. Записав дроби 24,2 и 14,5 в таблицу разрядов, дети могут предположить, что запись цифр не изменится, но появится в числе запятая, а значит число будет читаться по другому.
Что вызвало затруднения? В задаче нужно выполнить сложение чисел, но, как выполняется сложение десятичных дробей, учащиеся пока не знают.
По просьбе учителя дети пытаются сформулировать тему и цель урока. Какие задачи нужно поставить на уроке, чтобы достичь его цели? Что поможет на уроке?
Тема урока: Сложение десятичных дробей.
Цель урока: научиться складывать десятичные дроби.
Задачи урока: 1) повторить сравнение десятичных дробей с помощью таблицы разрядов; перевод величин в другие единицы измерения; 2) узнать правило сложения десятичных дробей; 3) научиться выполнять задания на сложение десятичных дробей.
Помочь учащимся могут записи на первом форзаце учебника (перевод единиц), внимание, взаимовыручка.
3.Актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагается выполнить устно задания на экране.
1. Сравните дроби:
5,13 и 5,4 0,345 и 0,34 6,07 и 5,87
3,4 и 3,40 21,3 и 2,31 0,11 и 0,011
2. Выразите в сантиметрах:
3,45 м=
6,8 дм=
56 мм=
Ответы учащихся корректируются другими учащимися, проговариваются правила.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что с первой задачей урока они справились.
4.Актуализация знаний УУД.
Учащиеся в тетрадях записывают число и тему урока. Учитель предлагает вернуться ко второму требованию задачи позже, а пока прочитать и решить еще одну задачу.
Задача №2. В нашей стране водится много бобров, они живут и на территории нашего района. Бобр ведет полуводный образ жизни, это крупный грызун. Делая из древесины свои жилища (хатки), бобры порой перекрывают русла рек. Найдите длину взрослого бобра, используя записанные на доске числа,:
5,7дм 5,1дм
4,9дм 4,3дм.
Нужно из первого столбца выбрать наибольшее число, из второго столбца - наименьшее, а потом сложить выбранные числа.
Учитель сообщает детям, что решение этой задачи можно оформить тремя способами. Два способа учащимся уже знакомы. Если дети не догадаются сами, то с подсказки чителя это: 1) записать дроби в виде смешанных чисел или неправильных дробей и выполнить сложение; 2) выполнить перевод единиц измерений и сложить числа.
1 способ: 57/10 + 43/10=100/10=10дм.
2 способ: 57см+43см=100см=10дм.
Учащиеся в тетрадях выполняют решение в парах, затем по желанию оформляют решение на доске.
Но есть третий, более короткий и удобный способ - сложение в столбик. При этом запись сложения десятичных дробей похожа на запись сложения натуральных чисел. Числа записываются в столбик поразрядно, от вет получается такой же, как и в первых двух случаях.
Предлагается проверить эту идею при ответе на второе требование первой задачи.
5.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Учащимся предлагается продумать правило сложения десятичных дробей. Ответы могут звучать так:
- десятичные дроби складываются также как и натуральные числа, то есть поразрядно;
- отдельно складываются целые части, отдельно дробные, возможен переход через разряд.
Формулировки учащихся сравниваются с формулировкой правила в учебнике на странице 195.
Далее учащимся предлагается записать в столбик сумму чисел 38,321 и 1,56 и найти ее значение. Учитель показывает на доске как это правильно записать и сосчитать. Разряд должен быть записан под разрядом, запятая под запятой, дробные части уравнены.
Под диктовку учитля дети записывают правило в тетрадь. "Сложение десятичных дробей выполняется поразрядно, запятая пишется под запятой, дробные части уравниваются."
Внимание учащихся обращается на то, что вторая задача урока выполнена. Сформулировано и записано в тетрадь правило сложения десятичных дробей.
6.Применение теоретических положений в условиях выполнения примеров, заданий.
Учащиеся работают в парах, помогая друг другу с оформлением записи и счетом. На листах, находящихся на партах, записаны примеры на сложение десятичных дробей. Примеры нужно решить и по полученным ответам отгадать слово.
Р 7,8+0,32
О 11,63+0,7
Е 9,3+1,51
В 24+5,16
Н 3,9+16,07
У детей должно получиться слово "верно".
7.Физкультминутка. Учащиеся встают и выполняют подтягивания (6-7 раз), вращение головы (6-7 раз).
8.Самостоятельное и творческое использование сформированных умений и навыков.
Самостоятельно за 7 минут учащиеся выполняют в столбик примеры на сложение из учебника №705.
По истечении указанного времени, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют свои ответы по готовым ответам на доске. Ставят друг другу оценки: "5" - все верно, "4" - есть 1-2 ошибки в вычислениях или записи, "3" - 3 ошибки.
Решения и ответы №705.
а)272,3=34,15=306,45 в)0,0078+78,78=78,7878 д)5,934+12,8=18,734
б)15+8,009=23,009 г)42+3,08=45,08 е)13,1+0,09=13,19.
Учащиеся записывают домашнее задание: п.42 выучить правило, №706,702(в).
9.Обобщение изученного материала
В конце урока ученики видят, что все задачи урока выполнены, цель урока достигнута. Еще раз проговаривается правило сложения десятичных дробей.
10.Рефлексия деятельности в конце урока.
Учитель выясняет, в чем возникли затруднения, по какой причине. Что нужно повторить, чтобы проблем не возникало? С какими заданиями следует еще поработать? Учащимся выставляются оценки за урок. Предлагается оценить свою работу в листе самооценки, поставить знак "+" там, где согласен с записью.
Решать задания на сложение десятичных дробей я:
Умею сам...
Решаю с помощью...
Не умею...
Свои пожелания...
Свои тетради ученики оставляют для проверки на партах.
Учитель благодарит детей за работу на уроке. Конец урока.
Скачать Конспект урока математики в 5 классе. Сложение десятичных дробей
Здравствуйте, Ольга Анатольевна. Познакомилась с Вашим конспектом. Интересное начало урока с письмом. Соблюдены все этапы урока.Но в глаза бросаются недочёты в составление конспекта. Цель должна быть единой. Не понятно почему у детей возникает затруднение при постановки запятой? Ведь дети уже умеют сравнивать десятичные дроби и выражать в других единицах измерения величины?! И наконец Вы забыли указать по какому Вы работаете.
Здравствуйте, Татьяна Евгеньевна. Благодарю Вас за комментарий, возможно Вы правы. Я первый год работаю по учебнику Зубаревой И.И., Мордкович А.Г "Математика 5 класс". Пока трудно. Нужен взгляд со стороны на мою работу, поэтому и отправила конспект на любимый сайт. Конечно не все получается на 100%. Учишься формулировать цели, задачи урока и свои собственные мысли. Возможно недочеты есть, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. С уважением!
Добрый вечер, Ольга Анатольевна. Вы правы, что на ошибках учатся. Работая в сельской школе мне в этом году пришлась вести математику в 5 классе и именно по этому учебнику.Поэтому Ваши недочёты бросились в глаза. Надеюсь Вы не обиделись и продолжите творчески сотрудничать с сайтом ped-kopilka и удивите нас новыми и интересными разработками. Желаю творческих успехов.