Конспект урока математики для 5 класса. Обобщающее повторение
Автор: Андрианова Наталья Анатольевна, учитель математики, МКОУ «Медвежьегорская средняя школа №1». Город Медвежьегорск, Республика Карелия.
Описание материала: Предлагаемый конспект будет полезен учителям математики старшей школы при обобщающем повторении в конце 5 или 6 класса, работающим по любым учебникам. Конспект содержит комплексное задание, позволяющее проверить не только знания по конкретному предмету, но и оценить метапредметные и личностные результаты, чему уделяется особое внимание в условиях перехода к ФГОС.
Эпиграф: «… школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать…»(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Конспект урока математики для 5 класса. Обобщающее повторение.
Цель урока: создание условия для обобщения и систематизации учебной информации: вычисления дроби от числа, чтения диаграмм, вычисления процентов от числа, вычисления площади прямоугольника, округления числа, вычисления скорости.
Задачи урока: формировать умение осуществлять информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формирование культуры умственного труда, культуры межличностного общения через организацию работы в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: тексты «Записки путешественника Робина», комплексное задание к тексту для каждой группы,критерии оценки.
Ход урока: Учитель. Одна из версий происхождения слова «математика» связана с греческим словом «матема», что означает урожай, сбор урожая. Разметка земельных участков, подготовка необходимого количества посевного материала, подсчет собранного урожая требовали серьезных математических знаний. На сегодняшнем уроке вы будете решать практико-ориентированные задачи, которые встречаются в конкретных жизненных ситуациях. Посмотрите на экран.
Даниэль Дефо, английский писатель.
Учитель: Какой роман написал Даниэль Дефо?
Ученики: «Робинзон Крузо».
Учитель: Роман основан на реальных событиях.
Учитель:Роман очень понравился читателям. Жизнь на необитаемом острове стала самым популярным сюжетом книг того времени. Появился даже поджанр приключенческого романа, который назвали «робинзонада».
Учитель:Памятник в Тобольске.
Учитель:На ваших столах лежит текст, составленный по мотивам романа Дефо и комплексное задание к нему. Разбейтесь на группы по 4 человека. Работайте по предложенному плану.
Ученики выполняют комплексное задание.
По окончании выполнения задания ученики сравнивают результат работы своей группы с ответами на экране и оценивают их по предложенным критериям оценки.
Текст.Записки путешественника Робина. (По мотивам Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
На двенадцатый день нашего плавания подул с северо-востока ветер с такой угрожающей силой, что кораблю пришлось, отдавшись во власть урагана, плыть, куда гнали нас волны. Судно могло каждую минуту расколоться надвое. Нам осталось одно: позаботиться о спасении собственной жизни.
После катастрофы я остался один. Волны вынесли меня на берег острова. Мне было тогда всего лишь 25 лет…
Из полузатонувшего корабля я перевез некоторые вещи. В кубрике я обнаружил продукты: кофе, пшеничные зерна, картофель, чай, шоколад и сахар. Пшеничных зерен было всего три горсти, а картофелин - два десятка. На моем острове росли фрукты: сытные бананы, манго, лимоны и сладкие ананасы.
Я нашел участок плодородной земли, с большим трудом обработал его и посадил картофель и пшеницу. Мой небольшой огород выглядел так (смотри план).
План огорода
Вскоре я собрал первый урожай. Небольшую часть урожая я оставил для пропитания, а остальное снова посадил. Для этого мне пришлось увеличить пшеничное поле увеличить на 45%, а картофельное поле на 55%.
Питание мое, надо признать, было довольно скудным: 70% рациона составляли фрукты, которые в изобилии росли на острове, 20%- рыба, которую мне удавалось поймать возле берега, 9%- мелкая живность, обитающая на острове. И только 1%- хлеб, который мне удалось испечь через год упорного земледелия.
Чтобы не превратиться в дикаря, я не позволял себе лениться. Мой сон составлял не более 1/3 суток, 3/6 суток составляла разнообразная работа, оставшееся время уходило на поиски пищи и непродолжительный отдых.
Я научился плести, как и древние люди, разнообразные вещи из растительных волокон, гибких прутьев, волос. Это были веревки, корзины, сети. Во время путешествия по острову я нашел глину и, добавляя в нее воду, делал простейшую посуду, которая после обжигания становилась твердой. Место это было недалеко, но из-за густых зарослей приходилось довольно долго до него добираться. Предполагаю, что первые дни я преодолевал не более четверти километра за полчаса. Правда, через неделю тропа заметно расширилась, и мне удавалось уже проходить полкилометра за 0,4 часа.
Мое проживание на острове оказалось на 3 года дольше, чем моя праздная жизнь до того, как я оказался там.
Комплексное задание к тексту «Записки путешественника Робина».
1.Внимательно прочитайте текст «Записки путешественника Робина».
2.В тексте найдите размеры участка, на котором Робин посадил пшеницу. Найдите площадь пшеничного поля и заполните таблицу №1:
Таблица №1
3.Найдите в тексте информацию об увеличении пшеничного поля. Определите площадь нового поля. Результат округлите до десятых. Заполните таблицу №2:
Таблица №2
4.Найдите в тексте информацию о том, как Робин ходил за глиной. Определите скорость Робина в км/ч в первые дни. Заполните таблицу №3:
Таблица №3
5.Найдите в тексте информацию о рационе питания Робина. На круговой диаграмме подпишите сектора.
Круговая диаграмма №1
6.Найдите в тексте режим дня Робина. Сколько времени (в часах) Робин спал? Сколько времени (в часах) Робин работал? Заполните таблицу №4:
Таблица №4
7.Сколько лет Робин прожил на острове? Сколько лет ему было в конце его пребывания на острове? Запишите свои ответы в таблицу №5:
Таблица №5
8.Как звали дикаря, которого встретил Робин на острове? Выберите номера ответа (ответов) из перечисленных и запишите его (их) в таблицу.
1) В тексте об этом не сказано; 2) Пятница; 3) Суббота; 4) Воскресенье.
Таблица №6
Ответы к заданиям:
2.
Таблица №7
3.
Таблица №8
4.
Таблица №9
5.
Диаграмма №2
6.
Таблица №10
7.
Таблица №11
8.
Таблица №12
Критерии оценки выполнения заданий:
2.
Найдена в тексте информация о размерах участка-1балл;
Правильно найдено числовое значение площади участка, засеянного пшеницей-1 балл;
Правильно указаны в ответе единицы измерения площади-1 балл.
3.
Правильно определено числовое значение площади старого поля-1 балл;
Правильно вычислено числовое значение площади нового поля-3 балла;
Правильно указаны в ответе единицы измерения площади-1 балл;
Правильно выполнено округление числа-1 балл.
4.
Найдена в тексте информация о времени -1 балл;
Найдена в тексте информация о расстоянии – 1 балл;
Правильно найдена скорость Робина – 2 балла;
Правильно указаны единицы измерения скорости – 1 балл.
5.
Правильно подписаны все сектора – 4 балла;
Правильно подписаны 3 сектора -3 балла;
Правильно подписаны 2 сектора – 2 балла;
Правильно подписан 1 сектор – 1 балл.
6.
Правильно вычислено время сна Робина – 1 балл;
Правильно вычислено время работы Робина – 1 балл;
7.
Правильно вычислено время пребывания Робина на острове – 1 балл;
Правильно вычислен возраст Робина в конце пребывания Робина на острове – 1 балл
8
Выбран ответ 1- 1 балл;
Выбран ответ 2 – 1 балл;
Выбран ответ 21 или 12 – 1 балл.
Максимум: 23 балла.
Использование этого конспекта урока способствует формированию ключевых компетентностей, а значит, готовит школьника к дальнейшему активному участию в жизни общества.
Рекомендуем посмотреть:
Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе
Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида
Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»
Похожие статьи:
Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика
Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»
Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа