Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок по математике для 5 класса. Обобщающее повторение

Конспект урока математики для 5 класса. Обобщающее повторение
Автор: Андрианова Наталья Анатольевна, учитель математики, МКОУ «Медвежьегорская средняя школа №1». Город Медвежьегорск, Республика Карелия.
Описание материала: Предлагаемый конспект будет полезен учителям математики старшей школы при обобщающем повторении в конце 5 или 6 класса, работающим по любым учебникам. Конспект содержит комплексное задание, позволяющее проверить не только знания по конкретному предмету, но и оценить метапредметные и личностные результаты, чему уделяется особое внимание в условиях перехода к ФГОС.
Эпиграф: «… школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать…»(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Конспект урока математики для 5 класса. Обобщающее повторение.
Цель урока: создание условия для обобщения и систематизации учебной информации: вычисления дроби от числа, чтения диаграмм, вычисления процентов от числа, вычисления площади прямоугольника, округления числа, вычисления скорости.
Задачи урока: формировать умение осуществлять информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формирование культуры умственного труда, культуры межличностного общения через организацию работы в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: тексты «Записки путешественника Робина», комплексное задание к тексту для каждой группы,критерии оценки.
Ход урока: Учитель. Одна из версий происхождения слова «математика» связана с греческим словом «матема», что означает урожай, сбор урожая. Разметка земельных участков, подготовка необходимого количества посевного материала, подсчет собранного урожая требовали серьезных математических знаний. На сегодняшнем уроке вы будете решать практико-ориентированные задачи, которые встречаются в конкретных жизненных ситуациях. Посмотрите на экран.

Даниэль Дефо, английский писатель.
Учитель: Какой роман написал Даниэль Дефо?
Ученики: «Робинзон Крузо».

Учитель: Роман основан на реальных событиях.

Учитель:Роман очень понравился читателям. Жизнь на необитаемом острове стала самым популярным сюжетом книг того времени. Появился даже поджанр приключенческого романа, который назвали «робинзонада».

Учитель:Памятник в Тобольске.
Учитель:На ваших столах лежит текст, составленный по мотивам романа Дефо и комплексное задание к нему. Разбейтесь на группы по 4 человека. Работайте по предложенному плану.
Ученики выполняют комплексное задание.
По окончании выполнения задания ученики сравнивают результат работы своей группы с ответами на экране и оценивают их по предложенным критериям оценки.
Текст.Записки путешественника Робина. (По мотивам Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
На двенадцатый день нашего плавания подул с северо-востока ветер с такой угрожающей силой, что кораблю пришлось, отдавшись во власть урагана, плыть, куда гнали нас волны. Судно могло каждую минуту расколоться надвое. Нам осталось одно: позаботиться о спасении собственной жизни.
После катастрофы я остался один. Волны вынесли меня на берег острова. Мне было тогда всего лишь 25 лет…
Из полузатонувшего корабля я перевез некоторые вещи. В кубрике я обнаружил продукты: кофе, пшеничные зерна, картофель, чай, шоколад и сахар. Пшеничных зерен было всего три горсти, а картофелин - два десятка. На моем острове росли фрукты: сытные бананы, манго, лимоны и сладкие ананасы.
Я нашел участок плодородной земли, с большим трудом обработал его и посадил картофель и пшеницу. Мой небольшой огород выглядел так (смотри план).
План огорода

Вскоре я собрал первый урожай. Небольшую часть урожая я оставил для пропитания, а остальное снова посадил. Для этого мне пришлось увеличить пшеничное поле увеличить на 45%, а картофельное поле на 55%.
Питание мое, надо признать, было довольно скудным: 70% рациона составляли фрукты, которые в изобилии росли на острове, 20%- рыба, которую мне удавалось поймать возле берега, 9%- мелкая живность, обитающая на острове. И только 1%- хлеб, который мне удалось испечь через год упорного земледелия.
Чтобы не превратиться в дикаря, я не позволял себе лениться. Мой сон составлял не более 1/3 суток, 3/6 суток составляла разнообразная работа, оставшееся время уходило на поиски пищи и непродолжительный отдых.
Я научился плести, как и древние люди, разнообразные вещи из растительных волокон, гибких прутьев, волос. Это были веревки, корзины, сети. Во время путешествия по острову я нашел глину и, добавляя в нее воду, делал простейшую посуду, которая после обжигания становилась твердой. Место это было недалеко, но из-за густых зарослей приходилось довольно долго до него добираться. Предполагаю, что первые дни я преодолевал не более четверти километра за полчаса. Правда, через неделю тропа заметно расширилась, и мне удавалось уже проходить полкилометра за 0,4 часа.
Мое проживание на острове оказалось на 3 года дольше, чем моя праздная жизнь до того, как я оказался там.
Комплексное задание к тексту «Записки путешественника Робина».
1.Внимательно прочитайте текст «Записки путешественника Робина».
2.В тексте найдите размеры участка, на котором Робин посадил пшеницу. Найдите площадь пшеничного поля и заполните таблицу №1:
Таблица №1

3.Найдите в тексте информацию об увеличении пшеничного поля. Определите площадь нового поля. Результат округлите до десятых. Заполните таблицу №2:
Таблица №2

4.Найдите в тексте информацию о том, как Робин ходил за глиной. Определите скорость Робина в км/ч в первые дни. Заполните таблицу №3:
Таблица №3

5.Найдите в тексте информацию о рационе питания Робина. На круговой диаграмме подпишите сектора.
Круговая диаграмма №1

6.Найдите в тексте режим дня Робина. Сколько времени (в часах) Робин спал? Сколько времени (в часах) Робин работал? Заполните таблицу №4:
Таблица №4

7.Сколько лет Робин прожил на острове? Сколько лет ему было в конце его пребывания на острове? Запишите свои ответы в таблицу №5:
Таблица №5

8.Как звали дикаря, которого встретил Робин на острове? Выберите номера ответа (ответов) из перечисленных и запишите его (их) в таблицу.
1) В тексте об этом не сказано; 2) Пятница; 3) Суббота; 4) Воскресенье.
Таблица №6

Ответы к заданиям:
2.
Таблица №7

3.
Таблица №8

4.
Таблица №9

5.
Диаграмма №2
6.
Таблица №10

7.
Таблица №11

8.
Таблица №12

Критерии оценки выполнения заданий:
2.
Найдена в тексте информация о размерах участка-1балл;
Правильно найдено числовое значение площади участка, засеянного пшеницей-1 балл;
Правильно указаны в ответе единицы измерения площади-1 балл.
3.
Правильно определено числовое значение площади старого поля-1 балл;
Правильно вычислено числовое значение площади нового поля-3 балла;
Правильно указаны в ответе единицы измерения площади-1 балл;
Правильно выполнено округление числа-1 балл.
4.
Найдена в тексте информация о времени -1 балл;
Найдена в тексте информация о расстоянии – 1 балл;
Правильно найдена скорость Робина – 2 балла;
Правильно указаны единицы измерения скорости – 1 балл.
5.
Правильно подписаны все сектора – 4 балла;
Правильно подписаны 3 сектора -3 балла;
Правильно подписаны 2 сектора – 2 балла;
Правильно подписан 1 сектор – 1 балл.
6.
Правильно вычислено время сна Робина – 1 балл;
Правильно вычислено время работы Робина – 1 балл;
7.
Правильно вычислено время пребывания Робина на острове – 1 балл;
Правильно вычислен возраст Робина в конце пребывания Робина на острове – 1 балл
8
Выбран ответ 1- 1 балл;
Выбран ответ 2 – 1 балл;
Выбран ответ 21 или 12 – 1 балл.
Максимум: 23 балла.
Использование этого конспекта урока способствует формированию ключевых компетентностей, а значит, готовит школьника к дальнейшему активному участию в жизни общества.

Рекомендуем посмотреть:

Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока геометрии для 9 класса. Скалярное произведение векторов
Опубликовано: 3900 дней назад (19 апреля 2014)
Просмотров: 15156
+5
Голосов: 5
Мила Кузьмина # 20 апреля 2014 в 00:28 +2
Уважаемая Наталья Анатольевна, прочитала ваш конспект и порадовалась за вас, что уделяется особое внимание ключевым компетентностям. Урок математики пронизан путешествием, что характерно возрастным особенностям ребят 5-6 классов. Это интересно, познавательно и мотивирует на изучение математики. Понравилось, что даны критерии оценки выполнения заданий, значит, у ребят есть возможность себя оценить.Голосую!
Наталья Анатольевна Андрианова # 21 ноября 2015 в 20:45 0
Спасибо!
Людмила Алексеевна Иманова # 20 апреля 2014 в 15:54 +2
Наталья Александровна, С удовольствием познакомилась с конспектом вашего урока.Материал соответствует возрастной категории.Увлекательное путешествие совершили ваши дети.Межпредметная связь ярко просматривается.Нужно знать произведение Д.Дефо "Робинзон Крузо",дети которые не читали ещё эту книгу, захотят прочитать.В игровой форме повторили очень "серьёзный" материал на проценты.
Возьму себе на заметку.Спасибо Вам,Наталья Александровна! Мой голос -ЗА! Творческих успехов Вам.
Наталья Анатольевна Андрианова # 25 апреля 2014 в 21:42 +2
Спасибо большое, Людмила Алексеевна!Для меня важно получить любую оценку своего труда. smile
Рудюк Елена # 9 января 2015 в 15:34 +1
Интересный и познавательный урок!Примите мой голос!
Наталья Анатольевна Андрианова # 11 ноября 2015 в 21:16 +1
Спасибо!
Татьяна Сергеевна Павлова # 20 ноября 2015 в 23:33 0
Добрый вечер! На Вашем уроке очень хорошо прослеживается межпредметная связь. Из-за этого урок приобретает свою изюминку. Я думая, что детям очень понравилось это путешествие. Спасибо! Мой голос Вам!
Наталья Анатольевна Андрианова # 21 ноября 2015 в 20:44 +1
Спасибо,Татьяна Сергеевна!
Альфия Буранбаевна Борисова # 26 апреля 2016 в 05:17 +1
Очень интересный конспект. Все этапы урока продуманы!
Наталья Анатольевна Андрианова # 11 июня 2019 в 10:46 0
Спасибо, Альфия Буранбаевна!
Наталья Николаевна Качула # 26 апреля 2016 в 19:54 +1
Наталья Анатольевна, большое спасибо за ваш конспект урока. Интересно, познавательно, все продуманно до мелочей. Мой голос Вам! Удачи и творческих успехов!
Наталья Анатольевна Андрианова # 11 июня 2019 в 10:46 0
Спасибо, Наталья Николаевна!
Наталия Валериевна Иванова # 30 января 2019 в 00:02 +1
Увлекательный урок! Межпредметная связь, думаю, обогащает обучающихся. Наполняет внутренний мир благородными чувствами. А главное, учитель получает заинтересованных в математике учеников, которые обожают своего учителя!
Наталья Анатольевна Андрианова # 11 июня 2019 в 10:47 0
Спасибо, Наталия Валериевна!