Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профилактика девиантного и делинквентного поведения школьников

Организация деятельности педагога-психолога по профилактике девиантного и делинквентного поведения школьников.
Описание: данная статья будет полезна как классным руководителям, так и школьным психологам.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантность - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.
Девиантное поведение (от. англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Особенности девиантного поведения:
1) его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой - норма (например, интимные отношения в семье - норма, в трудовом коллективе - девиация);
2) исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь - норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);
3) амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. К факторам, воздействующим на преступность можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Большое влияние на состояние преступности оказал переход к рыночным отношениям: появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.
Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.
Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke -- «оцепенение» и mania - «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Долгие годы наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни.
Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.
Делинквентное поведение обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением.
Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате милиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественных местах, его поведение является делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник.
Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.
Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.
Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.).
Возникают новые виды и формы девиантного поведения: паркур, стритрейсинг и диблойдинг (экстремальные виды подростковых увлечений); граффити агрессивного и протестного характера; шрамирование; членство в неформальных группах суицидальной направленности, например, эмо и готы; кибераддикция и геймерство; хакерство как развлечение и экономическое преступление; виртуальное общение как форма интернет-зависимости и пр.
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.
Среди них важнейшее значение имеют:
биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
-конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
-дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
-асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.
Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера как провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера
Формы девиантного поведения: Антисоциальное поведение, Асоциальное поведение, Аутодеструктивное поведение.
Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными - Воровство - Мелкое хулиганство - Вандализм - Порча чужого имущества - Торговля наркотиками.
Аутодеструктивное поведение- поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.
Аутодеструктивные поступки:- Курение - Токсикомания - Наркомания
- Вскрытие вен - Алкоголизм – Суицид
Линии нарушений девиантного поведения: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.
Факторы риска и причины отклонений: семья, наследственность, проблемы подросткового возраста, отсутствие прочных социальных связей.
«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник»
А.С. Макаренко

Семья. Влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых
Эгоизм и низкий уровень нравственности семьи
Тунеядство и пьянство
Неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию
Удручающий образ жизни
Раздоры, конфликты
Наследственность. конституционная предрасположенность
наследственность (рождение от наркомана, алкоголика)
физические дефекты
проблемы с психическим и физическим здоровьем
поражение нервной системы в родах.
Проблемы подросткового возраста. Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками:
Конфликтное отвержение со стороны сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения
Принуждение совершать поступки против воли, т.д.
Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка, соответственно наблюдается: Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности. Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик. Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми. В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях, т.д.
Отсутствие прочных социальных связей. Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках: постоянное желание восставать против чего-либо, не признают ничьи авторитеты, испытывают ощущение провала, безнадежности, появляется сильное стремление к независимости, не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными, отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения
Алгоритм действий.
1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
3. Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик
4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении)
5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.
6. Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия
7. Анализ динамики развития, корректировка программы развития.

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения проводится в соответствии с основными направлениями деятельности педагогов- психологов:
• психологическая диагностика,
• психопрофилактика и просвещение,
• консультативная деятельность,
• коррекционно-развивающая работа,
• методическая работа и работа по повышению профессионального уровня.
Психологическая диагностика - это вид деятельности психолога, направленный на: изучение индивидуальных психологических особенностей личности учащихся, выявление причин отклоняющегося поведения и их уточнение, изучение особенностей детско-родительских отношений, семейного микроклимата, анализ особенностей межличностных отношений подростка в коллективе сверстников и др.
Психодиагностика. Плановая Внеплановая
(диагностический (по запросу)
минимум)
Методы диагностики: наблюдения, беседы, анкеты, опросники, тесты, анализ продуктов деятельности ребёнка и др. Важно отметить, что психодиагностика – не самоцель деятельности психолога, а необходимое звено для осуществления других направлений работы.
Психологическое консультирование - это вид деятельности психолога, направленный на оказание помощи учащимся, родителям, педагогам в разрешении возникающих проблем.
Консультирование : Индивидуальное Групповое
Психологическая профилактика – специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на содействие в созданий условий для предупреждения
возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии детей
Основные задачи психологической профилактики девиантного поведения :
• предупреждение суицидального поведения и формирование у учащихся ценностного отношения к жизни,
• профилактика конфликтов и неконструктивного взаимодействия,
• оптимизация детско-родительских отношений, профилактика семейного неблагополучия,
• профилактика насилия и предупреждение торговли людьми среди несовершеннолетних,
• профилактика правонарушений и аддиктивного поведения, формирование у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения.
Формы профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальные: Групповые:
- профилактические беседы - тренинги
- беседы-коррекции - уроки психологии
- консультации, - психологические игры
-психологические - встречи с профильными
упражнения, специалистами
- психологические игры, - семинары-практикумы
- арт-техники и др. - показ тематических
Основные направления работы с девиантными детьми. Итак, после того, как провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Попытаемся систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений: нарушение в обучении, нарушение в поведении, нарушение в общении, нарушение в самосознании.
Нарушение в обучении
Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь.
В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений.
Нарушение в общении. проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения.
- бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности.
- организация системы поощрений при применении навыков общения.
Нарушение в поведении. Индивидуальная работа с родителями и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий)
- Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения (показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, необходимо закрепить их и сделать нормой поведения)
- Создание комфортных условий ребенку в коллективе (использовать беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны)
- Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности)
- Организация групп педагогической помощи (ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого, которого он выбирает по интересам — классный руководитель, трудовик, т.д.)
Недисциплинированость. Причины:
- Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу;
- неудачно выраженное стремление к самостоятельности;
- неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;
- желание противостоять подавлению личности.
Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность.
Побеги и бродяжничество: Причины:
- как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте;
- склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления;
- из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей;
- реакция на неблагополучную среду воспитания;
- отсутствие должной заботы о ребенке;
- частые сердитые нарекания и брань взрослых;
- наказания по пустякам;
- ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами);
- под влиянием товарищей (конформный тип поведения).
Основные правила профилактики и устранения: Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить. Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников детского дома и одноклассников. Помочь не поддаваться возникающим чувствам. Искать пути согласия с окружающими. Сделать привлекательным пребывание в группе детского дома или в школе.
Грубость. Причины:
- Самоутверждение в среде сверстников;
- подавление личности ребенка взрослыми;
- как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых;
- состояние переутомления.
Основные правила профилактики и устранения: Уважение достоинства ребенка. Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
Агрессивность, жестокость . Причины:
- Как следствие психического заболевания;
- Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка.
- Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.
- Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.
- Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.
Основные правила профилактики и устранения:
Чем же можно побороть жестокость у подростков?
- Только воспитанием,
- Только развитием культуры,
- Только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью.
- Взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Лживость. Причины:
- Стремление привлечь к себе внимание;
- боязнь наказания;
- желание «прикрыть» товарища.
Основные правила профилактики и устранения:
Уважение к правдивости ребенка. Убеждать, что лживость – презренное качество человека. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Воровство. Причины:
- Недостаток любви и тепла;
- недостаточная этическая воспитанность или избалованность;
- потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости;
- желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;
- зависть.
Основные правила профилактики и устранения: Персональное внимание и любовь к каждому ребенку. Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п.
- обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших.
- вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. - организовать досуг воспитанников.
«Добро воспитывается добром, а зло — злом» Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха.
Рекомендации психолога. Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить ребенка. Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками. Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию. Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет. Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу!
«Только любовью и жив человек» И.С.Тургенев

Рекомендуем посмотреть:

Медитативное упражнение для педагогов Класный час для студентов колледжа. Конфликты в нашей жизни Индивидуальное психокоррекционное занятие с подростками Конспект тренингового занятия по целеполаганию для школьников 8-11 классов

Похожие статьи:

Проблемы подростков. Конфликты подростка с обществом. Подростковые конфликты и их решение

Проблемы молодежи. Проблемы подростка

Индивидуальная работа с подростками

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Роль семьи в воспитании ребенка
Опубликовано: 3234 дня назад (14 февраля 2016)
Просмотров: 13641
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Аметхан Эдемович Нуриев # 14 февраля 2016 в 13:14 0
полезная информация,очень важная для психолога в школе
Ольга Михайловна Гневанова # 14 февраля 2016 в 20:48 +1
Ольга Анатольевна, добрый вечер!Разрешите дать рекомендации по оформлению: название темы -Н1, автор, описание выделяется шрифтом В. Цель и задачи не прописаны. Не соответствует требованиям оформлению записи (материала) в блоге. Тема актуальная на сегодняшний день, но мне кажется просто переписана. Извините за прямоту. Надеюсь, учтете замечания, и ваши с интересом будут читать и комментировать. Желаю новых творческих успехов на педагогическом поприще.
С уважением О.М.
Светлана Викторовна # 20 февраля 2016 в 17:09 0
Здравствуйте
Материал частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз качественно оформить материал самостоятельно.
Для этого рекомендуем Вам внимательно прочитать правила ведения записей в блоге
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Хотим Вам напомнить, что за плохо оформленные материалы мы никаких наградных документов (Свидетельств о публикации, Сертификат участника конкурса…) не выдаём.
С уважением, Администратор сайта