Творческий проект в ДОУ «Развитие речи через пение у дошкольников»
Автор: Ильичева Ольга Андреевна
Описание: предлагаемый проект заинтересует музыкантов и других педагогов дошкольных учреждений: учителей-логопедов, учителей-деффектологов и воспитателей. Так же данный материал может заинтересовать родителей.
Проблема: Формирование у воспитанников правильной и чистой речи через занятие пением и вокалом.
Актуальность: Сегодня все чаще возникает проблема с правильной речью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Перед педагогами и родителями встает вопрос развития и становления четкой и точной дикции ребенка. В нашем детском саду эта проблема стоит особенно остро.
Цель: Создание благоприятной среды на музыкальных занятиях для развития речи, при помощи пения.
Задачи:
- развивать артикуляцию и дикцию ребенка, при занятиях пением и вокалом.
- способствовать улучшению и закреплению речевых навыков детей
- формировать и развивать у детей коммуникативные качества.
- стимулировать развитие образного мышления и памяти.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатель и воспитанники.
Тип проекта: долгосрочный – 2 года.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
Изучение проблемы и поиск ее решения при помощи литературы и интернет ресурсов.
Диагностика воспитанников на начальном этапе.
Планирование и разработка занятий. Включение в структуру занятия вокализов с различными гласными, распевок, артикуляционной гимнастики, упражнений для развития певческого дыхания. Выбор репертуара, разработка сценариев праздников и развлечений на каждый учебный год. При выборе репертуара должны учитываться возрастные возможности детей. Песни не должны быть слишком сложными. Особенно это касается первого года обучения. К концу года и окончанию проекта репертуар постепенно усложняется.
2. Деятельностный.
Разучивание песен, упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики. Музыкальный руководитель разучивает, а воспитатель закрепляет полученные навыки. В процессе заучивания песен, многократных повторений текста и различных словосочетаний и фраз оттачиваются многие речевые навыки. Ведь пение мотивирует детей повторять различные слова и фразы. Пение требует более четкой артикуляции, помогает понять ритмический строй языка.
3. Завершающий.
Проведение праздников и досугов, в соответствии с перспективным планом педагога. (Осенние праздники, День матери, Новый год, 8 марта, День защитника Отечества, Выпускные вечера.)
Диагностика и подведение итогов проделанной работы.
Результаты работы хорошо видны на всех утренниках и развлечениях. К концу обучения и завершению проекта у большинства детей речь становится более понятной, чистой, богатой и разнообразной. Развивается интонационный слух, певческие навыки. Также развиваются память и мышление. Лучшие воспитанники выступают на различных городских фестивалях и конкурсах.
Результаты проведения проекта.
- Повышение уровня речевого развития.
- Улучшение коммуникативных навыков.
- Подготовка детей к обучению в начальной школе ( в частности пение подготавливает ребенка к овладению навыками чтения и развивает память, мышление, а так же обогащает словарный запас воспитанников).
- улучшает эмоциональное состояние детей.
Список использованной литературы:
1. Ветлугина Н.А. ,1989. Методика музыкального воспитания в детском саду.М.
2. Метлов Н. А., 1985. Музыка детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.
3. Кацер О. В., 2005. Игровая методика обучения детей пению. Спб.
4. Девятова Т.Н., 2006. Звук - волшебник: Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста.
5. Жилин В., 1995. Речевые игры и упражнения. Челябинск.
6. Боровик Т., 1999. Звуки, ритмы и слова. Минск.
7. Галянт И. 2000. Орфей: Программа музыкального развития детей. М.: ГНОМ и Д. Челябинск.
8. Гадасина Л., Ивановская О. 1999. Звуки на все руки. Спб.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический творческий проект в старшей группе детского сада: Зимующие птицы
Творческий проект для детей и родителей старшей группы. Мини-музей: Народные промыслы
Информационно - творческий проект для детей старшей группы детского сада: Кукла Барби
Конспект открытого занятия по вокалу: Методика работы с дошкольниками