Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Упражнения для профилактики заболеваний горла

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Фонопедический метод А. Емельянова - это метод лечения заболеваний гортани, сопровождающий расстройствами певческого голоса. Он основан на тренировке дыхательной, артикуляционной и голосообразующей системы. Методика является оздоровительной:
• Нормализуется работа дыхательной системы
• Осуществляется профилактика и лечение горловых заболеваний (ларингиты, трахеиты, астма...)
• Корректируются и исправляются различные дефекты речи.

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, т.к. с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осождаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.
Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребенка к занятию пением и предполагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных, физиологических, природных особенностей голоса ребенка.

Как показывает практика фонопедические упражнения дают положительный эффект при массовом их применении в распевании хора, как фонопедическое средство для снятия утомления голосового аппарата.
Картотека упражнений
1. «Таня плачет».
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
А. Барто

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

2. «На лошадке».
Я на прутике скачу.
- Чу, моя лошадка, чу!
Я кормлю тебя досыта,
Подковал твои копыта,
Хвост пушистый расчесал,
Гриву лентой подвязал.
Точно ветер я лечу.
- Чу, моя лошадка, чу!
Н. Бакозаде
Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью-

3. «Ворона».
Особа всем известная.
Она- крикунья местная.
Увидит тучку темную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Ворона...
В. Степанов
Дети протяжно произносят: «Ка-а-р-р!» - сначала гром-ко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

4. «Трактор».
Этот трактор сильный очень,
Не боится ям и кочек.
Он сегодня нам помог
Домой доехать без дорог.
М. Погарский

Дети должны четко и громко произносить звуки [д-т] с разной динамикой и темпом.

5. «Поспать бы!».
Добра молодца на руках ношу.
На руках ношу да поглядываю:
Спят ли глазоньки простодушные?
Спят ли рученьки непослушные?
Ой, спят, спят, спят, раста-а-а-яли...
Все веселье на потом оста-а-а-а-вили...
Н. Пикулева
Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

6. «Хохотушки».
Под березой на опушке хохотали две подружки.
Хохотали, хохотали, чуть от смеха не упали!
Дети громко смеются и хихикают.

7. «Лев».
Отважен, строен и силён
Живёт в пустыне лев,
У льва большая голова
И очень страшный зев.
Он может когти обнажить
И грозно зарычать,
И деткам маленьким никак
Со львом нельзя играть!
Хилэр Беллок

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

8. «Песня».
Очень любим песни петь, только слов не знаем.
Но зато старательно рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося толь¬ко «А-а-а!».

9. «Гласные».
Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, з—е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.

10. «Мартышки».
Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!
Дети вытягивают губы, двигают ими в разные стороны, [строя гримасы.
11. «Надо горло полоскать»
Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы вправо-влево

12. «Корова»
Ранним-рано по утру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему,
Затянули «Му-му-му»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат,

13»Филин»
Филин серый, филин старый,
А глаза горят как фары.
Только ночью страшен филин,
А при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося «Бы-бы-бы»

14»Пчела».
У пчелы чудесный дар:
Собирать цветков нектар!
Хорошо, любой поймет
Если есть захочет мед!

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «З-з-з».

Паровоз привез нас в лес
Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов

Паровоз привез нас в лес:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Там полным-полно чудес.

Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-, п-ф-ф-, п-ф-ф.
Где же носик? не поймешь
Ф-ф-р, ф-ф-р, ф-ф-р.
Вот веселая пчела
Детям меда принесла:
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток:
З-з-з, з-з-з!
Полетела на носок:
З-з-з, з-з-з!
Осу Ослик испугал:
Й-а-а, Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у, г-у-у!
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
Игровые фонопедические упражнения
Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
А. Барто

Она сказала:
- Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала:- С-с-с-с!
Затем сказала: -Х-х-х-х!
Потом устало: -Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно:- К-к-к-к!
И так обычно: -Т г-т-т!
Потом легонько:- П-п-п-п!
И очень твердо: -Б-б-б-б!
Жужжала тихо:- Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась:- З-з-з-з! Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки.
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом — «А-а-а».
Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую - с голосом, потом наоборот.

Упражнение «Посчитаем»
Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. Например: 1 - шепотом, 2тихо,
3-громче,4 — еще громче и т. д. I

Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый я буду ныть, Никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «Л-а!», затем воют: «У-yfia а потом визжат: «М-иЫ.

Упражнение «Голоса вьюги»
Недаром вьюга злится.
«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»
Прошла ее пора.
«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»
Весна в окно стучится:
«Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах
-И гонит со двора: «У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.

Упражнение «Страшная сказка»
Произносить последовательность гласных звуков без видимых движений губ и челюстей.
Темнота спустилась в дои.
Тихо ходит старый гном:
Топ-топ, топ-топ. Произносят тихим голосом.
Песню он поет свою,
А какую - не пойму!
-У-у-у!
У-у-о-о!
У-у-а-а!
У-у-а-и!
У-а-и-э!
У-а-и-э-ы! Поют тихо.

Вот и старый черный кот
Вслед за гномиком идет:
Туп-туп, туп-туп.Произносят шепотом
Кот не хочет ночью спать,
Хочет кот кричать:
- Мя-а-а-у-у-у-у!кричат громко завывая
Ы-ы-ы!
Ы-ы-э!
Ы-ы-э-и!
Ы-э-и-а!
Ы-э-и-а-о!

Упражнение «Вопрос - ответ»
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцептьт регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:
- А-а-а-у-у-у! Переход от звука [а]
А мне в ответ: внизу к звуку [у] вверху.
- А-а-а-у-у-у!
Опять кричу!
-А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:
- А-а-а-у-у-у
Постепенно «Ау» заменить следующими последовательно-спиши: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы».

Упражнение «Ракета»
Переход от гитро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных. Соединение в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фаяьцетного.
Сел вчера я на ракету
И на ней летал по свету.
А-а-а-а-а!
А-а-э-э!
А-а-у-у!
А-а-э-э-у-у!
А-а-з-э-у-у-ы-ы!

Упражнение «Ракета приземлилась»
В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Упражнение «На коньках»
Переход из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Мчусь, как ветер, на коньках,
Ж-ж-жих! Ж-ж-жих
Вдоль лесной опушки...
Ф-ф-фых! *-Ф-ф-фых!
Рукавицы на руках,
Ш-ш-ших! Щ-ш-ших!
Шапка на макушке... '
С Черный

Упражнение «Динозаврик»
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У о-а-э-ы-и-скрип».

Упражнение «Тигр вышел погулять»
Аналогично предыдущему, с включением звонких согласных.
Раз, два, три, четыре, пять,
Тигр вышел погулять.
Р-р-р-р! Движение вверх глиссандо.
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять.
р_р-р.р! Движение глиссандо вниз.
Он по улице идет.
Р! Р! Р! Произносить коротко, но активно в верхнем регистре.
Ни к кому не пристает.
Р! Р! Р! Произносить коротко и активно в нижнем регистре.
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
А! А! А! А! Звуки, похожие на крик чаек.
Э. Успенский

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Лучшие продукты для сердца Сценарий Новогоднего спортивного праздника в начальной школе «Зима Олимпийская – Олимпийский Дед Мор Устный журнал по теме «Здоровье» в начальной школе

Похожие статьи:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Внеклассное мероприятие 2 класс по теме: Чистота – залог здоровья

Методическая разработка игры для подростков 7-8 класс «Почему нельзя?»

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников | Сценарий развлечения "День славянской письменности и культуры" для детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Опубликовано: 2982 дня назад (24 октября 2016)
Просмотров: 4033
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Елена Борисовна Жданова # 24 октября 2016 в 09:18 0
Мне показалась ваша подборка упражнений интересной и полезной, особенно для начальной школы, но само оформление публикации немного неточное: нет назначения публикации, цели и задач для предложенного материала, не указан возраст, для которого предназначены упражнения. Уточните, и все будет хорошо. Успехов!
Светлана Владимировна Николаева # 24 октября 2016 в 09:59 0
Много новых упражнений увидела в вашей публикации. Возрастные критерии на мой взгляд могут колебаться от 6 до 16ти лет. Даже самой было интересно позаниматься. Обязательно возьму для работы. Спасибо.
Марина Михайловна Белова # 24 октября 2016 в 21:30 0
Материал полный,смело можно использовать в работе с детьми.Спасибо!
Снежана Анатольевна Колесникова # 25 октября 2016 в 19:13 0
Ваш материал будет полезен не только детям, но и взрослым, например учителям, дикторам, т.е. тем, кто много разговаривает.
Следующий раз обратите внимание на оформление - это сразу бросается в глаза, особенно тем, кто давно комментирует работы на этом сайте.
Примите голос +