Мастер-класс по изготовлению игры «Танграм» на уроках английского языка и её использование.
Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка, МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний Новгород.
Описание материала: вашему вниманию предлагается развивающая игра-головоломка, которую можно использовать на занятиях в детском саду и школе при обучении английскому языку. Впервые знакомить детей можно с ней с 6-7 лет. Верхнего возрастного предела у игры нет. Игра интересна и детям, и взрослым.
Назначение материала: данный материал будет полезен для учителей, которые стремятся создать все условия для овладения учебным предметом на уроках, внеклассных занятиях и для воспитателей, педагогов дополнительного образования, любящих родителей и творческих людей, которые могут совместно с ребёнком изготовить игру и играть. Игра проста в изготовлении и может пополнить Вашу коллекцию игр. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Цель: знакомство с историей появления игры-головоломки «Танграм» и использованием её при обучении английскому языку.
Задачи:
- познакомить с историей появления игры-головоломки «Танграм»;
- сделать игру своими руками;
- тренировать мелкие мышцы рук и пальцев, переставляя мелкие фигуры – таны;
- развивать внимание и сообразительность;
- развивать нестандартность мышления и воображение;
- научить анализировать простые изображения и визуально делить целое на части;
- развивать комбинированные способности;
- научить видоизменять фигуры и составлять их из частей, правильно называя их на английском языке.
Материалы и инструменты:
1. Картон, пластик, цветная бумага одинаково окрашенные с обеих сторон
2. Ножницы
3. Карандаш
4. Линейка
5. Ластик
Техника безопасности при работе с ножницами:
- перед работой проверь инструмент, ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
- работай с ножницами осторожно;
- клади ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавай ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
- держи при резании узкое лезвие ножниц внизу;
- используй ножницы только по назначению;
- храни ножницы в определенном месте (коробке или подставке).
Языковой материал:
- закрепление навыков счёта (количественного и порядкового);
- названия животных, птиц, людей и предметов на английском языке;
- степени сравнения прилагательных;
- названия геометрических фигур.
Истории возникновения китайской игры-головоломки «Танграм».
1. Предлагаю Вам познакомиться с первым красивым сказанием о появлении игры, повествующем о битве Бога Грома и Великого дракона. Бог Грома разбил небо на 7 частей, упавших на землю. Черные куски поглотили земной свет и все существовавшие формы объектов. Дракон начал создавать из «кусков неба» различные формы – животных, растения, человека.
2. Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.
3. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали квадрат, разрезанный на семь частей.
Однако, несмотря на устоявшееся представление о танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.
Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».
Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.
У Наполеона во время его изгнания на на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума «The Tangram Book».
Пошаговый процесс изготовления игры:
1. Draw a big square 12 сm. x 12 cm. (Нарисуйте квадрат 12 см. х 12 см.)
2. Divide the square into two big triangles. (Разделите квадрат на два больших треугольника.)
3. Divide the first big triangle into two small triangles. (Разделите первый квадрат на два маленьких треугольника.)
4. Find the middles of the third side and the forth side of the square and dot 6 cm.
Draw the third triangle. (Найдите середины третьей стороны и четвёртой стороны квадрата, отступив 6 см. Нарисуйте третий треугольник.)
5. Find the middle of the third triangle and dot 4 cm. Draw a line between the middles of triangles. (Найдите середину основания третьего треугольника, отступив 4 см. Нарисуйте линию между серединами треугольников у их оснований.)
6. Find the middle of the first big triangle and dot 4,3 cm. in the middle of it. Connect the middle of the first big triangle and the middle of the third small triangle. You see the smallest triangle and the quadrangle. (Найдите середину основания первого треугольника, отступив 4,3 см. Соедините середину основания первого большого треугольника и середину основания маленького треугольника. Вы видите маленький треугольник и четырёхугольник.)
7. Find the middle of the second big triangle and dot 4,3 cm. in the middle of it. Connect the middle of the second big triangle and the beginning of the next triangle. You see the square and the fourth small triangle. The fourth and the third triangles are equal. They are the smallest. (Найдите середину основания второго треугольника, отступив 4,3 см. Соедините середину основания второго большого треугольника и начало маленького треугольника. Вы видите маленький треугольник и квадрат. Четвёртый треугольник и третий треугольник равны. Они самые маленькие.)
8. A tangram is ready. It has seven shapes. Count them!
Take scissors and cut the tangram. (Танграм готова. Она состоит из семи частей. Берите ножницы и разрезайте её на части.)
Перед Вами будут танграмы вырезанные руками детей, не судите их строго. Они очень старались!
Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, составление новых фигур из нескольких имеющихся фигур, необязательно из всех - семи.
Дети овладевают навыками произнесения числительных от 1 до 7. У детей закрепляются навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 фигур).
Дети овладевают навыками произнесения порядковых числительных и порядковым счётом, если будут считать фигуры танграма по часовой стрелке, слева направо или сверху вниз. Они при этом упражняются в ориентировке на листе бумаги.
На первом этапе происходит знакомство детей с названиями геометрических фигур (треугольник, ромб, квадрат и четырехугольник) и использование их названий в игре. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения фигуры.
Дети повторяют цвета (красный, жёлтый, оранжевый, чёрный, белый, зелёный, коричневый, фиолетовый, синий, розовый, серый).
Дети учатся сравнивать по величине фигуры, определять место больших и маленьких фигур. Они употребляют прилагательные в сравнительной и превосходной степени, запоминают, что они стоят после артикля перед существительным.
Игра 1. Count your shapes. (Посчитайте ваши фигуры)
They are seven: 5 (one, two, three, four, five) triangles, 1 square and 1quadrangle. There are 2 small triangles and 3 big ones. There is 1 small square too.
Всего 7 фигур: 5 (1, 2, 3, 4, 5) треугольников, 1 квадрат и 1 четырёхугольник. Два треугольника маленькие, а три большие. Квадрат маленький тоже.
Игра 2. Shapes and colours. (Фигуры и цвета)
Show and name me your triangles (Покажите и назовите мне Ваши треугольники).
A red (yellow, orange, black, white, green, brown, purple, blue, pink, grey) triangle. Красный (жёлтый, оранжевый, чёрный, белый, зелёный, коричневый, фиолетовый, синий, розовый, серый) треугольник.
Show and name me your squares. (Покажите и назовите мне Ваши квадраты).
A red (yellow, orange, black, white, green, brown, purple, blue, pink, grey) square. Красный (жёлтый, оранжевый, чёрный, белый, зелёный, коричневый, фиолетовый, синий, розовый, серый) квадрат.
Show and name me your quadrangles (Покажите и назовите мне Ваши четырёхугольники).
A red (yellow, orange, black, white, green, brown, purple, blue, pink, grey) quadrangle. Красный (жёлтый, оранжевый, чёрный, белый, зелёный, коричневый, фиолетовый, синий, розовый, серый) четырёхугольник.
Игра 3. Mosaic. (Мозаика – это что-либо, составленное из разных частей)
Каждому ребёнку даётся лист бумаги (картона) с нарисованной танграм в левом углу, на котором они выкладывают мозаикой свою танграм, плотно присоединяя таны один к другому. На листе они приносят работы, получают оценки и возвращаются на своё место.
Mosaic your tangram. The first shape is a big triangle. The second shape is a big triangle too. The third shape is a small triangle. The forth shape is a square. The fifth shape is a small triangle. The sixth shape is a quadrangle. The seventh shape is a middle-sized triangle. (Составьте вашу танграм. Первая фигура – это большой треугольник. Вторая фигура – это большой треугольник тоже. Третья фигура – это маленький треугольник. Четвёртая фигура – это квадрат. Пятая фигура – это маленький треугольник. Шестая фигура – это четырёхугольник. Седьмая фигура – это средний треугольник.)
Игра 4. Do triangles!
Take shapes and do triangles. Name all shapes. (Возьмите фигуры и сделайте треугольник. Назовите все фигуры.)
Игра 5. Do squares!
Take triangles and do squares. Name all shapes. (Возьмите треугольники и сделайте квадраты. Назовите все фигуры.)
Игра 6. Do quadrangles!
Take shapes and do quadrangles. Name all shapes. (Возьмите фигуры и сделайте четырёхугольник. Назовите все фигуры.)
Игра 7. A pyramid. (Пирамида)
Возьмите два больших (или маленьких), равных треугольника и сделайте пирамиду.
Take two big (or small) equal triangles and do a pyramid.
На что похожа Ваша фигура? Это палатка.
What does your shape look like? It’s a tent.
Игра 8. A fir-tree. (Ель)
Возьмите треугольники и сделайте ель.
Take triangles and do a fir-tree.
Игра 9. A house. (Дом)
Возьмите треугольники и сделайте дом.
Take triangles and do a house.
Игра 10. A tent. (Палатка)
Возьмите четырёхугольник и треугольник. Сделайте палатку.
Take a triangle and a quadrangle. Do a tent.
Игра 11. A boat. (Лодка)
Возьмите четырёхугольник и треугольник. Сделайте лодку.
Take a triangle and a quadrangle. Do a boat.
Итак, на первом этапе освоения игры проводятся простые игры – составление предмета из нескольких имеющихся фигур, необязательно из всех – семи, направленные на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении фигур путем присоединения одной из них к другой. Успешность освоения игры зависит от уровня сенсорного развития детей. Перемещая части, дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении, но со временем ошибок становится всё меньше.
Второй этап — составление более сложных фигур-силуэтов по образцу из всех семи плоских фигур.
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму фигуры и ее частей. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.
Игра 12. A dog. (Собака.)
Look at the picture of a dog and name the shapes of dog’s head, body, legs (paws) and tail. Make your dog! (Посмотрите на фигуру собаки и назовите из каких геометрических фигур состоит её голова, туловище, ноги (лапы) и хвост. Сделайте свою собаку!)
Example: The shapes of dog’s head are a triangle and a quadrangle.
Например: Голова собаки состоит из треугольника и четырёхугольника.
Игра 13. A swan. (Лебедь.)
Look at the picture of a swan and name the shapes of swan’s head, neck, body and tail. Make your swan! (Посмотрите на фигуру лебедя и назовите из каких геометрических фигур состоит его голова, шея, туловище и хвост. Сделайте своего лебедя!)
Example: The shape of goose’s head is a triangle.
Например: Голова гуся – это треугольник.
Игра 14. A rabbit. (Кролик.)
Look at the picture of a rabbit and name the shapes of rabbit’s head, ears, body, legs (paws). Make your rabbit! (Посмотрите на фигуру кролика и назовите из каких геометрических фигур состоит его голова, уши, туловище, ноги (лапы). Сделайте кролика!)
Example: The shape of rabbit’s head is a square.
Например: Голова кролика – это четырёхугольник.
Игра 15. A man. (Человек.)
Look at the picture of a man and name the shapes of man’s head, hands, body, legs and feet. Make your man! (Посмотрите на фигуру человека и назовите из каких геометрических фигур состоит его голова, руки, туловище, ноги и ступни. Сделайте своего человечка!)
Example: The shape of man’s head is a diamond.
Например: Голова человека – это ромб.
Игра 16. A fox. (Лиса.)
Look at the picture of a fox and name the shapes of fox’s head, ears, body, legs (paws) and tail. Make your fox! (Посмотрите на фигуру лисы и назовите из каких геометрических фигур состоит её голова, уши, туловище, ноги (лапы) и хвост. Сделайте свою лисичку!)
Example: The shape of fox’s head is a diamond.
Например: Голова лисы – это ромб.
Игра 17. A goose. (Гусь.)
Look at the picture of a goose and name the shapes of goose’s head, neck, body and legs. Make your goose! (Посмотрите на фигуру гуся и назовите из каких геометрических фигур состоит его голова, шея, туловище и ноги. Сделайте своего гуся!)
Example: The shape of goose’s head is a triangle.
Например: Голова гуся – это треугольник.
Итак, дети совместно с педагогами (взрослыми) научатся зрительно анализировать формы фигур и их частей и делать свои по образцу.
В дальнейшем следует предложить детям самостоятельно проводить анализ фигур и составлять их. Можно оценить их фигуры и поощрить.
Уважаемые родители, очень хорошо, если Вы найдёте время поиграть с ребёнком в игру, сделанную своими руками без каких-либо денежных затрат, которая пополнит Вашу коллекцию игр. Дети будут очень благодарны.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс
Использование игр на уроках английского языка
Игры на уроках английского языка в начальной школе