Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Пальчиковые игры для дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Пальчиковые игры».
Подготовила воспитатель Солдатова О.И.

Игра — это искра,
зажигающая огонек
пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский


Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский.

* * *
Что же такое «пальчиковые игры»? Техника «пальчиковых игр» очень проста, движения несложны. Однако они убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, вы вносите большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и (что главное) правильное становление речи.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». У нас для упражнений с пальцами и ладошками используют каштаны. Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Использование пальчиковой гимнастики в нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Игры по тренировке пальчиков начинают с детьми раннего возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, проводим ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения- игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.
Итак, в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы ставим следующие задачи:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
В нашей работе мы широко использовали игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
Правило № 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.
Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Правило № 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!
Правило № 5. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.
Как еще активизировать пальчики
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Привожу примеры пальчиковой гимнастики, которые я использую в своей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Это только малая часть тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
1. Игры-потешки.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек.Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Рекомендуем посмотреть:

Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Как организовать пальчиковые игры дома? Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Похожие статьи:

Пальчиковые игры для детей

Зачем нужны пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики у детей

Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук

Как определить ребёнок левша или правша?

Памятка - консультация для родителей на тему: ПДД | Конспект игры- занятия в средней группе
Опубликовано: 3651 день назад (26 ноября 2014)
Просмотров: 4172
+7
Голосов: 7
Елена Сергеевна Панина # 26 ноября 2014 в 23:55 0
пальчиковая игра всегда была актуальной и ребята с большим желанием в нее играют
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:45 0
Спасибо.+голос
Елена Абрамова # 27 ноября 2014 в 05:03 0
Ольга Ивановна, спасибо за статью. Я работаю с детьми 2 младшей группы ДОУ. Есть дети очень умненькие, но плохо разговаривают. Физиология ротовой полости в норме, а вот мелкая моторика страдает. Ваш материал обязательно откопирую и предложу родителям этих детей. Воспитатели занимаются с ними в детском саду, а родители пусть занимаются дома.
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:44 0
Спасибо, Елена!Очень рада,что статья Вам пригодилась. +голос
Татьяна Волкова # 27 ноября 2014 в 19:31 0
Доброго времени суток. Очень интересный материал вы представили,тема развитие мелкой моторик у детей любого возраста очень актуальна, мелкие мышцы рук у детей очень слабые, вялые,( кто-то не может держать в руке кисточку, кто -то ножницы на может удержать), их надо укреплять, что и позволяют сделать пальчиковые игры, так же вы совершенно правы, что при проведении пальчиковых игр развивается слуховая и двигательная память, голос.
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:46 0
Спасибо, Татьяна.+голос.
Людмила Леонидовна Терентьева # 27 ноября 2014 в 19:50 0
Добрый вечер! Я работаю учителем музыки, могу сказать, что Ваш материал с удовольствие буду использовать в своей работе с детьми младших классов. Во-первых, как указано выше для, развития мелкой маторики рук, двигательной памяти, укрепление мелких мышцей. Во-вторых, чтобы дать возможность детям отдохнуть. Если наложить музыку получится очень занимательное упражнение. Спасибо за идею!
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:47 0
Спасибо, Людмила Леонидовна!Очень рада, что Вам понравилась моя работа.
Людмила Федоровна Кокшарова # 27 ноября 2014 в 20:34 0
Добрый вечер Ольга Ивановна Ваш материал хорошо использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Вам мой голос.
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:48 0
Спасибо, Людмила Фёдоровна!+ голос
Ирина Николаевна Большакова # 27 ноября 2014 в 21:24 0
Ольга Ивановна,спасибо за ваш материал,как раз мне пригодиться smile у меня детки маленькие smile поиграю с нимиsmileспасибо! голос.
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:49 0
Спасибо, Ирина Николаевна!+голос
Светлана Владимировна Лелина # 28 ноября 2014 в 05:12 0
Здравствуйте, Ольга Ивановна. Вы подобрали очень правильный материал. Развитие мелкой моторики влияет на комплексное развитие ребенка и пальчиковые гимнастики хороший способ этого развития.
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:50 0
Спасибо,Светлана Владимировна!+голос
Лилия Викторовна Большакова # 28 ноября 2014 в 11:51 0
Очень понравилось вступительная статья о пользе пальчиковой гимнастики. Включен и здововьесберегающий аспект, и развивающие моменты.Этим в детских садиках нужно заниматься обязательно. А родителям обязательно закреплять полученный эффект.
Ольга Ивановна Солдатова # 28 ноября 2014 в 22:51 0
Спасибо, Лилия Викторовна! +голос.
Надежда Александровна Миронова # 5 декабря 2014 в 20:19 +1
Ольга Ивановна, добрый вечер!
Познакомилась с вашей статьей, статья полная и хорошо изложена тема пальчиковых игр.
Как вы верно написали, что "ИГРА- это Искра!", дети любят играть с самых маленьких лет и их нужно учить и развивать в них эту способность. А пальчиковые игры - это спокойные игры, которых зачастую не хватает ребенку, что бы дать расслабиться мышцам и головному мозгу от активных игр.
Спасибо вам за статью, использую ее в своей работе!
Зульфия Вахитовна Немцова # 6 декабря 2014 в 22:43 +1
Добрый вечер Ольга Ивановна!Очень интересно!Спасибо за материал.
Наталья Петровна Терентьева # 12 декабря 2014 в 23:18 +3
Ольга Ивановна, заинтересовала Ваша статья. Материал очень интересный. В первом классе тоже использую некоторые игры вместе со стихами, это способствует не только развитию мелкой моторики пальчиков, но и развитию речи, памяти. Очень важно, что в детском саду Вы используете такие упражнения. Вы молодец. Творческих Вам успехов. Примите мой голос.
Вера Алексеевна Гашкова # 13 декабря 2014 в 10:24 +2
Дети всегда любят подобные игры. Часто применяю для своей работы.Хорошо прописаны основные правила. Спасибо. Голос!
Татьяна Петровна Васильева # 20 февраля 2015 в 19:49 0
Здравствуйте, Ольга Ивановна. Вы подобрали очень интересный, правильный материал. Развитие мелкой моторики влияет развитие ребенка и пальчиковые гимнастики хороший способ для этого развития. Творческих Вам успехов. Примите мой голос.
Татьяна Петровна Васильева # 20 февраля 2015 в 19:50 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Людмила Александровна Евдокимова # 10 апреля 2015 в 07:35 0
Ольга Ивановна, пальчиковые игры я использую у малышей в заключительной части физкультурного занятия. Спасибо за игры!!!
Ольга Сергеевна Ерёменко # 19 августа 2015 в 17:34 0
Добрый вечер, Ольга Ивановна. Развивать малыша с пеленок – модно.Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. А поиграть и при этом в прямом и переносном смысле приложить руку к развитию речи не просто приятно, но и полезно. И это «пальчиковые» игры. Веселое, увлекательное и полезное занятие!Спасибо Вам, голос!