Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конфликт и пути его решения

Как выйти из конфликта
Тема: «Конфликт и пути его решения».
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
1. определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
2. Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
4. Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Возрастная группа: 14-17 лет.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рекомендации, бланки к тесту «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации.
«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»
Станислав Ежи Лец (слайд 3)
1.Приветствие.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.
- Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
Основная часть занятия.
(Учащиеся садятся по группам, образуя три круга)
- Игра «Собери пазл» деление на группы .Ситуативные картинки конфликтных ситуаций. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.
- Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?( Ответы ребят)

Эвристический поиск темы занятия:

- Как вы считаете какую тему занятия мы с вами проведём?
- Конечно, речь пойдёт о конфликте и путях его решения.
- А сейчас каждая группа определит лидера и сформулирует своё определение термина
«конфликт». ( время 2 – мин.выступают от группы лидеры)
«Мозговой штурм» - конфликт это….
(Ответы ребят)
Психолог. Вы правы, конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
(Слайд 2)
Психолог: Мы теоретически обосновали это понятие.
Теперь я предлагаю вам практически применить приёмы бесконфликтного поиска
общего решения, хотя мнений будет столько, сколько вас в команде.
Практическое задание.
Каждая команда должна доказать достоинства каждого предмета.
1 группа – чем полезна капуста,
2 группа – чем полезен ананас.
3. группа – чем полезна вода.
В кругу поделиться ощущениями, эмоциями.
(Каждый уверен в своей правоте и каждый прав, мнение каждого имеет право на существование).
- Приведите примеры своих личных конфликтов и поделитесь своими ощущениями.
- Прослушав ваши примеры создайте модель произошедшего конфликта.
- И так для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Создание модели конфликта. Обратите внимание на экран:
Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).
- А теперь давайте попробуем найти пути решения конфликта.
(Ситуации работа в группах.)
Игра: Сказка о тройке.
Участники 3 – х групп выбирают для игры тройку учеников.
Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий
сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой
цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый
игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.
А – слепой, но слышит и говорит.
В – глухой, но может видеть и двигаться.
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.
Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.
- Все остальные учасники находятся в роли экспертов и анализируют поведение каждой
Тройки.
Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего
решения?
2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
3. Какие чувства испытывали?
На этапе возникновения инцидента конфликт еще можно предотвратить, так как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность всё же вступает в конфликт, то он начинает жить своей жизнью – развивается. В него втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение (слайд 7).
- В зависимости от способов разрешения конфликт может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)
Разрешение конфликта.
- конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)
Психолог.
-Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10)
Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения…
Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Причины конфликтов в подростковой среде (слайд 13) : борьба за лидерство, психологическая несовместимость, не подтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

- А сейчас я попрошу каждую группу предложить свои правила управления конфликтом.
( Работа в группах ученики составляют сами правила управления конфликтом.)
- Выступают лидеры с каждой подгруппы и зачитывают.
- А сейчас обратите внимание на доску. (Слайд 14)
Чтобы управлять конфликтом, нужно:
1.Нужно знать о характере возникновения, развития, завершения конфликтов.
2.Владеть информацией и быть компетентным в конкретном конфликте.
3.Попытаться избежать противостояния.
4.Нужно найти пути сотрудничества и компромисса.
- Скажите, хотелось ли бы вам узнать каково ваше поведение в конфликте?
тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (слайд 15)

Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Рефлексия:
Ученики 1 группы образуют внутренний круг, ученики 2 и 3 группы внешний круг повёрнуты лицом к лицу.
- Упражнение «Комплимент»
( Друг – другу и себе)
Подведение итогов.
Беседа:
-Что нового вы узнали для себя сегодня?
-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
- Для того чтобы вам было легче разобраться в своём поведении в трудной ситуации я разработала для вас памятки по предупреждению конфликтов.
Список использованной литературы:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005
2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.
Приложение 1:
Памятка
Правила предупреждения конфликтов: (слайд 16-17)
1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Приложение 2
Тест Поведение в конфликтной ситуации
В своем опроснике по выявлению типичных форм по¬ведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Инструкция: Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?
Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой из пар выделите вариант А или В, более характерный для Вашего поведения.
Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными; если это так, выделите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.
Ключ к тесту:
№ Соперничест-во Сотрудни-чество Компромисс Избегание Приспособле-ние
1. 1. А Б
1. 2. Б А
1. 3. А Б
1. 4. А Б
1. 5. А Б
1. 6. Б А
1. 7. Б А
1. 8. А Б
1. 9. Б А
10. А Б
11. А Б
12. Б А
13. Б А
14. Б А
15. Б А
16. Б А
17. А Б
18. Б А
19. А Б
20. А Б
21. Б А
22. Б А
23. А Б
24. Б А
25. А Б
26. Б А
27. А Б
28. А Б
29. А Б
30. Б А
Анализ результата:
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Бланк к тесту
Тест Поведение в конфликтной ситуации

Фамилия Имя __________________________ Класс _____________________

1. А Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б Я стараюсь добиться своего.
7. А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А Я предлагаю среднюю позицию.
Б Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б Я отстаиваю свои желания.
23. А Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорн6ого вопроса.
24. А Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядом.
Б Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А Я предлагаю среднюю позицию.
Б Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А Я предлагаю среднюю позицию.
Б Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Рекомендуем посмотреть:

День толерантности в школе. Сценарий Мастер-класс «Дружба крепкая» День толерантности в 5 классе Классный час о толерантности в 5 классе

Похожие статьи:

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Урок толерантности в 6 классе

Самоменеджмент — условие личного и профессионального успеха | Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания "Приглашение в хорошее самочувствие
Опубликовано: 3841 день назад (18 мая 2014)
Просмотров: 6922
+1
Голосов: 1
Анна Александровна Мальцева # 3 июня 2014 в 13:48 +1
Спасибо за материалы. Изучаю с детьми тему "Конфликты", на уроках могу всем пользоваться
Ольга Николаевна Зарицкая # 3 июня 2014 в 14:12 0
Спасибо!!! dance