Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа коррекционной работы по развитию слуха и формированию произношения для учащихся 1 класса

Программа коррекционной работы по развитию слуха и формированию произношения для учащихся 1 А класса
Описание работы: данная программа коррекционной работы по развитию слуха и формированию произношения составлена для обучающегося 1 А с основным диагнозом хроническая сенсоневральная тугоухость II - IV степени и с учетом индивидуальных возможностей. Данный материал будет полезен для дефектологов, логопедов и учителей коррекционных школ.
Целью является создание условий для развития у слабослышащих обучающихся первоначальных навыков восприятия речи на слух, которые бы помогали слухозрительному восприятию речи учащихся.
Задачи:
1. Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у обучающихся.
2. Обогащение представлений о звуках окружающей действительности.
3. Выработка слухового и слухозрительного самоконтроля.
4. Воспитание правильного, адекватного отношения к своему дефекту.
5. Развитие памяти, словесно – логического мышления, внимания, создание комфортности обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения первого класса составлена с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
Общегосударственная система специального образования ставит цель – всестороннее гармоническое развитие человека, лишённого слуха. Неслышащий ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимыми условиями реализации этих возможностей является обучение его словесной речи. Нарушение речевого слуха приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладением словарным запасом и грамматическим строем языка. Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого ребёнка воспринимать определённый речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому. От работы по развитию речевого слуха во многом зависит динамика личностного развития школьника с ограниченными возможностями, его адаптация в процессе социализации.
Индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения предусмотрены учебным планом ГКОУ СО «Нижнетагильская СКОШИ» 3 часа в неделю на одного обучающегося. Часть занятия отводится на развитие слухового восприятия, часть на формирование произношения. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухозрительное восприятие со СА, вторая часть – проводится на слух со СА. Сочетание работы по развитию слуха и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки. Рабочая программа составлена по развитию слуха, а по формированию произношения план составляется индивидуально на каждого обучающегося с учётом их произносительных возможностей, состояния голоса, уровня речевого дыхания и представлен в фонетическом дневнике.
Для активизации деятельности обучающихся на занятиях используются различные виды деятельности, способствующие пониманию смыслового значения предъявляемого речевого материала на слух и слухозрительно и поддержанию интереса к индивидуальным занятиям.
Ценностным ориентиром данного курса является:
-формирование слуховых представлений;
-формирование познавательных интересов;
-улучшение произносительной стороны речи.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства науки и образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования РФ от 10. 04. 2002 г. № 29\ 20 65 – п «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4. Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат».
5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида. М.2003 г. (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.);
Целью курса является создание условий для развития у слабослышащих обучающихся первоначальных навыков восприятия речи на слух, которые бы помогали слухозрительному восприятию речи учащихся.
Задачи:
1. Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у обучающихся.
2. Обогащение представлений о звуках окружающей действительности.
3. Выработка слухового и слухозрительного самоконтроля.
4. Воспитание правильного, адекватного отношения к своему дефекту.
5. Развитие памяти, словесно – логического мышления, внимания, создание комфортности обучения.
6. Формирование коммуникативных навыков.
В ходе освоения содержания курса «Развитию слухового восприятия» обеспечиваются условия для достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-мотивация к учебной деятельности;
-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся:
-принимать учебную задачу;
-использовать речь при общении с учителем и учащимися;
-уметь работать на успех;
-овладевать мыслительными действиями;
Обучающие получат возможность научиться:
-проявлять активность во взаимодействии с учителем;
-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
-различать и распознавать слова (2 период);
- воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно – разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся.
- воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии не менее 0,3 - 0,4 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 5 - 7 см (учащиеся с III степенью тугоухости);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1 - 1, 2 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 – 0,7м (учащиеся с III степенью тугоухости).
-воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 5 -7 простых предложений), содержание которых близко опыту учащихся на более близком расстоянии.
Рабочая программа адресована обучающимся 1 А класса. В классе 7 человек.
При освоении рабочей программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1.Речевой материал слов.
2.Речевой материал, связанный с организацией занятий.
3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.
4.Тексты.
5.Упражнения на развитие психических процессов.
Входной контроль проводится в начале года в форме обследования. Периодический учет проводится раз в учебную четверть. Данные проверки служат основой при составлении плана на следующую четверть. В конце учебного года проводится итоговый контроль. Результаты фиксируются в индивидуальных картах мониторинга развития обучающихся.
Курс «Развитие слуха и формирование произношения» изучается в течение учебного года.

Содержание программы
I Триместр
В течение первого триместра на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию произносительной стороны устной речи (работа над развитием голоса, дыхания, темпа речи).

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
II Триместр
3 период
1. Аппарат работает?
2. Доброе утро.
3. Убери карандаш (книгу, тетрадь).
4. Дай альбом.
5. Покажи тетрадь.
6. Как зовут учителя?
7. Возьми ручку.
8. До свидания.
9. Дай бумагу.
10. Какое время года?
11. Здравствуй.
12. Встань.
13. Добрый день.
14. Как тебя зовут?
15. Будем заниматься.
16. Аппарат работает?
17. Иди в класс.
18. Какой сейчас урок?
19. Слуховая работа.
20. Дай ручку.
21. Возьми палочки.
22. Какой день недели?
23. Сегодня вторник.
24. Сколько тебе лет?
25. Мне семь лет.
26. Закрой тетрадь.
27. Дай мне книгу.
28. Садись рядом
29. Встань, иди.
30. Попроси карандаш.
4 период
1. Что ты будешь делать?
2. Открой книгу.
3. Убери альбом.
4. У тебя есть карандаш (бумага)?
5. У меня есть ручка.
6. У меня нет книги.
7. Поздоровайся.
8. Месяц апрель.
9. Как ты слышишь?
10. Я слышу хорошо.
12. Здравствуйте.
13. Аппарат работает?
14. Идёт дождь.
15. Я читал книгу.
16. Будем заниматься.
17. Доброе утро.
18. Возьми альбом.
19. Какое время года?
20. На улице тепло.
21. Возьми клей.
22. Что ты будешь делать?
23. Я буду говорить и слушать.
24. Повтори слова.
25. Положи пять карандашей.
26. Нарисуй один гриб.
27. Поздоровайся. Здравствуйте.
28. Попрощайся. До свидания.
29. Какое сегодня число?
30. Понедельник, вторник, среда.
III триместр
5 период
1. Какой сегодня день недели?
2. Четверг, пятница, суббота, воскресенье.
3. Ты сегодня дежурный?
4. Как тебя зовут?
5. Меня зовут…
6. Как твоя фамилия?
7. Моя фамилия…
8. Сколько тебе лет?
9. На улице снег?
10. Ты будешь гулять?
11. В каком классе ты учишься?
12. Как ты учишься?
13. Как зовут маму (папу, брата, сестру)
14. У меня нет брата (сестры).
15. Моя семья – мама, папа, брат и я.
16. Послушай, сложи слово – карандаш.
17. Как зовут учителя?
18. Как зовут воспитателя?
19. Вытри парту.
20. Полей цветы.
21. Прочитай слова.
22. Где ты живёшь?
23. Скажи свой адрес?
24. Адрес, дом, квартира.
25. Я живу в городе … на улице …
26. Какое вчера было число?
27. Нарисуй чашку.
28. Напиши: ложка.
29. Ты хочешь есть?
30. Скажи спасибо.
6 период
1. Здравствуйте.
2. До свидания.
3. Аппарат работает?
4. Что ты будешь делать?
5. Ребята взяли книги.
6. Саша читает.
7. Что у тебя болит?
8. Назови части дерева.
9. Какое время года будет после осени?
10. Какой урок был первым?
11. Что вы делали на уроке рисования?
12. Сегодня хорошая погода.
13. Утром ребята завтракают.
14. Вова моет руки.
15. Девочка рисует.

II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов
II Триместр
3 период

1. Один, два, три, четыре, пять,
2. Шесть, семь, восемь, девять, десять.
3. 2 +3=5 (два плюс три будет пять)
4. 3 больше чем 1?
5. 4-1 =1 (четыре минус три будет один)
6. Прочитай задачу.
7. Дай (убери) машину.
8. Покажи тетрадь.
9. Один кубик.
10. Дай две ручки.
11. Один, два, четыре, пять. Правильно?
12. Дай (убери, возьми) ручку.
13. Возьми тетрадь.
14. Читай слова.
15. Пиши красиво.
16. Один карандаш.
17. Говори правильно.
18. Открой книгу.
19. Иди в класс.
20. Напиши число 5.
21. Возьми квадрат.
22. Мальчик рисует.
23. Сколько машин?
24. Вова упал.
25. Считай до 7.
26. Нарисуй круг.
27. Две тетради.
28. Попроси пять ручек.
29. Возьми одну книгу.
30. Я не буду есть суп.
4 период
1. Дай ручку, мяч.
2. Мяч упал.
3. Напиши число 10.
4. Дай карандаш.
5. Мальчик пишет.
6. Папа читает.
7. Девочка рисует.
8. Покажи круг.
9. Дай овал, квадрат.
10. Напиши букву А.
11. Убери альбом.
12. Напиши число 3.
13. Треугольник.
14. Читай слова.
15. Покажи ножницы.
16. Считай от 5 до 10.
17. Встань у окна.
18. Обведи круг.
19. Реши пример.
20. Красное яблоко.
21. Сколько сегодня уроков?
22. Дежурный вытирает доску.
23. Лук горький.
24. Лимон кислый, а апельсин …
25. Принеси длинную линейку.
26. Возьми широкую ленту.
27. Вытри стол влажной тряпкой.
28. Дни недели: понедельник, вторник,…
29. Назови деревья.
30. Нарисуй лист.
III Триместр
5 период

1. Реши примеры: 10 – 4=
2. Запиши сумму чисел 6 и 2, 3 и 5.
3. На обед мама сварила суп.
4. Какое время года прошло?
5. Реши задачу.
6. Назови времена года.
7. Какое сейчас время года?
8. Покажи календарь.
9. Какая погода бывает весной?
10. На деревьях распускаются листочки.
11. Мама читает книгу сыну.
12. Сколько стаканов на полке?
13. На улицах города много машин.
14. Какие правила движения ты знаешь?
15. Апрель – второй месяц весны.
16. Ярко светит солнышко.
17. Дай мне ручку.
18. Покажи букву О.
19. Возьми большой круг.
20. Что делает девочка?
21. Реши пример.
22. Как тебя зовут?
23. Напиши букву И.
24. Кто бежит?
25. Какое сегодня число?
26. Убери пенал в сумку.
27. Обведи букву Е.
28. Составь слово.
29. Сейчас урок математики.
30. Повтори слова: дом, кошка.
6 период
1. Составь предложение из слов.
2. Покажи большой мяч.
3. Мальчик читает.
4. Дай мне ручку.
5. Прочитай слово.
6. Скажи, кто стоит?
7. Покажи цифру восемь.
8. Покажи глаза.
9. Яблоко, груша – фрукты.
10. Слушай и повторяй.
11. Дай две ручки.
12. Какого цвета карандаш?
13. Поставь знак.
14. Какого цвета карандаш?
15. Кошка, собака – животные.
III. Тексты
I Триместр
2 период - Различение и распознавание слов
При выборе из двух:
1) дом – собака,
2) мяч – бумага,
3) авто – ручка,
4) папа – тетрадь,
5) лопата – мама,
6) бумага – лопата;
При выборе из трех:
7) дом – собака – тетрадь,
8) мяч – авто – лопата,
9) папа – ручка – бумага,
10) мама – тетрадь – лопата,
11) авто – папа – ручка,
12) бумага – собака – лопата;
При выборе из четырех:
13) дом – собака – тетрадь – мяч,
14) авто – папа – лопата,
15) мама – тетрадь – бумага – собака,
16) дом – авто – мяч – мама,
17) собака – лопата – бумага – тетрадь;

II Триместр
3 период

Текст № 1 «Осень».
Наступила осень. Небо серое. Солнце светит мало. Идёт дождь. Дует ветер. Падают листья. Птицы улетают на юг.
Текст № 2«В классе».
Ребята на уроке. Идёт урок математики. Дети сидят за партами. Саша у доски он решает пример.
Текст № 3 «Обед».
Семья обедает. Все сидят за столом. Бабушка наливает суп. На столе есть хлеб, масло, сок. Вкусный обед приготовила мама.
Текст № 4 «У врача».
Саша болеет. У Саши болит голова. Пришёл врач. Мама дала Саше лекарство. Скоро мальчик поправится.
Текст № 5 «Светофор».
На улице светофор. Красный свет – стой! Жёлтый свет - жди! Зелёный свет – иди! Будь внимателен.
Текст № 6 «Ёлка».
Скоро Новый год. В школу привезли ёлку. Ёлку поставили в зал. Ребята сделали игрушки.
Пришли Дед Мороз и Снегурочка.
4 период
Текст № 1 «Школа».
- Дай пластилин.
- Возьми.
- Спасибо.
-Вова возьми книгу.
- У меня есть книга.
- Открой книгу на 5 странице.
- Хорошо.
Текст № 2 «Дома».
Наташа и Марина дома. Наташа лепит. А Марина рисует. Наташа лепит чашку и тарелку. Марина рисует ложку и вилку.
Текст № 3 «Зима».
На улице зима. Дети гуляют. Миша и Вова лепят снеговика. Паша и Оля катаются с горки. Паша упал в снег.
Текст № 4 «Кукла».
У Лены кукла. Лена моет куклу. Лена одевает куклу. У куклы белое платье. Лена с куклой пойдёт гулять.
Текст № 5 «Дежурный».
- Здравствуйте, ребята. - Здравствуйте.
- Кто дежурный? - Сава.
- Сава, напиши на доске число, день недели.
- Что мы сегодня будем делать?
- Мы будем слушать и говорить.
Текст № 6 «Медведь».
Скоро зима. Медведь нашёл яму под деревом. Там он сделал берлогу и лёг спать. Начались морозы. Снег покрыл землю и берлогу. Тепло медведю под снегом.
III Триместр
5 период

Текст № 1 «В лесу».
Дети пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Ребята зашли далеко и заблудились. Детям стало страшно. Они стали звать на помощь.
Текст № 2 «Домашние животные».
Корова, кошка, собака – домашние животные. Они живут дома. Корова даёт молоко. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом.
Текст № 3 «Весна».
На улице весна. Солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. Прилетают птицы.
Текст № 4 «Дикие животные».
Лиса, волк, белка – звери. Они живут в лесу. Медведь большой. У всех зверей свой дом.
Текст № 5 ««Семья».
Папа и мама идут на работу. Папа шофёр, мама учительница. Вика и Даня идут в школу. Бабушка осталась дома.
Текст № 6 «Парк».
В воскресенье ребята ходили в парк. Парк большой и красивый. В парке растут деревья. На клумбах растут цветы. В кустах поют птицы. Мы часто гуляем в парке.
6 период
Текст № 1 «Апрель».
Апрель – второй месяц весны. Всё ярче светит солнце. На деревьях набухают почки. Расцветают весенние цветы. Прилетают в родные края птицы. Первыми прилетают грачи. Потом скворцы и жаворонки.
Текст № 2 «В магазине».
Вова пошёл в магазин. На витрине лежат разные конфеты. Мальчик купил молоко и хлеб. Вова дал кассиру деньги. Кассир выбил чек.
Текст № 3 «День Победы».
9-го Мая – День Победы. Была война с фашистами. Наша страна победила. 9-го Мая люди идут на парад. Вечером во всех городах бывает салют.
Текст № 4 «Скоро лето».
Скоро наступит лето. Начнутся летние каникулы. Летом ребята отдыхают. Они ходят в лес. Там они собирают грибы и ягоды. На реке дети купаются и загорают. Ребята хорошо отдохнут.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическая литература:
1. Назарова Л.П. Методика обучению произношению в школе глухих.
2. Жукова Н.С. Букварь.
3. Эльконин Д.Б. Букварь.
4. Зыкова С.А. Звёздочка.
5. Носова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать.
6. Рау Ф.Ф. Произношение подготовительный класс.
7. Пфафенродт А.Н. Произношение подготовительный класс, 1 класс.
8. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей.
9. Тарасова Н.В. Знакомство со звуками речи.
10. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки.
11. Гаврилина С.Е. Играем в слова.
12. Комарова Л.А. Альбомы с игровыми упражнениями (по автоматизации и дифференциации звуков).
13. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика.
14. Буйко В.И. Тетради логопедических игралочек.
15. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика.
16. Логопедические раскраски по звукам, «Фантазия».
17. Бурдина С.В. Читаем слова.
Дидактический материал:
1. Папка с развивающими упражнениями.
2. Физминутки.
3. Речевые зарядки.
4. Загадки.
5. Папка с детскими кроссвордами и ребусами.
6. Альбом для работы над голосом.
7. Альбом для работы над дыханием.
8. Папка с играми на РСВ.
9. Альбомы по автоматизации и дифференциации звуков.
10. Альбом для проверки звукопроизношения.
11. Альбом проверки слуха речью
12. Тарасова Н.В. Давай послушаем. Игры на развитие слухового восприятия
13. Лосева О. Сборник диалогов.
14. Игра для РСВ «Учись говорить правильно».
Список литературы
1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1990.
2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Просвещение,1988.
3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка. М.,1954.
4. Коровин К.Т., Зикеева А.Г. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I, II вида. М. Просвещение, 2003.
5. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н. Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1986.
6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., Владос, 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство», 1 класс Рабочая программа кружка по физической культуре, 1 класс Рабочая программа по английскому языку для 1 класса по УМК Барановой Рабочая программа по русскому языку, 1 класс Школа 2100

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов

Участник №39 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Сценарий речевого праздника в 7-8 классе по сказке «Золушка» Шарля Перро | Сценарий речевого праздника по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» для 5 класса с нарушенным слухом
Опубликовано: 2958 дней назад (16 октября 2016)
Просмотров: 2894
+2
Голосов: 2
Ирина Сергеевна Филатова # 16 октября 2016 в 16:07 0
Ольга Олеговна,Ваша программа очень нужна в нашем мире. Одним из перспективных направлений развития специального образования является расширение сети специальных учреждений. Но в тоже время актуальной является задача повышения степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду. Решение этой ситуации видится в создании на базе общеобразовательных учреждений классов специального (коррекционного) обучения, классов, функционирующих на основе программы специальной школы.
Это позволяет, во-первых, ребенку учиться в школе, которая находится рядом с его домом, он не лишается семейного воспитания, что часто случается при направлении ребенка в интернатное учреждение. Во-вторых, иногда и не целесообразно создавать целую школу из-за небольшого количества контингента.
Надежда Александровна Статных # 8 декабря 2016 в 08:54 0
Как "коррекционщик" понимаю огромный объем выполненной работы. Браво! Мой голос - в вашу копилку.