Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических моделей
В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка.
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования немалая роль отводится сенсорному развитию ребенка – развитию его восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве. Поэтому большое значение имеет обучение детей способам обследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы предметов и объектов, выполнению планомерных действий в различных видах детской активности.
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Известно, что в младшем возрасте в условиях ограниченности впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», последствия которого наносят ущерб общему развитию и даже приводят к его задержке. Поэтому среда развития ребенка в детском саду – важный компонент гармоничного становления личности, она должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Дидактические модели имеют особое значение для психического развития ребенка раннего возраста, так как деятельностный подход в этот возрастной период – наиболее доступная форма приобретения знаний об окружающем мире.
Мною были изготовлены дидактические модели, способствующие формированию сенсорного восприятия малышей и позволяющие разнообразить методические приемы и походы в работе с ними. Эстетические качества игрового материала, его привлекательность, доступность в эксплуатации делают неоспоримыми их дидактические возможности и в сенсорном развитии дошкольников.
Многофункциональное сенсомоторное пособие «Шарокат».
Цель: Развивать сенсомоторные навыки и способности детей.
Задачи:
1. Развивать умения детей ориентироваться в пространстве;
2. Совершенствовать наглядно-образное мышление;
3. Формировать представления о величине;
4. Воспитывать внимание, интерес, бережное отношение к природе.
Описание пособия:
Пособие состоит из прозрачного пластика, закрепленного на подставке под углом 180 градусов и имеющей с двух сторон отверстия. Через трубку можно сыпать песок, лить воду, прокатывать шары разной величины. При использовании данного пособия ребенок учится ориентироваться на плоскости, правильно определять геометрические фигуры и их размеры.
В ходе совместной игровой деятельности дети пробуют согласовывать свои действия друг с другом и совместно экспериментировать со свойствами различных материалов.
Модель «Сенсорная подушка»
Цель:
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Формировать представление о форме и цвете;
• Закреплять в практике завязывание, шнурование, расстегивание и застегивание пуговиц;
• Воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование:
Съемный чехол на подушку, на которой нашиты различные застежки, шнуровки, зеркала.
Модель «Паровозик»
Цель:
• Формировать представления о размере предмета, цвете, форме;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Закреплять в практике завязывания, шнурование;
• Расширять активный словарь ребенка;
• Воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование:
Съемный чехол на оргалит (высотой 50 см, ширина 1.5 м), на котором изображен паровозик с вагончиками, солнышко, облака. Вагончики везут разноцветные фигуры на липучках. Фигуры прикреплены к ленточкам того же цвета. Вагончики скреплены между собой шнуровками. На крыше вагонов нашиты молнии.
Модель «Сенсорная доска»
Цель:
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения;
• Воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование:
Доска (высота 50 см, ширина 1.5 м), на которую прикреплены застежки, переключатели, замочки, цифры.
Литература:
1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.
2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983.
3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
5. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» Методическое пособие. Под ред. И.В.Петровой. – М., «ТЦ Сфера», 2012.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет
Конспект утренней гимнастики в группе раннего развития детей
Развлечение в группе раннего возраста
Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду
Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада
Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок
Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик