Мастер-класс с пошаговыми фото для дошкольников 5-6 лет «Хоровод планет»
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
создание творческой работы
Задачи:
- обучать примам работы с гуашью и восковыми мелками
- развивать любознательность
- воспитывать патриотизм, гордость за отечественную космонавтику
- совершенствовать композиционные навыки
- стимулировать фантазию и воображение
- обучать работе в команде (в данном случае - в паре)
Материалы:
- ватман, гуашь, кисти, губки, восковые мелки, ножницы, клей – карандаш.
Возрастная аудитория:
Дошкольники, школьники младших классов
(В данном мастер-классе представлены работы воспитанников старших групп ДОУ)
Вступление:
Посмотрев на фотографии ночного неба, можно увидеть огромное количество звезд.
На фотографиях, сделанных с помощью современной аппаратуры, можно разглядеть не только ближайшие звезды и планеты, но и далекие галактики. В каждой из них – множество планет. Астрономы изучают их и уже многое узнали. Но похожую на нашу Землю планету еще не нашли.
На одних планетах слишком холодно, на других – слишком жарко. Одни – огромные безжизненные гиганты, в тысячи раз больше нашей планеты, другие - столь же пустынные карлики.
Но все они ждут нашего открытия. Давайте нарисуем свою карту звездного неба и составим композицию из нескольких планет.
В космос нельзя летать по одному. Поэтому мы создаем экипаж. Выбирайте себе пару и садитесь рядом.
Ход работы
1 этап – предварительный
Создаем фон.
Эту часть работы можно выполнять с детьми (частично). По крайней мере, показать все этапы можно. А что-то и доверить сделать самостоятельно. Лучше делать фон заблаговременно, накануне.
Используем ватман формата А 3.
Губкой, смоченной в воде, проходим весь лист, равномерно смачивая поверхность. Но не делаем луж, иначе лист будет долго сохнуть.
Если увлажнение будет достаточным, то краска станет легко растекаться и не сразу засыхать. А нам нужно работать одновременно с двумя листами.
Гуашью голубого, синего, фиолетового и черного цвета покрываем оба листа.
Накладываем листы друг на друга, проходим ладошкой, прижимая их довольно плотно и отрываем.
Набираем на кисть белую гуашь и набрызгом получаем звездную россыпь
Следующий цвет - желтый.
Фон готов. Сушим листы.
1 Этап (продолжение)
Из ватмана вырезаем круги разного размера (будущие планеты). Это делает взрослый. Самые большие круги можно разрезать пополам, как будто мы видим не всю планету, а только «кусочек». Вот один из возможных вариантов трафаретов.
2 Этап - рисование планет.
Если раскрашивать планеты за столом, можно испортить его поверхность. Поэтому на альбомных листах дети выкладывали по одному кружочку и раскрашивали их двумя любыми цветами, не боясь выйти за край.
Впоследствии эти листы мы прекрасно использовали. Но об этом – в следующем мастер-классе.
Так мы и в цветоведение погружались. Дети изучали и запоминали оттенки, которые получались при наложении цвета на цвет.
Еще они учились разному нажиму и получению при этом более нежного или более глубокого, сочного цвета.
Довольно сложно, оказалось, раскрашивать по половинки круга не сверху и снизу, по горизонтали, а справа и слева, по вертикали.
Желтый и красный, оранжевый и коричневый, розовый и фиолетовый, светло-зеленый и изумрудный – множество самых интересных сочетаний придумали воспитанники старших групп.
Лист бумаги можно переворачивать (как и кружок). Но штриховать желательно в одном направлении.
Если над планетой проносятся облака, они могут образовывать различные пятна неправильной формы.
Если планета часто «обстреливалась» метеоритами , то на ее поверхности могли образоваться раны (кратеры) различного размера.
(Тут уместно вспомнить о «челябинском» метеорите, не так давно посетившем нашу область). К счастью, никто при этом не пострадал.
Кружочки рисуются на поверхности некоторых (не всех) планет.
3 Этап
Компоновка
Момент «расстановки» планет очень важен. Поиск композиции – сложное дело. Пара авторов находит лучшее расположение. Педагог смотрит, подсказывает (если нужно) и выдает клей-карандаш.
Дети переворачивают планеты, наносят клей и возвращают планету на место.
Детские работы
(старшие группы)
Общий вид выставки
Литературное приложение:
Как заманчиво стать астрономом…
Ю. Синицын
Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно –
«Изучайте глубины Вселенной!»
Стану космонавтом!
Елена Мельникова-Кравченко
Космонавтом стану я -
Это знает вся семья.
В дальний космос полечу
И созвездья изучу!
Всех планет не сосчитать…
Так хочу я полетать
От звезды и до звезды
Небывалой красоты!
Папе с мамой подарю
Новой звёздочки зарю,
И космический цветок
Тоже отыскать бы смог.
Сколько тайн, открытий ждут,
В даль чудесную зовут!
Только дом-Земля одна,
Будет ждать меня она.
И астрономы, и космонавты изучают космос. Но делают они это по-разному. Одни находятся на Земле, а другие – взлетают над ней. Космонавты – на виду. Все знают первого космонавта – Юрия Гагарина и первую женщину – космонавта – Валентину Терешкову. А знаете ли вы астрономов?
Николай Коперник доказал, что Земля движется вокруг солнца, а не наоборот, Галилео Галилей – первым использовал телескоп и рассмотрел Марс.
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать космический пейзаж поэтапно
Рисование мелками на бумаге для детей от 4 лет
Рисование по системе ТРИЗ в старшей группе на тему: Космос
Рисование для детей 5-7 лет на тему «Космос» поэтапно с фото