Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста по теме "Осень"
Автор: Тихомирова Ольга Валентиновна
воспитатель «Детский сад № 16» п.Запорожское Приозерский район Ленинградская область
Назначение: Увлекательный материал для развития интеллектуальных способностей детей 3-4 лет. Для индивидуальной работы с детьми в детском саду.
Цель: Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Способствовать развитию зрительной, кратковременной и долговременной памяти;
Развивать внимание и восприятие;
Развивать мышление, путем установления связи между предметами, явлениями и понятиями;
Развивать активную речь, умение излагать свои мысли;
Развивать мелкую моторику;
Развивать сенсорные способности детей.
Материал: Для создания панно (форматом А3) использовала картинки из журналов, старых книжек, наклейки, фетр, липучку, широкий шнурок, бусины, цветную бумагу и картон. Сначала определила, какие дидактические задания можно использовать по теме «Осень». Составила список вопросов для детей и предполагаемые ответы. Подобрала соответствующие картинки. Получилось такое пособие.
Вопросы и предполагаемые ответы
Воспитатель: Посмотри, какая красивая у нас картина. Какое время года здесь изображено?
Ребёнок: Осень.
Воспитатель: Правильно. А как ты догадался?
Ребёнок: Листопад; листья желтые, красные, оранжевые; деревья с желтизной; яблоки падают; грибы собирают; морковка выросла; дождь идет.
Воспитатель:
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (Автор: Ивенсен М.)
«Найди одинаковые листочки»
Воспитатель: Посмотри, как много листьев упало с деревьев. Листья клёна, дуба, берёзы и рябины (показать).
Найди одинаковые листочки и покажи.
Ребёнок: Одинаковые красные листочки от клёна. Одинаковые зелёные листочки от дуба.
Воспитатель: Правильно, листья и цветом одинаковые, и формой.
«Найди различия у зайчиков»
Воспитатель: Посмотри, какие зайчики прискакали на полянку. Сколько зайчиков?
Ребёнок: Два зайчика.
Воспитатель: Правильно, а зайчики одинаковые или у них есть различие.
Ребёнок: Зайчики одинаковые, только у одного зайчика есть красный бантик, а у другого нет.
Воспитатель: Правильно, это их различие. Что любят зайчики есть?
Ребёнок: Морковку, капусту, кору деревьев.
Воспитатель: Правильно, у нас на полянке, что есть для зайчиков?
Ребёнок: Морковка.
Воспитатель: Сколько морковок?
Ребёнок: Две морковки.
Воспитатель: Хватит ли зайчикам морковок?
Ребёнок: Хватит, зайчиков и морковок поровну.
Воспитатель: Морковки одинаковые?
Ребёнок: Нет, эта морковка толстая, а эта тонкая.
«Помоги зайчикам добраться до морковок»
Воспитатель: Прыгай с кочки на кочку, не пропускай кочки, не торопись.
Воспитатель: По каким кочкам прыгал зайчик без бантика?
Ребёнок: По мягким кочкам и съел толстую морковку.
Воспитатель: По каким кочкам прыгал зайчик с бантиком?
Ребёнок: По колючим кочкам и съел тонкую морковку.
Воспитатель: Сколько кочек?
Ребёнок: Много (можно посчитать кочки).
«Найди такую же корзинку»
Воспитатель: Загляни под листочек, который рядом с морковками, что там спряталось?
Ребёнок: Корзинка с грибами.
Воспитатель:
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом. (Автор: Ивенсен М.)
Найди на нашей картине такую же корзинку.
Ребёнок: Вот у девочки, такая же корзинка.
Воспитатель: Правильно. Откуда идет девочка и куда?
Ребёнок: Она идет из леса домой. В лесу она набрала грибов.
Воспитатель: Что она будет делать с грибами?
Ребёнок: Отдаст маме; почистит; сварит и съест; пожарит; засушит.
«Пройди по дорожке»
Воспитатель: Здорово, а ты ходил за грибами (выслушать ребёнка)? Давай указательным пальчиком пройдём по дорожке (сначала правой рукой, потом левой).
«Посмотри на зверюшек, запомни, назови»
Воспитатель: Посмотри, кто спрятался в лесу за деревом (ребенок открывает дерево).
Ребёнок: Здесь мышка, белка и ёжик.
Воспитатель: Правильно, это лесные жители. Где живет белка?
Ребёнок: Белка живёт на дереве, в дупле.
Воспитатель: А где живет мышка и ёжик?
Ребенок: Мышка и ёжик живут в норках.
Воспитатель: Правильно. Запомни их. Спрячь их за дерево. Скажи, кто там спрятался? (Через некоторое время снова спросить, а кто там за деревом прячется).
«Что взять на прогулку?»
Воспитатель: Кроме девочки, кто ещё в доме живет.
Ребёнок: Мальчик живет в доме.
Воспитатель: Да, мальчик захотел погулять. Какой предмет ему нужно взять с собой на прогулку: лопатку, зонт или флажок?
Ребёнок: Зонт.
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
Ребёнок: На улице дождь; я вижу дождевую тучу; идет дождь; без зонта он промокнет.
«Один, много. Счёт до трёх»
Воспитатель: Посмотри здесь ещё один лесной житель, кто это?
Ребёнок: Медведь.
Воспитатель: Сколько медведей?
Ребёнок: Один медведь.
Воспитатель: А сколько яблок у него?
Ребёнок: Много яблок.
Воспитатель: Откуда яблоки у медведя.
Ребёнок: С яблони упали; он яблоню потряс, они упали; сорвал с яблони.
Воспитатель: Сколько яблок осталось на дереве, давай посчитаем.
Ребёнок: Одно, два, три. Три яблока.
Воспитатель: Правильно, три яблока осталось на дереве. Мишка яблочки съест и будет сытый. А что мишка будет делать зимой?
Ребёнок: Мишка зимой будет спать в берлоге.
Воспитатель: Правильно. А ты помнишь, кто спрятался за деревом?
Ребёнок: Мышка, белка и ёжик (если не помнит, пусть посмотрит и назовёт).
Воспитатель: Ежик тоже будет зимой спать. А белка и мышка запасаются едой на зиму. А зайчики запасов не делают, зимой будут грызть веточки, кору молодых деревьев, могут травку под снегом достать. Серую шубку зайчики поменяют на белую. И враги (волки) их не заметят на снегу. Как хорошо мы с тобой побеседовали. Тебе понравилось?
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Веселая карусель
Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками
Настольная игра "Футбол" для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников