Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Трудовое воспитание школьников

Педагогическая статья на тему: «Трудовое воспитание»
Автор: Тимолянова Ольга Викторовна, учитель математики.
Место работы: МБОУ ТСШ №2, с. Топчиха Топчихинского района

Описание материала: Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов, учителям среднего звена. Здесь говорится об актуальности данной темы, о способах привития любви к труду, о роли семьи в процессе трудового воспитания.
Цель: Формирование представления о значимости воспитания любви к труду у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- образовательная: рассказать о целях и задачах воспитания трудолюбия у детей;
- развивающая: развивать стремление к трудовому воспитанию, к сотрудничеству с детьми в труде;
- воспитательная: воспитывать интерес к общественно полезному труду.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания – процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.
Простейшая трудовая операция производит серьезные изменении в психологии и физических способностях ребенка. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребёнок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность повторить в труде. С этого момента он работает по тому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер. А.С.Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определённую группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно – гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача учителя состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Пожалуй, воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь – получилось! Приобретено ещё одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и сияет, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивление смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научился что-то делать.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Привычка, умение что – то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. Она гордиться своими умениями.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба – труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребёнок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность – учёбу.

Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе её толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжёлым.
«Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Серёжи в классе праздник, ему нужно подготовить нарядную одежду. На ужин что – то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Серёжин шепот: «Пришла».
-Что они еще там затеяли, - думает она.
-Давай сумки! – Серёжа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ними и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На электрической плите булькает ее любимый борщ.
-Пойдем в комнату, - тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе – букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке – подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Серёжина чистая форма висит на вешалке. Её раздражение и усталость, как рукой сняло.
-Откуда вы знали, что нужно было делать?
-Секрет фирмы, - поспешно заявляет Серёжа, делая Тане предостерегающий знак.
-Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спали, она тихонько вошла к ним, нагнулась над кроватью дочери и осторожно подсовывает под подушку свёрток – подарок ко дню рождения. Из – под подушки падает какая – то бумажка. Листок из блокнота.
На листке по пунктам переписано ее почерком, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.
-Секрет фирмы, - улыбается она. – Добрые вы мои телепаты.

Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим – вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта – тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно – вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит труд.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Сотрудничество школы и родителей Воспитание любви к труду у младших школьников

Похожие статьи:

Классный час в 6-7 классе. Кто любит труд, того люди чтут

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Жар - птица из модулей. Мастер – класс с пошаговым фото | Внеклассное мероприятие по математике, 6 класс
Опубликовано: 3411 день назад (26 ноября 2014)
Просмотров: 6372
+2
Голосов: 2
Светлана Валерьевна Аржанова # 26 ноября 2014 в 14:30 +1
очень важная тема. ведь не секрет, что мы - родители стараемся оградить своих деток трудностей. только не сразу понимаем, что мы оказываем себе и своему ребенку "медвежью услугу". и, что с годами это может перерасти в серьезную проблему. и воспитывать любовь к труду нужно с раннего возраста: убрать игрушки, свои вещи в шкаф или сложить на полке и т.д. то есть, приучать ребенка доводить начатое дело до конца, достигать конечной цели, добиваться результата. а не бросать при первых неудачах или не желании. да, иногда это требует от взрослого настойчивости, терпения и времени! но иногда возникает еще проблема - со стороны родителей: нет времени на это либо это воспринимается, как обида, что его ребенка не понимают и раз он не хочет убрать за собой игрушки, то приучать не стоит... а потом начинаем удивляться: почему мой ребенок не самостоятелен.... голос!
Марина Владимировна Дорогова # 26 ноября 2014 в 19:29 +1
Легко приучить ребёнка к труду, если он видит хороший пример, когда труд не в тягость, а в радость. Так же важно не пропустить критический возраст в 3 года, когда дети всё хотят делать сами, не запрещайте, а позволяйте делать всё, что по силам, что не посилам превращайте в игру. А главное сами позитивно относитесь к труду и к жизни! Хороший рассказ включен в статью! Голос!
Людмила Федоровна Кокшарова # 26 ноября 2014 в 19:40 +1
Добрый вечер Ольга Викторовна. Тема очень интересная ведь не для кого не секрет что дети не любят и не умеют прибирать вещи на свои места. Вам мой голос.