Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание любви к труду у младших школьников

Педагогическая статья на тему: "Воспитание любви к труду"
Автор: Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
Педагогическая статья по теме: "Воспитание любви к труду".
Описание материала: Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно полезного труда для воспитания детей, о роли семьи в воспитании любви к труду детей младшего школьного возраста. В конце статьи предложен список библиографии.
Цель: Формирование представления о значимости воспитания любви к труду у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- образовательная: рассказать о целях и задачах воспитания трудолюбия у детей;
- развивающая: развивать стремление к трудовому воспитанию, к сотрудничеству с детьми в труде;
- воспитательная: воспитывать интерес к общественно полезному труду.
Содержание:
Воспитание трудолюбия- одна из важнейших задач, стоящих перед школой, учебными заведениями. Решение поставленной задачи - дело большой важности. Ведь воспитание трудолюбия - это воспитание главного качества человеческой личности, создание той основы, на которой строится и жизнь общества, и жизнь отдельного индивида. В этом заключается актуальность данной темы.
Воспитание трудолюбия как нравственного качества личности тесно связано со всей системой воспитания, оно осуществляется под воздействием многих факторов.
Учебно-познавательная деятельность, общественно полезный труд учащихся выступают важнейшими факторами формирования личности в целом и воспитания трудолюбия. Успех воспитания любви к труду во многом зависит от системного подхода к реализации данного процесса, от понимания его организаторами методологических основ, координации усилий, от знаний и умений анализировать и оценивать результативность своей работы.
Наиболее полно трудолюбие проявляется в тех случаях, когда человек непосредственно учавствует в каком-либо виде общественно полезной деятельности.
Определяя цели и задачи воспитания трудолюбия, надо руководствоваться содержанием этого понятия. Цели и задачи осуществляются путем возрастного, дифференцированного и индивидуального подхода. А сам процесс воспитания данного качества - через организацию системы деятельности учащихся: учебной, трудовой, общественной.
В школе и семье дети, начиная осмысливать материальный мир, получают первые представления о труде, как о жизненной необходимости, здесь возникает и развивается их трудовая активность, которая со временем может стать одним из элементов трудолюбия.
Большое значение для учащихся этого возраста имеет их приобщение к общественно полезному труду. В школе труд носит более коллективный характер, часто выполняется совместно со старшеклассниками и взрослыми, что оказывает на малышей положительное воздействие.
Атмосфера взаимного уважения и требовательности, товарищеской взаимопомощи рождает радость за успехи, достигнутые в труде, гордость за него. Это - одна из предпосылок воспитания трудолюбия. Особое значение для воспитания любви к труду имеют такие элементы: посильность труда, коллективный характер организации его деятельности, стремление закончить начатое дело.
В воспитании трудолюбия очень важно влияниесемьи. Родители должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.И эту работу нужно перед ним поставить в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и подсказать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпочку и так далее. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры.
Вот список нескольких видов детской работы:
1. Поливать цветы.
2. Вытирать пыль.
3. Накрывать стол перед обедом.
4. Следить за письменным столом.
5. Держать в порядке книжную полку.
6. Покупать мыло, порошок.
7. Производить полную уборку.
8. Ухаживать за огородом.
9. Помогать родителям.
Это лишь малая часть из того, что может делать младший школьник. Каждая семья найдет у себя много подобных работ, более или менее интересных и посильных. В семье должна всегда чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще проявляться взаимопомощь. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень у ребенка развивается при неправильном воспитании, когда родители не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
В итоге хочется еще раз сказать, что воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.
Труд - основа благополучной жизни. Об этом мы никогда не должны забывать.
Библиография.
1. Учитель по имени Труд/ Сост.: Л. Н. Гущин, В. Р. Хилтунен.- М.: Политиздат, 1986.
2. Матушкин С. Е., Чернецов П. И. Факторы воспитания трудолюбия.- Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание школьников Конспект урока по труду, 1 класс Из опыта работы воспитателя по социальной адаптации воспитанников Внеклассное занятие «О профессиях и трудолюбии», 1 класс

Похожие статьи:

Классный час в 6-7 классе. Кто любит труд, того люди чтут

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Устный счёт на уроках математики во 2, 4 классе | Сценарий классного часа КВН по сказкам для 5 класса
Опубликовано: 3688 дней назад (18 октября 2014)
Просмотров: 9761
+1
Голосов: 1
Татьяна Николаевна Гудкова # 18 октября 2014 в 14:39 +2
Трудовое воспитание особенно актуально в специализированных учреждениях для детей. Причем в данном случае, это нечто большое, чем формирование навыков и умений. Это наиболее эффективный способ коррекции девиантного поведения, социального воспитания. формирования духовно-нравственных качеств. При работе с такими детьми важна каждая мелочь, закрепление цепочки действий, постепенное формирование представлений о труде , как о неотъемлемой, необходимой части жизни. Нельзя лишать детей права получать бесценный, своевременный опыт, который начинается с элементарных навыков самообслуживания. Статья автора актуальна и насущна.
Галина Васильевна Егорова # 18 октября 2014 в 14:55 0
Спасибо за поддержку! Я тоже считаю, что труд - это основа нашей жизни.
Любовь Михайловна Полякова # 18 октября 2014 в 20:47 +1
Спасибо вам. Очень важно воспитать любовь к труду детей младшего школьного возраста. Статья актуальна.
Галина Васильевна Егорова # 19 октября 2014 в 05:52 0
Спасибо за понимание моей работы!
Наталья Анатольевна Пластун # 19 октября 2014 в 18:39 +1
Доброго времени суток Галина Васильевна! Ваша статья актуальна. Труд на сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни. Если раньше, учась в школе, мы еженедельно выходили на субботники, то сегодня ребят трудно заставить убрать за собой. Я работаю в колледже и у нас трудовому воспитанию уделяется особое внимание. Мы учавствуем во всех городских акциях по очистке города. Два года проводилась акция "Расцвет села ". Во время таких акций чувствуется сплоченность колектива, умение прийти на помощь друг к другу. Поэтому прививать любовь к труду надо с самого обычного - это умение держать свои вещи и принадлежности в порядке.
Юлия Николаевна Алексеенко # 9 ноября 2014 в 13:13 +1
Здравствуйте, Галина Васильевна! Трудовое воспитание очень важно в учреждениях для такой группы детей. Спасибо Вам за ваш нелегкий труд!
Галина Васильевна Егорова # 6 декабря 2014 в 06:42 0
Спасибо за поддержку и понимание моей работы!
нина тимофеевна отставнова # 6 декабря 2014 в 02:28 +1
Поддерживаю актуальность темы, в нашей современной жизни очень важно научить ребенка трудится. Это очень важная тема. Примите мой голос!
Галина Васильевна Егорова # 6 декабря 2014 в 06:43 0
Благодарю за добрые слова!
Светлана Викторовна Горлова # 3 января 2015 в 16:49 0
Очень понравилась данная тема. В нашей современной жизни важно научить ребенка любитьи уважать труд. Это очень нужная тема. Примите мой голос! Удачи!!!