Технологии и приемы рефлексии в педагогическом процессе
Мастер-класс «Технологии и приемы рефлексии в педагогическом процессе»
Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства. Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут). Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.
Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.
Пояснительная часть.
Новые стандарты образования - ФГОС, ИКС - предъявляют новые требования к процессу образования и к современному уроку. Так, в соответствии с технологической картой урока структура урока усложнилась, появились новые этапы урока - целеполагание, мотивация, вариативность заданий, отбор содержания материала и т.д. Рефлексия - теперь обязательный важный этап каждого урока. В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается учебный материал, пройденный на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.
1. Термин «Рефлексия»
Для начала проясним ситуацию с ударением. Нет однозначного решения-на какой же всё-таки слог в этом слове падает ударение?
1 вариант - в орфоэпическом словаре ударение поставлено на второй слог - рефлексия (от латинского "рефлекс").
2 вариант - слово «рефлексия» достаточно молодое для русского языка (в употреблении около 100 лет), поэтому слово считается «неустоявшейся лексической формой». Таким образом, допустимо ударение и на букву «и».
Понятие: По Ожегову С.И. "Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого". Это, своего рода, самоанализ. 2. Функции рефлексии (Кашлев С.С.)
Рефлексия действительна важна и нужна! Она позволяет скорректировать работу педагога, избежать распространенных ошибок, а взаимодействие с обучающимися сделать более эффективным.
1. Проектировочная функция - моделирование, целеобразование.
2. Организаторская функция - организация продуктивной деятельности и взаимодействия.
3. Коммуникативная функция - общение педагога и воспитанника.
4. Смыслотворческая функция - формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности.
5. Мотивационная функция - определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся.
6. Коррекционная функция - побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия. 3. Классификация рефлексии Формы рефлексивных приемов в зависимости от их временной направленности (по Ладенко И.С.):
• Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.
• Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.
•Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности Типы рефлексии по критерию решаемых задач:
- Кооперативная рефлексия. Рефлексивные упражнения данного типа обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.
- Коммуникативная рефлексии. Выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризуется как специфическое качество познания человека человеком.
- Личностная рефлексия. Методы и упражнения данной группы формируют способность и потребность в анализе собственных поступков субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности, апробирование и переосмысление личностных стереотипов
- Интеллектуальная рефлексия. Данная группа упражнений направлена на решение проблем организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых и оригинальных задач. 4. Технологии рефлексии
Используя рефлексивную практику в педагогической деятельности, важно!!! определить – развитие какой сферы важнее всего диагностировать, для чего будет использоваться рефлексия на уроке, какую роль должны сыграть сама процедура проведения рефлексии и ее результаты.
Сферы:
- Эмоционально-чувственная (положительные, или отрицательные эмоции - радость, огорчение, чувство разочарования, успех)
- Потребностная - пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию
- Мотивационная - насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.
- Сфера интересов - какие интересы появились, на что они направлены, уровень интереса…
- Сфера ценностных ориентаций - что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей…
- Деятельностная сфера - какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности…
- Гностическая сфера - что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал…
- Сфера сознания - произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности…
- Сфера умений - какие умения приобрел/не приобрел, как изменился уровень умений…
Компоненты-этапы рефлексии
1. Фиксирование состояния развития
2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Направления рефлексии
1. Рефлексия по поводу содержания – усвоение предметного материала
2. Рефлексия деятельности – способы, формы работы
3. Эмоциональная рефлексия – понравилось\не понравилось…
5. Приемы рефлексии (Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк)
Эмоциональная рефлексия 1) "Комплимент":
Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия сказать комплимент (отметить его работу, его роль, активность, кругозор, подготовленность, осведомленность в теме) другому ученику, участнику проекта, соседу по парте, учителю. Это позволяет создать ситуацию мини-успеха, закончить урок на позитивной ноте. 2) «Острова»:
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику предлагается отметить свое состояние в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия (можно использовать кнопки, клейкие стикеры). Например: «Мое состояние характеризуется удовлетворением, положительными эмоциями. Я расположу свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления." Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.
Рефлексия содержания
1) Прием "Телеграмма":
После завершения занятия каждому ученику предлагается отправить телеграмму, подумав над вопросами: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Когда техника приема будет отработана, можно отправлять устные телеграммы или СМС. Адресат также может варьироваться - сосед по парте, другой ряд, учитель. Задание 1. Отправьте телеграмму учителю по вопросу "Петровские преобразования" по различным сферам - культура, экономика, армия...(Приложение) 2) Прием «Рефлексивная мишень»:
Ученикам предлагается заполнить мишень, оценив свою работоспособность, усвоение материала, настроение и желание (мотивацию) работать. Мишень можно заготовить на ватмане и прикрепить на доске или просто нарисовать мелом, выделив отдельные сектора на свое усмотрение (сектор "работоспособность, активность на уроке", сектор "интерес", сектор "усвоил новый материал", сектор "настроение"). В традиционном варианте мы можем наблюдать только общие тенденции – большинство учащихся, в целом, хорошо оценили свою активность, настроение, содержание занятия и форму его проведения, им понравился урок и т.д. Попробуем подойти по-другому. Стикеры, которые раздаем учащимся, пронумеруем, предварительно записав каждый номер ученика. Теперь мы видим, что ребенок А работал на уроке с большим желанием, прекрасно понимал материал, чувствовал себя работоспособным, но настроение на уроке тем не менее было плохим. Такой способ проведения рефлексивных техник позволяет замечать гораздо больше изменений и эти наблюдения гораздо более ценные. 3) Прием «Фишбоун»:
Позволяет проанализировать причины событий более глубоко, показать внутренние связи между разными частями проблемы, развивает умения учащихся анализировать, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче современной школы.
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. (Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.)
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Пример: Фишбоун на уроке истории по проблеме "Феодальной раздробленности Руси».
Задание 2. Составьте фишбоун "Значение реформ Петра I"(приложение) 4) Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Список источников:
Информационные ресурсы:
Образовательный сайт «Фестиваль «Открытый урок»;
Образовательный портал «Учебно-методический кабинет» /; Литература:
1. Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк. Рефлексивные техники, методы и приемы. «Народная асвета», 2009, №4
2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002;
3. Веряскина О.Г., Губанова Е.Г. История. Комплексный тренажер. Р-н-Д., 2016.
Приложения.
Рабочий лист "Обобщающий урок по разделу "Петровские преобразования" с применением новых приемов рефлексии. Задание 1."Телеграмма":
"Вам предлагается заполнить бланк телеграммы, подумав над вопросами: Что нового вы узнали, изучив эпоху Петра I на предыдущих уроках? Чему вы научились? Что вам понравилось? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 10 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе".
Армия:
Культура:
Органы власти: Примерный ответ.
Органы власти: Император, император, еще раз император! Сенат...Синод...Коллегии...Генерал-прокурор
Армия: ура! Корабли! Рекрутский набор...Гвардия...Флот...Уставы...Единая форма...Ордена, медали...Навигацкая школа... Табель о рангах
Культура: Кунсткамера-Бороды-Ассамблеи-Платья-Новый год-Академия наук-Новый календарь-Гражданский шрифт...
Задание 2. "Фиш-боун": Составьте фиш-боун "Значение реформ Петра I": на верхних ребрах поместите преобразования, имевшие положительное влияние, на нижних - отрицательное (если класс слабый -из приведенного ниже списка, если сильный - самостоятельно вспомнить реформы). Сформулируйте вывод с оценкой деятельности Петра I в целом, подтвердив его аргументами.
1. основано около 200 мануфактур
2. ликвидированы громоздкие приказы
3. усилилась бюрократизация системы государственной власти
4. деление на 8 губерний было недостаточным
5. появилась регулярная армия и флот
6. Россия вышла в лидеры по выплавке чугуна
7. заимствованные культурные европейские достижения
8. увеличение налогов и пошлин
9. культурный раскол в российском обществе
10. усилилась карательная мощь государства
11. создание новых видов вооружения (штык-ружья)
12. организация первых гвардейских полков
13. новый порядок престолонаследия
14. указ, обязывающий брить бороды
Задание 3. Составьте фиш-боун "Объединение русских земель": На верхних ребрах поместите факторы, способствующие процессу объединения, на нижних - препятствующие (из приведенного ниже списка). Сформулируйте вывод об уровне развития экономических и социально-политических факторов и их соотношении в объединительном процессе.
1. Замедление развития экономики из-за выплаты дани Орде
2. Рост численности населения
3. Освоение новых территорий Северо-Восточной Руси
4. Рост служилого, боярского сословия
5. Замедленное развитие вотчинного землевладения
6. Борьба русских князей за ярлык на великое княжение
7. Формирование сильной княжеской верховной власти
8. Потребность борьбы с внешним врагом
9. Существование различных денег, мер весов и длины в княжествах
10. Постоянная угроза ордынских набегов
11. Поддержка церковью объединительной политики князей
Презентация на тему: Технологии и приемы рефлексии в педагогическом процессе
Огромное спасибище за статью, необходимую для каждого учителя и воспитателя (т.е. классного руководителя)!
Тема раскрыта полноценно, на ярких образных примерах, с вниманием к деталям (к примеру, проблема ударения в слове "Рефлексия")!
Предложения:
1) Стоит отметить подростковый возраст как наиболее актуальный период интенсивного формирования рефлексивных навыков (в отличие, к примеру, от младшего школьного возраста, где уже пора начинать такую работу).
2) Как русский человек эпохи глобализации, считаю, что лучше заменить термин "фишбоун" (многим понятно красивое "арет-дё-пуассон" на французском?, или "така-ноно-монэ" по-японски, что справедливо к автору, предложившему такой подход к анализу причинно-следственных связей) на "Методика (или диаграмма) Исикавы".
Здравствуйте! Присоединяюсь к восторженному отзыву Константина Юрьевича. Действительно очень полезная статья. А примеры подробно и доступно разобраны. Обязательно использую на своих уроках. Спасибо. Ловите голос.
Добрый вечер. Прекрасная статья,способная стать подспорьем не только в педагогической практике,но и методической работе и в исследовании по теме самообразования. Спасибо, Ольга Владимировна.