Конспект открытого урока по русскому языку с презентацией. Синтаксический разбор простого предложения (11 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Синтаксический разбор простого предложения».
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы УКП-1 Пранцкетис О.В.
Технологическая карта занятия
Дата: 23 апреля 2015 Преподаватель: Пранцкетис Ольга Владимировна Предмет: русский язык Класс: 11 Тема урока: «Синтаксический разбор простого предложения» Тип урока: комбинированный урок
Длительность: 40 минут Технология – личностно-ориентированная
Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся о простом предложении.
Задачи: 1) Систематизировать знания о простом предложении через навык синтаксического анализа простого предложения. 2) Побудить учащихся к активности; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг другу. 3) Учить ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.
Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме. Оборудование: проектор, ватман (экран), приложение 1,2.
Ход урока
1. Организационный. Цель – создание рабочей атмосферы, положительного эмоционального настроя.
Учитель. Добрый день. Рада вас видеть на уроке русского языка. Открываем тетрадь, записываем сегодняшнее число. Двадцать третье апреля. 2. Лексическая и орфографическая минутка. Цель – ввести в работу с языковыми единицами; развитие лексики и орфографической грамотности. Выбранное слово необходимо для работы с понятием простое предложение. Умение: решать быстрые лексические задачи.
Учитель. Проведем языковую разминку. Решим языковую задачу. Дано: корень -прост- . Найти: однокоренные слова, омонимы, общее значение корня, орфограмму.
По желанию к доске приглашается ученик. Если никто не вызвался, то у доски работает учитель. После того, как слова будут записаны, уточняются лексические значения записанных слов.
-прост- Просто (сделать что-то легко, без затруднений)
Прост - ой – прилагательное/ про - стой – сущ./ про- стой – глагол
Простецкий (разговорное слово)
Простак (сущ. Человек бесхитростный, простодушный)
И т.д.
Общее значение корня – понятный, доступный, легкий, обычный, обыкновенный (т.е. мы назвали синонимы слова простой).
Орфограмма – безударная гласная в корне слова, проверяется ударением. 3. Морфологическая минутка. Цель – вспомнить части речи (прилагательное), подведение к синтаксическим единицам (составление словосочетания).
Учитель. Теперь морфологическая задача. Дано слово простой. Найти: часть речи, общее значение найденной части речи, определить постоянные признаки, составить словосочетание.
Простой – прилагательное
- признак предмета
- качественное прилагательное (проще, самый простой)
- простая работа, простой карандаш, простая еда, простой человек, простое предложение. 4. Повторение (Слайды 2 - 12) Цель – разделить два понятия: словосочетание и простое предложение. Умение: анализировать речевой материал, разделять общее от частного.
Учитель. Повторим предыдущую тему. Смотрим на экран. Задание: из двух пар выделите словосочетание. Отвечаем по цепочке.
1) Трое из ларца (устойчивое сочетание) – Троя побеждена (простое предложение)
2) Семеро одного не ждут (простое предложение) – Семеро козлят
3) Возьми книгу – взять бы книгу – интересную книгу
4) Утро (простое односоставное предложение) – утренняя прохлада
5) Грянуло «ура»! – громкое «ура»
6) Жить дружно – Ребята, давайте жить дружно!
7) Негромкий разговор – Разговор записан.
8) Шепот, робкое дыханье, трели соловья – робкое дыхание.
9) Вторая слева – Где книга? Вторая слева.
10) Начался ледокол – ледокол плывет – ранний ледокол.
Учитель переключает слайд, на нем все предложения и словосочетания разделены на два столбика. Задание: Сделайте вывод. Чем отличаются словосочетания от предложений. Грамматическая основа – это предложение или словосочетание?
Трое из ларца - Троя побеждена
Семеро козлят - Семеро одного не ждут
интересную книгу - Возьми книгу – взять бы книгу
утренняя прохлада - Утро
громкое «ура» - Грянуло «ура»
Жить дружно - Ребята, давайте жить дружно
Негромкий разговор - Разговор записан
робкое дыхание - Шепот, робкое дыханье, трели соловья
Вторая слева - Где книга? Вторая слева
ранний ледокол - Начался ледокол – ледокол плывет
Ученики. Предложение выражает законченную мысль, а словосочетание только часть явления. Грамматическая основа не может быть словосочетанием, т.к. уже является предложением.
Учитель. Поднимите руки, кто понял. Кто не понял, задайте вопросы. 5. Определение темы урока. Цель – создать логическую цепочку изучения тем в разделе «синтаксис». Умение: ставить цель, прогнозировать успешный результат.
Учитель. Мы продолжаем повторять синтаксис. На прошлом уроке мы повторяли синтаксический разбор словосочетания – самой маленькой единицы синтаксиса. Посмотрите в тетрадке предыдущую тему и определите тему сегодняшнего урока.
Ученики называют тему, записывают ее в тетрадь.
Тема урока: синтаксический разбор простого предложения.
Учитель. Для чего нужно уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения?
Ученики (предположительный ответ, если ученики не определяют цель, то ее формулирует учитель и предлагает ее классу): В нашей речи большое количество синтаксических конструкций. Их подробный анализ позволит не просто использовать готовые речевые клише, но и создавать свои собственные. Таким образом речь становится разнообразнее и интереснее. 6. Составление схемы анализа простого предложения. Цель – создать схему видов простого предложения, вспомнить синтаксические определения и понятия. Умения: выделять главное в устной речи лектора, записывать и систематизировать услышанное.
Учитель. Перед вами схема характеристики простого предложения. Я сейчас буду у доски разбирать предложение. Ваша задача - заполнить эту схему терминами. Будьте внимательны. Работаем парами. (При разборе предложения учитель обращается к знаниям учеников)
Дети, на Руси, в лесных и болотистых местностях, и вообще, как мне кажется, /проезжая по бездорожью/, наши далекие предки колесному экипажу предпочитали более крепкую, хотя и менее удобную волокушу.
1) По цели высказывания это предложение повествовательное, потому что цель высказывания - сообщение. Если я добавлю к обращению глагол повелительного наклонения – Дети, запомните, что …, то предложение превратится в побудительное. Если к обращению добавить слово-вопрос, например, Дети, что на Руси…, то предложение по цели высказывания станет вопросительным, потому что будет содержать вопрос.
2) По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное, потому что не имеет эмоциональной окраски. Но есть и восклицательные предложения, которые отображают эмоции.
3) По характеру грамматической основы это предложение двусоставное, т.к. грамматическая основа выражена и подлежащим, и сказуемым. Но бывают и односоставные предложения. В них есть либо только одно предложение, например, Ночь. Тишина. Либо только сказуемое. Например, Рассвело.
4) По наличию второстепенных членов это предложение распространенное. Если бы в нем не было ни одного дополнения, определения или обстоятельства, то предложение считалось бы нераспространенным.
5) По полноте состава это предложение полное. Неполные простые предложения чаще всего используются в диалоге или в составной части сложноподчиненного предложения.
6) По наличию осложняющих членов простые предложения бывают осложненные и неосложненные. Это предложение осложнено однородными членами предложения, обособленными членами, уточняющими членами предложения, обращениями, вводным словом. 7. Самопроверка (Слайды 13 - 18) Цель – проверить правильность выполнения работы. Умение: видеть ошибки, корректировать свои действия.
Ученики обсуждают заполненные таблицы и проверяют их правильность друг у друга.
Учитель. Теперь проверяем ваши записи. Запомните, что от правильности выполнения этого задания будет зависеть правильность выполнения практического задания. (На экране появляется поочередно 6 пунктов схемы). 8. Физминутка (Слайд 19) Цель – развивать распределение внимания.
1) Посчитай, сколько бабочек летает и сколько раз пролетает лебедь по горизонту. (4 бабочки 3 раза)
2) Задание такое же, только по щелчку появляется еще одна бабочка (5 бабочек 4 раза).
9. Практическая работа. Цель – отработать умения по синтаксическому разбору простого предложения.
Учитель. Теперь мы будем тренироваться использовать полученные знания на практике.
Задание 1. Устная работа. Цель – Продемонстрировать эффективность работы по составленной схеме, развивать умение синтаксического разбора. Умение: организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.
Перед вами слова, все они уже стоят в нужной форме, ваша задача составить предложения, дать его характеристику по схеме, которую мы с вами составили.
Ученик составляет предложение и дает его характеристику по схеме.
1) (Слайд 20) Почему случилось это?/ Почему это случилось? (вопросительное, невосклицательное, двусоставное, нераспр., полное, неосложненное). Почему у нас получилось два варианта? (потому что в русском языке возможен прямой и обратный порядок слов).
2) (Слайд 21) Все живое тянется к солнцу. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное).
3) (Слайд 22) Ум имей хоть маленький, да свой! (Побудительное, восклицательное, односоставное, распространенное, полное, осложнено однородными членами предложения).
Задание 2. Письменная работа. Цель – проконтролировать умение ставить необходимые знаки препинания и грамотность. Умение: записывать под диктовку, слышать интонацию вопросительного и восклицательного предложения; пользоваться правилами орфографии и пунктуации; уметь проверять работы.
Записываем текст под диктовку.
После того, как написали, ученики меняются тетрадками и проверяют, ставят оценки, пишут свою фамилию.
Простое предложение.
Люди, оглянитесь вокруг. Каждый увидит свое. Химик увидит вещества и их свойства. Математик увидит фигуры, формулы и уравнения. Литератор увидит поэзию и напишет новую стихотворную строчку. Но человек не должен быть только химиком, математиком или литератором. Все эти школьные предметы должны духовно развивать человека. Что увидит духовный человек, оглянувшись вокруг себя? Попробуй посмотреть и ты, человек!
Рассматривая вокруг себя вещи, я вижу человеческую мысль. Как высоко взлетела эта мысль! Мы уже летаем в космос! Мы делаем сложнейшие операции, спасаем жизни. И все это начиналось с простого предложения, маленького и незаметного. А ведь простое предложение и есть мысль.
Задание 3. Самостоятельная работа. Цель – проконтролировать учебные навыки по синтаксическому разбору предложения. Умение: ставить перед собой цель, оценивать свои способности, выбирать задания.
Учитель. (Слайд 23) Я предлагаю выполнить вам на выбор три вида работы.
1) Выполни синтаксический разбор предложений № 1,8,9,15. (работа по образцу, т.е. самая простая)
2) Напиши эссе на тему «Не ленись выполнять синтаксический разбор предложения (зачем нужен синтаксический разбор)». (творческое задание, предполагающее самостоятельное рассуждение)
3) Продолжи текст, который ты записал под диктовку. (творческое задание, предполагающее самостоятельное рассуждение)
10. Заключение. Подведение итогов. Цель – подвести итоги, обсудить результаты работы, оценивание, домашняя работа. Умение: оценивать результат работы.
Учитель. Подведем итоги. Кто-нибудь выполнял задание 2 или 3? Если да, то мы бы хотели услышать ваши сочинение. Если никто не выполнял, то я прошу вас выполнить это задание дома; давайте ответим на вопросы:
- Назовите тему урока?
- Вспомните, какой результат мы хотели получить в конце урока. Оцените нашу работу. Мы достигли цели?
- Подумайте, какая тема должна продолжить нашу тему?
- Вам понравился урок? Поясните свое мнение.
Учитель. Спасибо вам, ребята, за активную работу, за внимание. На следующем уроке мы продолжим изучение синтаксиса. Домашнее задание я вам раздаю на отдельных листочках. Можете выполнить только одно задание, а можете все.
Оценки за урок вы получите после того, как я проверю ваши работы.
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. Секреты пунктуации. М.: «Просвещение», 1987г.
2. И.В.Гусарова. 10 класс. Русский язык. Профильный уровень. М.: «Вентана-Граф», 2011.
Приложение 1
Правило, самоинструкция, тренировка.
Как же ученику научиться правильно расставлять знаки препинания? Первое – это знать правила. Некоторые из вас, возможно, с этим не согласны. Одни люди - счастливчики! Они пишут грамотно, не вспоминая правила. А другие, наоборот, знают все правила, но допускают ошибки.
Так в чем же дело?
На самом деле, не делающие ошибок знают правила. Они могут не помнить их наизусть, не повторять их при письме. Но они умеют действовать на основании правил.
Всякая деятельность человека обязательно протекает по правилам. Важно уметь действовать в соответствии с ними.
Надо на основании правила построить ход рассуждений и записать его в виде схемы. Так вы создаете понятную для вас инструкцию.
Но умение применять инструкцию на практике приходит только благодаря тренировке.
(по текстам Г.Г.Граника и С.М. Бондаренко, «Секреты пунктуации»)
Задание на выбор: 1) Выполните синтаксический разбор предложений № 2,4,7. 2) Составьте вопросы по теме «Простое предложение». 3) Составьте кроссворд по теме «Простое предложение». 4) Напишите мини-сочинение «Чем простое предложение отличается от словосочетания».
Презентация на тему: Синтаксический разбор простого предложения
Здравствуйте,Ольга Владимировна! Примите мой голос. Тема вашего урока - «Синтаксический разбор простого предложения» - требует большого внимания от учащихся и педагогов. Ход вашего рассуждения мне понятен. Понравилась работа с корнем -прост- Но как-то смутила фраза: "По желанию к доске приглашается ученик. Если никто не вызвался, то у доски работает учитель" Это значит, что учитель сам рассуждает, а ребята только поддакивают? Простое предложение... Вот бы и заострить вопрос, почему оно простое? Что в нём "понятно, доступно, легко, обычно, обыкновенно"? Потом вы опять говорите: "Я сейчас буду у доски разбирать предложение". А как же и где реализовать вашу задачу "Побудить учащихся к активности"? А вы идёте по лёгкому пути:"мы бы хотели услышать ваши сочинение. Если никто не выполнил, то я прошу вас выполнить это задание дома", "Домашнее задание я вам раздаю на отдельных листочках. Можете выполнить только одно задание, а можете все."
Спасибо Вам, все пожелания и замечания обязательно учту. Так важно услышать мнение человека со стороны. Да, вы правы, звучит странно то, что учитель в моем конспекте часто берет на себя роль "страховщика". Это объясняется тем, что я знаю, своих учеников, а у меня они "особые". Работаю я в вечерней школе в СИЗО. У меня может никто не выйти к доске по своим "особым" причинам. Конечно же, я могла бы слукавить и написать в конспекте что-то более красивое с методической точки зрения, но не стала. Для меня большой успех- если хотя бы с места мои ученики станут проявлять интерес к теме урока. Особенно важно для меня было ваше мнение по поводу работы с корнем -прост-. Работа с морфемами, с лексикой - тема моего самообразования. Именно такой вид работы я предлагаю своим ученикам на уроке.
Здравствуйте,Ольга Владимировна! Примите мой голос. Конечно, у вас свои проблемы с учащимися. Хорошо, что вы пытаетесь их разговорить, даёте материал в доступной форме. Чувствуется, что у вас с ними хорошие взаимоотношения. Дальнейших вам творческих успехов.