План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: Русская народная сказка «Морозко».
Автор-составитель: Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Цель: формирование представлений о произведениях устного народного творчества.
Задачи урока:
-ознакомить учащихся с содержанием сказки;
-развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;
-прививать любовь к чтению, к сказкам.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс; сказка "Морозко» (книга); плакат с пословицей «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»; выставка книг о зиме; маски для чтения сказки по ролям.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Ребята, какое у вас сейчас настроение? Почему?
Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
Я желаю вам хорошего настроения и удач на уроке.
Давайте начнём наш урок!
IІ. Подготовительная беседа
1. Какое время года у нас сейчас?
2. А какая стоит погода зимой?
3. Как греет солнышко?
4. А какие произведения о зиме вы знаете? (сказки, рассказы, стихотворения)
Вы наверное догадались, что в нашем произведении, с которым мы сегодня познакомимся всё будет происходить зимой.
IІI. Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
ІV. Вступительная беседа – подготовка к восприятию текста.
- Любите ли вы сказки?
- Вспомните, какие сказки вы читали сами или слушали.
- Сказка обязательно чему-то учит детей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую реальную мысль.
Недаром многие русские народные сказки имеют концовку: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрыи молодцам урок».
- Прочитайте эти слова ещё раз и скажите, как вы понимаете эти слова.
V. Словарная работа.
Перед чтением сказки учитель объясняет смысл некоторых слов, которые ребят возможно будут непонятны. (
Слова записаны на доске).
Мачеха.
Падчерица.
Приданое.
Понукает.
Угождает.
VІ. Чтение сказки – первичное восприятие.
Учитель читает сказку, ученики следят по учебнику.
VIІ. Анализирование сказки.
После прослушивания сказки проводится фронтальная работа по содержанию сказки.
1. Понравилась ли вам сказка?
2. О ком рассказывается в сказке?
3. Кто из главных героев сказки вам больше всего понравился и почему?
4. Опишите, какими нарисованы в сказке Марфушенька и Настенька. Используйте для этого слова и выражения текста.
5. Что и почему задумала мачеха? Как отнёсся старик к приказанию жены? Почему?
6. Расскажите, что случилось с Настенькой в лесу.
7. Прочитайте разговор Настеньки с Морозко. Как говорила с ним Настенька?
8. Как повела себя Настенька в доме у Морозко? Понравилась ли она деду? Почему?
9. Как встретила Настеньку злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?
10. Как ведёт себя Марфушенька в лесу? Как она разговаривает с Морозко? О каких чертах характера свидетельствует её речь?
11. Почему Морозко «подпрыгнул и рассердился»?
12. Как можно поделить текст на части? Назовите каждую часть.
(
Составленный план дети записывают в тетрадь по литературному чтению).
I. Настенька в лесу.
II. Подарки для Настеньки.
III. Марфушенька в лесу.
Учащиеся предлагают свои варианты концовки сказки ( т. к. в учебнике даётся не вся сказка).
После того, как ученики предложили свои варианты концовки, учитель читает конец русской народной сказки «Морозко»из книги.
13. Какова главная мысль сказки?
14. К какому виду относится сказка «Морозко»? (волшебная)
VIІI. Чтение сказки по ролям - вторичный синтез.
Несколько учащихся надевают маски и читают сказку по ролям.
ІX. Домашнее задание.
Прочитать и пересказать сказку «Морозко».
Составить словесный портрет Марфушеньки и Настеньки.
Карточки для домашнего задания.
Соедини линией черты характера падчерицы и родной дочери из сказки «Морозко».
(
Можно составить кластеры.)
дочь падчерица
вежливая добрая
завистливая ленивая
трудолюбивая терпеливая
скромная высокомерная
послушная грубая
X. Подведение итога урока.
Что вам больше всего понравилось на уроке?
А чему научила вас сказка «Морозко»? С кого можно брать пример? А на кого нельзя быть похожим?
Какое настроение у вас было до урока, а какое сейчас?
XІ. Выставление и комментирование оценок.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Урок литературного чтения, 1 класс
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе