Дидактическая игра: «Назови, посчитай, запиши»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Должность: учитель – логопед
Место работы: МКДОУ №22, г. Миасс, Челябинская область
Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которая используется при интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет.
Оборудование: карты, разрезные элементы, фишки- игрушки из киндер-сюрпризов.
Цель: автоматизация звуков, ориентирование в пространстве, закрепление навыка счета в пределах пяти.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Автоматизировать вибрацию в сочетаниях [тр – др] в словах, словосочетаниях, предложениях.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, закреплять навыки счета в пределах пяти. Развивать умение согласовывать в речи числительные с существительными. Развивать пространственные представления (ориентирование на листе бумаги): «выше», «ниже», «слева», «справа»; употреблять предлоги над, под, между, до, за, «перед», «около».
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать умение следить за собственной речью, слушать и слышать взрослого.
Ход игры:
Ребенку предлагается рабочая карта, на которой размещено 5 картинок, с сочетаниями [тр – др], которые повторяются в разном количестве (от 1 до 5).
Автоматизация в словах:
1. Ребенок называет картинки по очереди.
Кто – то (название фишки) по полю гулял,
Он картинки называл.
Вместе с ним скорей пройди,
Все картинки назови!
2. Взрослый предлагает послушать и ответить на вопросы, типа: «Кто над квадратом?», «Что между стружкой и страусом?» Т.к. картинки повторяются важно отслеживать, чтобы вопросы были точные (не требовали вариативности ответа), ответ предполагается односложный.
3. Взрослый предлагает поиграть ребенку, послушать и найти загаданную картинку (она заранее убирается в определенное место): «Я буду называть, в каком направлении вам нужно идти». Вид задания напоминает графический диктант, с тем отличием, что ребенок не рисует, а «шагает» фишкой в заданном направлении. На каждой остановке ребенок должен озвучить его местоположение (т.е. назвать картинку, на которой остановился). После того, как путь пройден взрослый достает загаданную картинку и дает ребенку возможность убедиться, в правильном ли он шел направлении.
Автоматизация в словосочетаниях:
1. Вначале предлагается назвать картинки по очереди, затем нужно посчитать количество, назвать и «записать» сколько каких картинок представлено на основном рабочем поле (для этого задания используются разрезные картинки, которые выкладываются под числовым отрезком). Предполагаются ответы, типа: «Пять островов», «Одна стружка»
2. Взрослый предлагает послушать и ответить на вопросы, типа: «Где трубач?» Т.к. картинки повторяются желательно задавать вопросы о той, которая в единственном числе. Данный вопрос подразумевает вариативность ответов, ребенок сам выбирает, как он хотел бы ответить на данный вопрос, использует при этом различные пространственные понятия и предлоги: «Трубач под трамваем», «Трубач справа от трубы» и т.д. Для того, что бы добиться других ответов о расположении картинки по отношению к другим предметам, взрослый может использовать показ указкой.
Автоматизация в предложениях:
1. Взрослый предлагает послушать и ответить на вопросы, типа: «Кто над квадратом?», «Что между стружкой и страусом?» Т.к. картинки повторяются важно отслеживать, чтобы вопросы были точные (не требовали вариативности ответа), на данном этапе от ребенка требуется полный ответ: «Над квадратом нарисован дрозд», «Между стружкой и страусом расположен остров»
2. После того, как выполнено задание по счету и записи количества предметов, ребенку предлагается составить предложение: «Чего и сколько нарисовано на карте?». Ребенок отвечает: «На карте нарисовано один квадрат, два дрозда, три выдры, четыре ведра, пять драконов»
Карты:
№1 Сочетание [тр] с ударением, в прямых слогах.
Матрас, матрос, трубка, тетрадь, ватрушка.
№2 Сочетание [тр] без ударения, в прямых слогах.
Трамвай, палитра, тропка, трубач, труба.
№3 Сочетание [тр] при стечении согласных в прямых слогах.
Страус, люстра, остров, астра, стружка.
№4 Сочетание [др] с ударением, в прямых слогах.
Ведро, выдра, дрозд, квадрат, дракон.
Разрезные картинки:
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет
Дидактическая игра для дошкольников 4-6 лет. Конструктор эмоций
Дидактическая игра для детей 4-6 лет
Сюжетно-дидактические игры в развитии монологической речи детей средней группы
Похожие статьи:
Развивающие задания на логику для детей 4-5 лет
Задания на внимание для детей 4-5 лет в картинках
Дидактические игры для детей 4-5 лет в детском саду
Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов
Логопедические упражнения для детей 4-5 лет дома