Применение ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Цель: формирование педагогической компетенции педагогов
Задачи:
- активизировать работу и повысить педагогическую (компьютерную) компетенцию педагогов;
- развивать интерес педагогов к использованию разнообразных современных форм организации деятельности.
«Нам нужно подготовить учащихся к их будущему,
а не к нашему прошлому»
Йан Джукс
Анализ мировых тенденций показывает, что период информатизации общества во всех развитых странах закономерно привел к формулированию новых требований, предъявляемых к системе образования. Наша страна, относительно области образования, не стала исключением. Об этом говорят постановления и программы государственного уровня: «Электронная Россия» (2002 – 2010 г.), Концепция социально – экономического развития страны до 2020 г., Стратегия развития информационного общества (от 2008г.), закон «Об образовании в РФ» (от 2013 г.)
Все эти изменения привели к изменению содержания образования, а соответственно повлекли за собой требования к видоизменению методов, приемов, организационных форм, взаимоотношений с родителями и вышестоящими организациями системы образования.
Оптимальному решению данной проблемы способствует использование с детьми информационных компьютерных технологий, преимуществом которых являются активизация образовательного процесса. В контексте образования ИКТ подразумевают, как использование разнообразных средств и методов обучения.
Тем более исследования, проводимые в Европе, показали, что до 80% информации, к 11 годам дети получают из источников, не имеющих бумажных носителей. При этом цифровые коммуникационные технологии стали настолько просты, что стали доступны детям. На 2010 г. насчитывалось 2 миллиарда интернет – пользователей, среди которых основные дети и молодежь.
А это значит, что средства массовой информации, особенно электронные, хотим мы этого или нет, активно проникают в жизнь детей во всем мире. В каком же обществе мы живем? Конечно, в цифровом. И, если мы хотим сделать акцент на знаниях, то должны понимать, что наши дети должны овладеть новыми знаниями, инструментами, компетенциями, порожденными ИКТ, а так же должны знать о возможных последствиях чрезмерного использования ИКТ.
Но что делать нам, не готовым к этому педагогам, работающими по старым традиционным методикам? И в помощь нам приходят различные интернет – источники, компьютерные программы. Но как разобраться во всем доступном многообразии?
Существует много различных современных компьютерных программ, которые мы могли бы с успехом использовать в своей практике, но, как правило, не представляется возможным их использование в стенах ДОУ: длительные эпизод, несоответствие программным задачам на определенном отрезке времени, отсутствие необходимого оборудования (микрофон), а так, же неверное произношение звуков, слов, а это категорически противопоказано детям с нарушениями в развитии не только из-за речевых нарушений, но и из-за высокой степени подражательности у отдельных категорий детей.
В настоящее время существует множество сайтов, которые предлагают разнообразный материал для специалистов коррекционного обучения, на каждом из них есть свои изюминки, но, как правило, вся информация представлена, разрознено, и, в поисках необходимо материала педагогу приходится затрачивать немало времени.
В данный момент нашим дошкольным учреждением реализуется инновационная деятельность в рамках выполнения требований ФГОС дошкольного образования и большую помощь педагогам, в данном направлении оказывают тематические блоги.
Блог - это сайт, основное содержимое которого представляет собой сборник различных материалов, объединенных одной темой. Это одна из современных форм организации деятельности педагога позволяет не только повысить свою компьютерную компетенцию, которая является одним из основных требований ФГОС.
Преимущества работы с блогом:
- накопление и систематизация материалов по выбранной тематике в электронном виде;
- оптимальное размещение различных видов информации (звука, графики, анимации и видео) в блоге;
- возможность отбора различных тренажеров, необходимых для отработки умений и навыков, а так же для закрепления пройденного материала;
- позволяет сэкономить временнее ресурсы во время подбора необходимого материала, а так же минимизировать затраты времени на подачу учебного материала за счет высокой скорости обновления;
- облегчает понимание и запоминание представленного материала за счет иных, нежели в печатной литературе, способов подачи материала, воздействия на зрительную и эмоциональную память;
- дает возможность, повысит собственную компьютерную компетенцию.
- материал адаптирован к потребностям посетителей, уровнем подготовки и интеллектуальным возможностям.
Автор блога – не обязательно автор всех опубликованных в блоге материалов. Публикуя чужие материалы, автор блога указывает их автора (создателя) и давать прямую ссылку на использованный источник.
У блога может быть несколько соавторов, что, несомненно, раскрывает тему блога более разнообразно.
Работа с блогом:
В верхней строке расположено меню, где прописаны инструкция для пользователей, краткие указания для посетителей блога.
Под ней расположены «рабочие кнопки»: если альбом коллективный, то нажав на кнопку АВТОР, вы сможете увидеть публикации конкретного автора; кнопка ЯРЛЫК позволяет увидеть смысловую разбивку (н-р, разделение материала – по задачам, по используемым технологиям), соответственно, ДАТА указывает на сроки размещение материалов.
Ну и сам материал расположен в виде ячеек с картинками, нажав на одну из них, вы можете увидеть содержимое, которое можно скачать или проиграть он–лайн при нажатии на активную кнопку. В зависимости от того, чем проиллюстрирован альбом: наряду с конспектами и другими текстовыми материалами – презентации, дидактические игры, видеоролики, разнообразные флэш-игры (которые не требуют установки, использовать их можно при непосредственном выходе в интернет)
При отсутствии интернета в любом детском саду имеется собственная мультимедийная копилка, в которой собрано большое количество презентаций, развивающих игр и упражнений для дошкольников, направленных на всестороннее развитие способностей. Материал, размещенный в тематических блогах, поможет пополнить любую, даже самую избирательную педагогическую копилку.
Рекомендуем посмотреть:
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение
Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ
Занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ