Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольников

Чтение русских народных сказок, как неотъемлемая часть патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МАДОУ "Росток" СПДС "Серебряное копытце", город Нижняя Салда.
Описание: В данной статье автор уточняет ценность чтения русских народных сказок для детей дошкольного возраста. Объясняет, что ребёнок должен слышать сказки, играть в сказку, придумывать сказки. И чем раньше произойдёт знакомство ребёнка со сказкой, тем ярче будет его внутренний мир, тем он раньше узнает, что такое добро, справедливость, взаимовыручка. Сказка - это мудрость народа, это часть нашей культуры. Читая русские народные сказки детям, мы воспитываем в них самые лучшие качества, учим их быть частью своей большой страны!

„Сказка — это то золото,
что блестит огоньком в детских глазках“
Ханс Кристиан Андерсен

* * *
Воспитание подрастающего поколения – важная и актуальная задача. Как сложно научить ребёнка быть добрым, отзывчивым, внимательным, сопереживающим к близким, к тем кто живёт рядом. Дети с головой уходят в виртуальный мир, живут жизнью мультипликационных героев современности, которые порой добиваются своих целей жестокими и необдуманными методами. Воспитание патриота своей страны начинается с самого раннего детства, с любви к маме и папе, с уважения к воспитателю, учителю. Ведь сначала ребёнок живёт в своём маленьком мире – мире семьи и родного дома. Постепенно его мир расширяется до детского сада, школы, города. И уже в более старшем осознанном возрасте ребёнок начинает любить свою малую родину, а затем уже и огромную страну Россию.
С чего начать патриотическое воспитание? Откуда черпать мудрость, чьи поступки привести в пример? Ведь сделать это нужно на доступном и понятном для малышей языке. И здесь нам на помощь приходит сказка. Да, да, самая обычная и привычная нам русская народная сказка. С самого раннего детства ребёнок с интересом слушает о приключениях колобка, радуется за дедушку, который смог вырастить такую большую репку. Для нас это настолько просто и порой не понятно, а чем же она полезна, чему может научить?
Но ценность сказки велика. В ней заложены важные нравственные понятия, такие как добро и зло. Ребёнок в простой и понятной форме понимает, что если мы соблюдаем правила – то творим добро, а если ведём себя неподобающим образом, нарушая правила – то это зло.
Обсуждая это с ребёнком, проговаривая вслух, основывая примерами поведения сказочных персонажей, мы учим ребёнка нравственности, соблюдению принятых в обществе норм и правил.
В современном мире сказке всё сложнее удерживать лидирующие позиции, ведь интересны детям не сказки, а бездушные современные мультфильмы. И на первое место выходят родители, которые рядом с малышом с первых дней его жизни. Важно заложить любовь к сказке ещё с младенческого возраста, стараясь увлечь малыша удивительными приключениями сказочных персонажей. С момента прихода ребёнка в детский сад рядом с ним всегда есть воспитатель. И здесь уже задача педагога так построить общение ребёнка со сказкой, чтобы она была ему интересна, привлекательна и необходима.
Русский народ из поколения в поколение закладывал в сказки свои обычаи и традиции, передавая их из уст в уста от родителей к детям. Важно не потерять нить поколений, услышать мудрость наших предков.

Сказка - это мощное средство в формировании патриотических чувств подрастающего поколения, кладезь мудрости. Все мы понимаем, что в современном мире общение взрослых с детьми сводиться к минимуму. Родители порой так загружены работой, что на простое общение не хватает времени. А на чтение книг его ещё меньше. Но здесь приходят на помощь аудиосказки. Они учат ребёнка слушать, мыслить, фантазировать, создавая услышанные образы, как бы иллюстрируя услышанное. Важно научить ребёнка слушать и понимать услышанное. Обсуждение прослушанной сказки займёт пару минут, но очень важно и ценно. Всего пара вопросов, заданных малышу заставят его задуматься над поступками героев, дать им оценку, увидеть заинтересованность родителя в сказке.

Сказка учит нас любить ближнего, заботиться о нём, помогать и поддерживать. Это важные качеств, которые служат основой патриотических чувств. Научившись сопереживать героям сказок, малыш научиться любить ближнего, испытывать желание помочь слабому, поддержать друга. Сказка учит нас любить свою родину, защищать её. Вспомним русских богатырей, защищавших родную сторону. Во всех сказках добро всегда побеждает зло, за слабого всегда заступается сильный, в беде никогда никого не бросают. Научившись вести себя так же, как герои сказок – ребёнок вырастет настоящим патриотом своей страны! Он научиться любить Родину, народ.
Именно в дошкольном возрасте дети любят слушать сказки, играть в сказку, инсценировать сказки. Именно в этом возрасте малыш верит в волшебство, во всё необычное и несуществующее. Он с желанием окунается в фантазирование и проживает с каждым героем все моменты, пропускает через себя его переживания, учится находить выход из всех сложившихся ситуаций.
Попробовав проанализировать, почему же сказки нужно читать детям именно дошкольного возраста, мы видим, что именно в этом возрасте у ребят особенно ярко развито фантазирование. Сказку он воспринимает не столько как вымысел, сколько особенный мир волшебства, добра и интересных событий. Он проживает жизнь сказочных персонажей, учится у них взрослой жизни, правилам поведения.
Так же, в дошкольном возрасте ребёнок умеет перевоплощаться в сказочного героя мысленно, способен сопереживать герою, проживать его эмоции, учиться справляться со сложными ситуациями внутри сказки. Если понаблюдать за детками, то они как правило примеряют на себя роли положительных персонажей. Учатся быть добрыми, сильными, побеждать зло. Эти умения и навыки им пригодятся в будущей, реальной жизни, помогут найти правильный выход из различных конфликтных ситуаций.
Важно именно сейчас дать ребёнку возможность почувствовать себя хорошим, сильным, понять, что он часть общества, что он важен, и его мнение и поступки должны приносить пользу окружающим. Именно это и есть основа нравственно - патриотического воспитания.

Сказка должна жить в детском саду, всегда идти рядом с малышом, учить его, воспитывать. Сказки можно не только слушать. В них можно играть. Развивающая среда должна быть насыщенна героями сказок, подталкивать ребёнка к игре в сказку. Ценно научить ребёнка инсценировке сказок, научить передавать настроение и характер героя различными способами: в костюме, в поведении, в интонации, в мимике и жестах. Герои сказок такие разные, и порой не имея под рукой необходимых материалов, ребёнок так вживается в образ, что у окружающих не вызывает сомнения, какой герой перед ними. Проживая различные жизненные ситуации в образе героя, ребёнок приобретает бесценный жизненный опыт, ведь каждая сказка – это отражение настоящей жизни. В каждой сказке содержится определённый урок, заложены знания. Да, не явно, не напрямую. Смысл сказки всегда скрыт. Но прочитав, прослушав или сыграв её, ребёнок обязательно поймёт этот смысл и получит бесценный жизненный урок. Каждый герой со своим характером и не изменяет его на протяжении все сказки – это учит ребёнка быть самим собой, все герои взаимодействуют друг с другом – это знакомит ребёнка с миром человеческих взаимоотношений. Сказка отражает особенности жизни людей именно того времени, в котором она была сложена народом – это знакомит ребят с жизнью их предков, знакомит детей с культурой своего народа. А значит, воспитывает патриотические чувства детей.
Сказка – это ниточка, между прошлым и настоящим, это связь детей и взрослых, это бесценное наследие наших праотцов. Так давайте сохраним и приумножим сказку, научим ребят любить свою Родину, беречь её и заботиться о ней. Пусть жизнь малышей начнётся со сказки, рассказанной или прочитанной мамой или папой. Семейное чтение сказок – основа патриотического воспитания, бесценная традиция, которую нельзя утратить!
* * *
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку.
Может быть вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть на этом свете
Станет легче людям жить!
Перечень русских народных сказок для чтения детям дошкольного возраста
Для детей от 1 года до 2 лет
1. Курочка Ряба
2. Колобок
3. Репка (обр.К.Ушинского)
4. Как коза избушку построила (обр.М.Булатова)

Сказки для детей с 2 до 3 лет
1. Козлятки и волк (обр.К.Ушинского)
2. Теремок (обр.М.Булатова)
3. Маша и медведь (обр.М.Булатова)
4. Три медведя (Л.Толстой)

Сказки для детей с 3 до 4 лет
1. Кот, петух и лиса (рус.нар. обр.М.Боголюбской)
2. Колобок (рус.нар. в обр. К.Ушинского)
3. Снегурушка и лиса
4. Гуси-лебеди (рус.нар)
5. Лиса и заяц (рус.нар.обр.В.Даля)
6. У страха глаза велики (рус.нар. обр.М.Серовой)
7. Бычок-черный бочок, белые копытца. (рус.нар. обр.М.Булатова)
8. Волк и козлята (обр.А.Н.Толстого)
9. Теремок(обр.Е.Чарушина)

Сказки для детей с 4 до 5 лет
1. Про Иванущку –дурочка (обр.М.Горького)
2. Сестрица Аленушка и братец Иванушка (обр.А.Н.Толстого)
3. Жихарка (обр.И.Карнауховой)
4. Лисичка-сестричка и волк. (рус. нар. в обр. М. Булатова)
5. Зимовье (рус.нар. в обр. И. Соколова-Микитова)
6. Лиса и козел (обр.О.Капицы)
7. Привередница (обр.В Даля)
8. Лиса-лапотница (обр.В Даля)
9. Петушок и бобовое зернышко

Сказки для детей с 5 до 6 лет
1. Крылатый, мохнатый да масляный (обр.И.Карнауховой)
2. Хаврошечка (рус.нар. обр.А.Н.Толстого)
3. Заяц – хвастун (рус.нар. обр.О.Капицы )
4. Царевна-лягушка (рус.нар. в обработке М.Булатова)
5. Рифмы (вторизованный пересказ Б.Шергина)
6. Сивка-Бурка (рус.нар.обр.М.Булатова)
7. Финист-Ясный сокол (рус.нар)

Сказки для детей с 6 до 7 лет
1. Илья Муромец и Соловей-разбойник (былина, запись А.Гильфердинга)
2. Василиса Прекрасная (из сборника сказок А.Афанасьева)
3. Волк и лиса (обр.Соколова-Микитова)
4. Добрыня и Змей (пересказ Н.Колпаковой)
5. Снегурочка (по народным сюжетам)
6. Семь Симеонов – семь работников (обр.И.Карнауховой)
7. Сынко-Филипко (пересказ Е.Поленовой)
8. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (обр.К.Ушинского)

Рекомендуем посмотреть:

Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Роль сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста Роль сказки в воспитании и обучении дошкольников Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ко Дню Матери
Опубликовано: 7 дней назад (27 ноября 2024)
Просмотров: 432
Рубрика: Публикации
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!