Исследовательский проект «Вода-водичка». Младший дошкольный возраст
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Воду нужно изучать-
Всё о ней нам нужно знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Тип проекта: по виду деятельности – познавательный, исследовательский;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – красткосрочный.
Автор: Воспитатель Останина В. А.
Участники проекта: воспитанники младшей группы детского сада «Серебряное копытце», воспитатель.
Место реализации проекта: МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце».
Проблема: Дети не имеют знаний об элементарных свойствах воды.
Актуальность: Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются.
Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды?
Пришло время познакомиться!
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:
- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Проведя эти опыты и эксперименты с помощью воспитателя, ребята узнают новую для себя информацию о воде.
Навстречу приключениям друзья!
Реализовать этот проект лучше летом.
Цель: знакомство детей с элементарными свойствами воды.
Задачи:
- рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых существ;
- развивать интерес к экспериментированию;
- познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворяемость;
- познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде;
- развивать познавательный интерес у детей;
- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение среди детей и взрослых;
- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Материальное обеспечение: ноутбук, запись «Музыка воды», стаканы, ёмкости, вода, салфетки, ложки, наборы деревянных (ложка, прищепка, кубик), пластмассовых (игрушки), железных предметов (болтик, скрепка, монетка), гуашь 3-х цветов(жёлтая, красная, зелёная), кисти, бумага (для кораблика) , соль, сахар.
Ожидаемые результаты:
- приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах и о её важности в жизни человека и всех живых существ;
- дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворимость, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);
- интерес детей к экспериментальной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
- Альбом «Опыты с водой для малышей»
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
1.1. Обозначить цель и задачи проекта.
1.2. Подобрать необходимые материалы для успешной реализации проекта.
1.3. Познакомить участников проекта с его целью и планом его реализации.
2 этап. Основной.
Циклограмма деятельности по реализации проекта
1 день.
«Ах, вода-водица»
- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
- Беседа «Такая разная, такая важная вода»
- Эксперимент «Ах, вода-водица». См. Приложение 1.
2 день.
«Цветная вода»
- Эксперимент «Цветная вода». См. Приложение 1.
- Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды». См. Приложение 3.
- Отгадывание загадок о воде. См. Приложение 5.
3 день.
«Тонет-не тонет»
- Эксперимент «Тонет- не тонет». См. Приложение 1.
- Физкультминутка «Тихо плещется вода». См. Приложение 3.
- Наблюдение на прогулке за лужами, полив цветов из лейки.
4 день.
«Поплывёт ли кораблик»
- Чтение стихотворения Р. Бикметовой «Кораблик». См. приложение 4.
- Эксперимент «Поплывет ли кораблик?». См. Приложение 1.
5 день.
«Интересная вода»
- Игра «Доскажите слово»
- Прослушивание записи «Музыка воды»
- Беседа «Интересная вода»
3 этап. Заключительный.
- Подведение итогов проекта.
- Составление альбома ««Опыты с водой для малышей»
Приложение 1.
Эксперименты.
Эксперимент «Ах, вода-водица»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.
Ход эксперимента
На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать –сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.
Эксперимент «Цветная вода»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 3 цветов, кисть.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть.
Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный.
При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.
Эксперимент «Тонет- не тонет»
Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.
Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: ложка, кубик, прищепка; железные предметы: монетка, скрепка, шуруп; пластмассовые предметы: игрушки.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы.
Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.
Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.
Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»
Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик (Свернуть по схеме Приложение 2)
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой и два листа бумаги.
Сначала задаёт вопрос ребятам:
Дети, как вы думаете, бумага может плавать?
Ответы детей.
Затем воспитатель кладёт лист бумаги в воду. Он сначала лежит на воде, намокает и тонет.
Затем из второго листа бумаги воспитатель сворачивает кораблик, и опускает его на воду. (Смотри приложение 2) Он не тонет.
Важно дать детям каждому по кораблику и попробовать опустить его на воду. Каждый должен то сделать сам.
Выводы:
Кораблик не тонет, потому что он лёгкий.
Кораблик сделан из бумаги, а бумага из дерева, поэтому он не тонет.
Приложение 2.
Схема для изготовления кораблика.
Приложение 3.
Пальчиковая гимнастика и физкультминутки, игры.
Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
(Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чистая водичка
Умоет наше личико,
(Умываемся – имитируем движения)
Вымоет ладошки,
(Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх -
Намочит нас немножко,
имитируем движения)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
(Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!
(Улыбаемся соседу справа, слева)
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся)
Игра «Доскажите слово»
Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.
Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
Приложение 4.
Стихотворения для разучивания с детьми.
Кораблик
Р. Бикметова
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Вы слыхали о воде?»
Н. Рыжова
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Приложение 5.
Загадки о воде.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я?
(Вода)
***
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)
***
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
***
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)
***
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идёшь?
Зонт возьми – там льётся ...
(дождь).
***
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, И бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
Похожие записи:
Экспериментальный исследовательский проект в 1 младшей группе на тему: Вода
Творческий исследовательский проект в младшей группе ДОУ. Лук
Проектная деятельность в первой младшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе