Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне». Старший дошкольный возраст
Тип проекта:
по виду деятельности – информационно-познавательный, исследовательский;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – краткосрочный (четыре недели);
По характеру контактов: Семья, в рамках детского сада;
По характеру участия ребёнка: От появления идеи и в процессе всей работы в рамках реализации проекта.
Автор: Воспитатель Останина В.А.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы «Барбарики» детского сада «Серебряное копытце»
Место реализации проекта: МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце»
Проблема: Дети не имеют достаточных знаний об овощах, способах их выращивания и факторах, влияющих на их рост.
Актуальность: Каждый день в нашем детском саду на обед ребятам дают салат из овощей. Дети не всегда кушают овощи. Мы разговорились с ребятами о пользе овощей для организма человека.
В ходе беседы стало понятно, что дети не понимают, чем полезны овощи для здоровья человека, сколько труда прикладывает человек, чтобы их вырастить и как они попадают к нам на стол.
Данный проект познакомит ребят с овощами совсем с другой стороны. Из потребителей дети превратятся в производителей!
Вдруг среди них есть будущие овощеводы или агрономы?!
Цель: расширение представлений детей об овощах и особенностями их выращивая.
Задачи:
- расширить кругозор детей, через знакомство с историей появления овощей на нашем столе;
- познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений
(рукола, мелиса, горох, зелень, лук, горчица);
- формировать представления у детей об условиях, необходимых для роста растений;
- дать возможность детям самим посадить растения и ухаживать за ними;
- учить вести наблюдения за растениями;
- формировать у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
- привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Материальное обеспечение: горшочки, земля, мини-парнички, леечки, лупы, семена растений, лопаточки, палочки для рыхления почвы, вода, мяч, лупы, полителеновый зип-пакет, листы А4, карандаши цветные.
Ожидаемые результаты:
- дети знают, как овощи появляются на нашем столе;
- дети имеют представление о факторах, влияющих на рост растений;
- дети умеют ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- дети уважают труд, как свой, так и окружающих их детей, взрослых.
Продукт проектной деятельности:
- выращенная рассада культурных растений для последующей пересадки в грядку;
- зелёный лук
(перо) для употребления в пищу;
- альбом «Всё об овощах»
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
- Постановка целей и определение задач проекта;
- Подбор необходимых материалов и наглядных пособий для успешной реализации проекта;
- Знакомство участников проектной деятельности с темой проекта;
- Беседы с детьми об овощах и знаниях детей о том, как их выращивают.
2 этап. Основной.
Деятельность с детьми в рамках реализации проекта:
Работа по организации огорода на окне:
- Подготовка почвы к посадке
- Выбор ёмкостей для последующей посадки растений
- Подготовка семян
- Посадка семян
(смесь зелени, рукола, горчица, мелиса)
- Регулярный полив рассады
- Рыхление земли после прорастания семян
- Посадка лука двумя способами: в землю и в воду
- Посадка гороха разными способами:
В воду и в землю с предварительным проращивание в марле с водой.
- Полив огорода на окне.
Исследовательская деятельность детей:
- Исследование почвы
- Исследование семян
- Наблюдение за проросшими семенами
- Наблюдение за ростом лука
- Ведение дневника наблюдения
Беседы:
- Беседа «Как овощи попадают на стол»
- Беседа «Овощи – наши друзья»
- Беседа «Садовые инструменты»
Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Собираем урожай»
(Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Вершки-корешки»
(Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
(Смотри приложение 3)
Творческая деятельность:
- Конструирование «Огородим огород»
- Лепка «Овощи»
- Рисование по содержанию загадок и стихов «Нас на грядке ждут друзья»
- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
(Смотри приложение 4)
- Отгадывание загадок «Загадки с грядки»
(Смотри приложение 1)
Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворений про овощи
(Смотри приложение 2)
- Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
- Чтение украинской сказки «Пых»
- Чтение русской сказки «Колосок»
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
- Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
Деятельность родителей в рамках реализации проекта:
- Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта.
- Создание альбома «Все об овощах»
3 этап. Заключительный.
- Презентация альбома «Всё об овощах»;
- организация выставки детских работ «Гости с грядки».
Приложения
Приложение 1.
Загадки с грядки.
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(Картошка)
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста)
***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
(Морковь)
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
(Свекла)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(Кабачок)
***
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
(Тыква)
***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
***
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(Помидор)
***
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Приложение 2.
Стихотворения для чтения детям.
Ю. Тувим
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Приложение 3.
Дидактические игры.
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети встают по кругу, воспитатель в центре.
Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!
Овощ называй и мяч мне возвращай».
Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.
Фрукт называй и мне возвращай!»
Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.
Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.
Ход игры:
1 вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки».
Воспитатель: «Потерялись корешки,
Заблудились все вершки.
Раз, два, три,
Себе пару ты найди!»
Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.
2 вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.
Приложение 4.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла"
Хозяйка однажды с базара пришла,
(Шагают пальчиками по столе)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!
(Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе -
(Удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка?
(Загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ!
(Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
(Стучат ребром каждой ладони)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку,
(Загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!
(Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
(Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка,
(Загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ!
(Хлопок)
И суп овощной оказался неплох!
(Показывают, как едят суп)
Приложение 5.
Фотоотчёт.
Посадили дети лук.
Вырос, вырос, вырос лук!
Проращиваем горох двумя способами:
1. В пакете на окне
2. В мини-парничке
Посадили руколу и мелису в один день. Ухаживали одинаково. А результат?
Мы - юные исследователи:
Наш огород.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе "Удивительная соль"
Познавательный исследовательский проект в средней группе детского сада. Огород на окне
Огород на окне в детском саду в средней группе
Консультации для воспитателей детского сада. Огород на окне