Конспект урока русского языка - 8 класс
Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми
Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида "Спряжение глаголов"
Описание материала: Предлагаю конспект урока по русскому языку для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данный материал может быть полезен для педагогов коррекционных школ, составлен с действующей Программой по письму и развитию речи, учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская "Русский язык. 8 класс", м. "Просвещение", 2010 г.
Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.
Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение и обогащение словаря учащихся.
Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе.
Задание «Найди лишнее слово»
ГРАМОТА
УЧЕНЬЕ
НАУКА
ЗНАТЬ
ШКОЛА
Лишнее слово – ЗНАТЬ.
-Почему?
-Что мы знаем о глаголе?
- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании?
(Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков – ОБРАЗОВАНИЕ)
3. Словарная работа.
ОБРАЗОВАНИЕ (ЧТО?) – СУЩ.
(Мнемотехнический приём запоминания безударной А во втором слоге и безудурной О в третьем слоге - вставляем как в кроссворде по вертикали в слово ОБРАЗОВАНИЕ слова знАть и шкОла.)
Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (исторически – ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ.
Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. Например: УЧЕНЬЕ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т.д. мы рассмотрим, выполняя следующее задание.
4. Упражнение-переход к теме урока.
-Нам даны пословицы, прочитаем их:
С книгой жить – век не тужить.
Не пером пишут, а умом.
Если грамота дается, то на ней далеко уедешь.
Как потрудимся, так и поедим.
Одна книга тысячи людей учит.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
-Все ли пословицы на тему «Образование и наука»?
(Лишняя - Как потрудимся, так и поедим.)
- На какую тему эта пословица?
(Тема - ТРУД).
Но без труда мы тоже не осилим все науки. Есть пословица «БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ»
- А теперь найдите и подчеркните все имеющиеся в них глаголы:
- Среди найденных глаголов найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме.
(ЖИТЬ, ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ)
- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам:
ЖИТЬ СПАТЬ
я живу, мы живём я сплю, мы спим
ты живёшь, вы живёте ты спишь, вы спите
он (она, оно) живёт, они живут он (она, оно) спит, они спят
Выделим личные окончания глаголов.
-Что мы с вами делали?
Изменяли глаголы по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Два глагола ЗНАТЬ И ТУЖИТЬ – представлены учителем.
ЗНАТЬ ТУЖИТЬ
Я знаю, мы знаем я тужу, мы тужим
Ты знаешь, вы знаете ты тужишь, вы тужите
Он(она, оно) знает, они знают он (она, оно)тужит, они тужат
- Посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания?
Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения – ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.
К 1 спряжению относятся глаголы с окнчаниями: -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят).
Эти окончания сохраняются в глаголах перед –ся (-сь).
(мнемотехнический прием, помогающий запомнить спряжения – в Е одна вертикальная полоса, как в цифре 1, в И – две вертикальные полосы, как в цифре 2)
5. Физкультпауза.
Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов. Если окончание, относится к 1 спр., то дети поднимают одну руку, если ко 2-ому, то – две руки.
6. Упражнение по теме урока.
Нам даны словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.
Сдаешь работу, стучишь молотком, живём дружно, следим за порядком, идёте в школу, стоите у доски, жгут листья, дают слово, молчат леса, летят птицы, гордишься наградой, расстаёшься с товарищем, соберёмся быстро, стремимся к цели, смеётесь от души, решитесь на поездку, плетутся в хвосте, вьются вокруг.
Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы.
- Давайте повторим, что такое СПРЯЖЕНИЕ?
- Сколько в русском языке различают спряжений?
7. Домашнее задание. Стр. 172, упр. 237.
Текст про библиотеку. Нужно найти в тексте глаголы, выделить в них окончания и указать спряжение.
8. Итоги урока. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 7 классе
Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи» для 9 класса школ 8 вида
Дидактический материал к балладе М.Ю. Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса школ
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами
Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения
Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения