Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В страну геометрических фигур»
Автор: Пестова Светлана Витальевна, воспитатель 1 категории, МБДОУ детский сад № 42 «Зёрнышко» с. Шёлокша Кстовский район Нижегородская область
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему «В страну геометрических фигур» для старшей группы. Этот материал может быть полезен тем воспитателям, кто использует в своей работе интерактивную доску. Данное занятие является обобщающим по теме.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «В страну геометрических фигур»
Цель:
Закрепить представления детей о геометрических фигурах круге, овале, квадрате, прямоугольнике, треугольнике.
Задачи в приоритетных образовательных областях:
«Познавательное развитие»
Продолжать формировать у детей умение различать и называть фигуры и их элементы;
Развивать умение выделять основные и сходные признаки фигур, объяснять по какому признаку сгруппированы фигуры;
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать фигуры по форме и размеру, находить лишнюю фигуру по отличительному признаку, соотносить две одинаковые фигуры и соотносить предмет и фигуру, схожие по форме;
Формировать умение составлять последовательность из геометрических фигур;
Воспитывать интерес к математике, используя элементы занимательной математики;
Закреплять умение считать в пределах 10;
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между предметами разной величины;
Систематизировать предметы, располагая их в убывающем порядке по величине;
Совершенствовать навык работы на интерактивной доске.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»
Совершенствовать диалогические формы речи;
Учить высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
Продолжать формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать уважительное отношении к окружающим;
«Художественно-эстетическое»
Учить, внимательно слушать загадки и отгадывать их.
Материалы:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук;
Все задания детьми выполняются на интерактивной доске, при выполнении заданий используется музыкальное сопровождение
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрических фигур.
Интерактивное средство – показать / скрыть, затенение экрана.
Слайд 1 – Ворота
Для того, чтобы туда попасть, нужно открыть эти три замка, которые висят на воротах.
Но это не просто сделать, для этого нужно отгадать загадки. Если вы их отгадаете, то фигуры на замках окрасятся в другой цвет и ворота откроются.
1. Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня…
2. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
3. Три вершины, три угла, три сторонки – кто же я?
Молодцы, ребята! Вы правильно угадали загадки. Ваши отгадки – это ключ к этим воротам.
Фигуры на воротах, используя средство интерактивной доски - «Заливка», окрашиваются в другой цвет.
Слайд 2 – страна Геометрических фигур
Воспитатель: Вот мы и попали в страну Геометрических фигур.
Слайд 3 – изображение города Кругов и Овалов.
Воспитатель: Отправляемся к первому городу.
Как вы думаете, какие фигуры там живут?
Дети: Круги и овалы.
Воспитатель: Правильно, здесь живут круги и овалы. Как вы думаете, почему они живут вместе?
Дети: Потому что они похожи.
Воспитатель: Чем похожи эти фигуры?
Дети: У круга и овала нет сторон и углов.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Круг – круглый, а овал вытянутый.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем отличаются дома на одной стороне улицы, от домов на другой стороне улицы?
Дети: На одной стороне улицы дома круглые, на другой стороне овальные. У круглых домов – окна круглые, а у овальных овальные.
Воспитатель: Молодцы, правильно заметили.
Ребята, посмотрите на эту картинку, на ней изображена одна из улиц города Кругов и скажите, что здесь напутано?
Слайд 4 – изображение города Кругов и Овалов.
Дети: У домов перепутаны окна.
Воспитатель: Да, действительно, на этой стороне (показ) улицы должны быть круглые окна, а на этой стороне овальные. Давайте, наведём порядок, поменяем окна местами.
Дети выполняют задание, меняют местами окна. Дети с помощью пальчика передвигают окна на свои места.
Воспитатель: Теперь в городе овалов и кругов полный порядок и мы отправляемся в другой город.
Как вы думаете, какие фигуры здесь живут?
Слайд 5 – изображение города Квадратов и Прямоугольников, среди жителей города есть треугольник.
Дети: Квадраты и прямоугольники.
Воспитатель: Почему они живут вместе?
Дети: Они живут вместе, потому что они похожи.
Воспитатель: Чем похожи эти фигуры?
Дети: У них по четыре стороны и по четыре угла.
Воспитатель: А чем отличаются прямоугольник и квадрат?
Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет.
Воспитатель: Посмотрите, у этих фигур, тоже какой - то непорядок. Кто заметил, что не так в этом городе?
Дети: В этом городе есть треугольник.
Воспитатель: Правильно здесь лишняя фигура, она из другого города. Наверное, они заблудились, давайте их отправим домой.
Дети убирают лишнюю фигуры, стирают её, используя интерактивный ластик.
Воспитатель: Сколько на этой улице прямоугольных домов?
А сколько квадратных домов?
Что можно сказать об их количестве?
Молодцы, правильно! Ребята, а в городе каких домов мы ещё не были?
Совершенно верно, и мы отправляемся в город треугольников.
Ребята, что вы знаете о треугольниках?
Дети: У треугольника три стороны и три угла.
Слайд 6 – изображение города Треугольников, один из домов прямоугольной формы.
Воспитатель: Ребята, треугольники построили новые дома. Посмотрите на них и скажите, не ошиблись ли строители?
Покажите, какой дом лишний? А почему этот дом лишний и не может быть в этом городе?
Дети: Дом лишний, потому что он прямоугольный.
Дети убирают лишний дом, стирают его, используя интерактивный ластик.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, помогли в городе геометрических фигур навести порядок. А смогли вы это сделать, потому что знаете все геометрические фигуры. А мы с вами продолжаем путешествие и немного отдохнём.
Слайд 7 – интерактивное средства «Кубик»
Физкультминутка, с использованием интерактивного средства «Кубик» под музыку.
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
На сторонах куба изображение животных – дети имитируют движение животного под музыку, в соответствии с выпавшим рисунком.
Слайды с 8 по 12 – картинки зайца, божьей коровки, рыбок, слона, состоящие из геометрических фигур.
Воспитатель: Ну а сейчас мы познакомимся с жителями этой страны, назовите, кто изображён на картинке и из каких фигур состоит эта картинка.
Дети: Ответы детей
Дети показывают фигуры и называют их.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы верно справились с заданием.
Давайте поможем фигурам поделиться на группы: первая группа – это фигуры, у которых нет углов, вторая группа – это фигуры с углами.
Слайд 13 – интерактивное средство «Водоворот для картинок»
Дети выполняют задание – сортируют фигуры, используя интерактивное средство «Водоворот для картинок».
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
Дети с помощью пальчика передвигают фигуры в водоворот.
Слайд 14 – интерактивное средство «Воздушный шарик»
Воспитатель: Ребята, к нам прилетели воздушные шарики. Эти шарики не простые, они с заданиями.
1 шарик – нужно хлопнуть столько раз, сколько фигур спряталось за шариком.
2 шарик – нужно топнуть столько раз, сколько фигур спряталось за шариком.
3 шарик – нужно качать головой столько раз, сколько фигур спряталось за шариком.
При нажатии на шарик он лопается и появляется изображение фигур.
Дети выполняют счёт, а затем соответствующие действия, с использованием интерактивного средства «Воздушный шарик»
Слайд 15 – расположены круги в хаотичном порядке.
Воспитатель: Ребята, фигуры приготовили для вас задания, нам нужно их выполнить.
Первое задание для вас приготовил круг: нужно разложить круги от самого большого до самого маленького.
Дети расставляют круги в нужной последовательности под музыкальное сопровождение.
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
Дети с помощью пальчика передвигают круги.
Слайд 16 – изображение фигур и дома с окнами разной формы – круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Воспитатель: Следующее задание для вас приготовил треугольник – найти для каждой фигуры своё окно.
Дети помещают фигуры в окна в соответствии с формой фигуры.
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
Дети с помощью пальчика передвигают фигуры.
Слайд 17 – бусы.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю собрать бусы для овала, в соответствии с выбранной последовательностью.
Дети продолжают последовательность из кругов и овалов. Используется интерактивное средство – утилита множественного клонирования.
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
Дети с помощью пальчика собирают бусы.
Слайд 18 - 20 ряды фигур
Воспитатель: Ребята, круг для вас приготовил игру, которая называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на ряд фигур и найдите среди них лишнюю фигуру. Её нужно зачеркнуть.
Дети, используя электронный маркеры, зачёркивают лишнюю фигуру.
Воспитатель: Скажите мне ребята, почему именно эта фигура лишняя?
Дети: (объясняют свой выбор)
Слайд 21 – изображения предметов – ёлка, книга, тарелка, батон и фигур – круг, квадрат, овал, треугольник.
Воспитатель: Ребята, у прямоугольника для вас вот такое задание – игра «Найди похожий предмет», нужно определить, на какую фигуру похож предмет, и соединить их линиями.
Дети соединяют соответствующие картинки, используя электронный марке.
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
Слайд 22 – картинки смайлики – весёлый и грустный.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, вот и закончилось путешествие, по стране Геометрических фигур. Вам оно понравилось? Что запомнилось больше всего?
Если вам понравилось путешествие, понравилось выполнять задания, которые вам приготовили фигуры, скажите им об этом. А сделаем мы это так: понравилось – выберите весёлого смайлика, а если нет, то грустного.
Используется интерактивное средство – утилита множественного клонирования.
На поле доски расположена кнопка, при нажатии которой звучит музыка.
Музыкальное сопровождение создаёт эмоциональный настрой.
Дети с помощью пальчика передвигают смайлики.
Рекомендуем посмотреть:
Математический праздник в детском саду. Старшая группа
Игровое пособие по ФЭМП для детей старшей-подготовительной группы детского сада
Конспект факультатива в старшей группе. Занимательная математика для дошкольников
Конспект НОД по математике в старшей группе. Путешествие по сказке
Похожие статьи:
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой