Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-дефектологов, коррекционных педагогов школ, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цели: ознакомление с понятием восстановления фонематического восприятия
Задачи:
- формировать знания по теме
- развивать у ребят фонематического восприятия,
- этапы восстановления фонематического восприятия
Содержание статьи:
Восстановление фонематического восприятия осуществляется в несколько этапов.
1. Происходит дифференциация слов, резко различающихся по значению, звучанию и по длине (например: нос — телевизор, шар — магазин). Для каждой пары слов подбираются картинки, отдельно записываются их названия. Больные должны правильно соотнести картинки с их названием и написанным словом. Вместе с этим видом работы идет закрепление слов путем их записывания.
2. Происходит дифференциация слов, близких по слоговому составу, но различных по значению (например: небо — рыба, ковер — арбуз). Работа также сопровождается картинками, записями к ним. Больные списывают слова, читают их. При этом происходит обучение контролю за своей речью.
3. Дифференциация слов, близких по слоговому составу, но различных по начальному звуку (например: шар — пар, соль — моль) или по последнему (например, дуб — дух, врач — враг). При этом также используются картинки, сопровождающиеся подписями,
4. Дифференциация близких по звучанию фонем (стол — стул, дом — том). Больному предлагаются разные виды упражнений: вставить букву в слово, слово в предложение и т.д. Картинки больным уже не предлагаются.
Эффективной является работа с привлечением письменной речи. Больному предлагается написать предложения и фразы по сюжетным картинкам. Прежде чем исправлять письменную речь, исправляется чтение, которому свойствен звуковой анализ. Чтение создает предпосылки для восстановления письма. Вместе с этой работой происходит работа по восстановлению фонематического слуха.
Игровая методика развития и коррекции нарушений фонематического слуха и слухового восприятия, которая сочетает традиционные логопедические практики и нейропсихологические методы хорошо описана Т.А. Ткаченко
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды