Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-дефектологов, коррекционных педагогов школ, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: ознакомление с понятием восстановления фонематического восприятия
Задачи:
- формировать знания по теме
- развивать у ребят мелкую моторику
А.В. Сухомлинский отмечал: «...чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как сформированны тонкие движения пальцев рук.
Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи, способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным» центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности происходит замедление развития функций речи.
Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной речи развивается человеческий мозг.
Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются речевые области мозга.
При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы
(зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные манипуляции с предметами.
Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь
(пальцевой гнозис).
При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности:
- движения неловкие, недифференцированные;
- при переутомлении отмечаются синкенезии
(содружественные движения);
- ошибаются в пространственной организации;
- движения скованные, не синхронные;
- отмечается тремор
(быстрые движения пальцев рук);
- нарушен контроль собственных действий.
Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц, удерживании в правильном положении ложки и вилки.
У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.
Для развития мелкой моторики можно использовать
пластилиновые заплатки:
Так же для развития мелкой моторики можно использовать
задания для штриховки и обводки:
Рекомендуем посмотреть:
Проект по лепке из соленого теста с дошкольниками в дополнительном образовании
Упражнения на развитие тактильной чувствительности
Из опыта работы учителя логопеда детского сада. Развитие мелкой моторики
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дома"