Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР 5-6 лет дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-дефектологов, коррекционных педагогов школ, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: ознакомление с понятием восстановления фонематического восприятия
Задачи:
- формировать знания по теме
- развивать у ребят мелкую моторику

А.В. Сухомлинский отмечал: «...чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как сформированны тонкие движения пальцев рук.

Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи, способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным» центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности происходит замедление развития функций речи.

Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной речи развивается человеческий мозг.

Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются речевые области мозга.

При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные манипуляции с предметами.

Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь (пальцевой гнозис).

При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности:
- движения неловкие, недифференцированные;
- при переутомлении отмечаются синкенезии (содружественные движения);
- ошибаются в пространственной организации;
- движения скованные, не синхронные;
- отмечается тремор (быстрые движения пальцев рук);
- нарушен контроль собственных действий.

Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц, удерживании в правильном положении ложки и вилки.

У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.

Для развития мелкой моторики можно использовать пластилиновые заплатки:

Так же для развития мелкой моторики можно использовать задания для штриховки и обводки:


Рекомендуем посмотреть:

Проект по лепке из соленого теста с дошкольниками в дополнительном образовании Упражнения на развитие тактильной чувствительности Из опыта работы учителя логопеда детского сада. Развитие мелкой моторики Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дома"
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Из опыта работы | Нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 931 день назад (8 октября 2021)
Просмотров: 721
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!