Проект. Применение игровых технологий для развития коммуникативной компететности и творческой активности обучающихся
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» определяет основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, обусловленные требованиями нового века и необходимостью развития общества в направлении технического прогресса. Стране нужны специалисты – технологи, специалисты – исследователи, творческие личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника основной школы (п.6 часть I Стандарта), умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике, социально активного, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, уметь сотрудничать для достижения общих результатов. К новым образовательным результатам освоения обучающимися образовательной программы, помимо предметных знаний, предъявляются еще и метапредметные требования, включающие в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные, названные одним словом «универсальные учебные действия» (п.8 часть II Стандарта), которые помогут обучающемуся в его учебной, познавательной и социальной практике, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, в построении индивидуальной образовательной траектории. Иными словами, государственный заказ для сферы образования – это образованная, социально адаптированная личность, умеющая видеть проблемы, ставить цели по решению этих проблем, определять задачи для их достижения, обладающая коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве с людьми, умеющая строить общественно полезную, исследовательскую, научную, творческую и другие виды деятельности (п.9 часть II Стандарта).
Как выполнить поставленную государством задачу? Какой метод, прием, технологию применить, чтобы решить сразу все проблемы? Подготовить выпускника, умеющего свободно общаться на английском языке, читать и переводить литературные и технические тексты?
Цель: применить игровые технологии для развития иноязычной коммуникативной компетентности и творческих способностей обучающихся, повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Задачи:
- познакомиться с теоретическими основами игровой технологии;
- определить разновидности игр для реализации на уроках английского языка в начальной школе и в среднем звене;
- провести анализ результативности применения игр, различных по характеру педагогического процесса.
Основоположник «Игровой технологии» - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского.
Технология игрового обучения Игровое обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые действия в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками наиболее удовлетворяют возрастные потребности данной категории учеников. Все следующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Это: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
В учебной деятельности игра выполняет такие функции:
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Но игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников.
Разновидности игрового урока следующие:
по характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические,профориентационные и др.
- урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН и др.;
- ролевые игры (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические,
предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные);
- сюжетно-ролевые игры, деловые игры, имитационные, организационно-
коммуникативные;
- комплексные игры: коллективно-творческие дела, досуговая деятельность.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей.Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное.
Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
- принципы развития игровой динамики;
- принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных
чувств детей);
- принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальны жизненный опыт детей);
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
- принцип систематичности и последовательности, сущность которого отражена в выражении Каменского Я.А.: «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Все изложенные выше теоретические основы игровой технологии позволяют предположить о возможности ее применения в целях развития иноязычной коммуникативной компетенции и творческих способностей обучающихся и повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Простота использования игр пробуждает у учащихся интерес к обучению иностранному языку, дарит чувство успеха, позволяет активно работать на уроке, независимо от уровня и индивидуальных особенностей каждого.
В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказы¬ваются иногда более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стес¬нительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказы¬вается на результатах обучения.
Чаще всего на уроках я использую дидактические игры - они занимают немного времени в отличие от ролевых игр, которые могут занять целый урок и больше подходят для внеурочной деятельности. Это: словарное лото, кодированные упражнения, лексические лабиринты, ребусы, кроссворды. Подобные игры помогают детям выйти на тему урока, закрепить пройденный материал, а также развить у ребят творческое мышление и коммуникативные навыки. Одна из таких игр называется «Crocodile», учащимся она очень нравится, так как соединяет в себе элементы интеллектуальной и физической разминки. Для преподавателя она хороша тем, что проста в организации и проведении, поэтому ее можно часто применять на уроках. Суть этой игры заключается в следующем. Учитель заготавливает карточки со словами (хорошо, если слова соответствуют изучаемой теме). Один из учеников вытягивает карточку, читает слово (про себя) и старается только движениями и жестами изобразить прочитанное, остальные ребята стараются отгадать и назвать слово. Также можно поиграть со словосочетаниями или даже целыми предложениями. Для этого нужно поделить ребят на команды по 3-4 человека. В таком случае, каждый участник команды показывает отдельное слово из предложения, остальные ребята должны разгадать эти слова и составить их в предложение. Командная игра интереснее и позволяет ребятам не только отработать пройденный материал, но и позволяет развивать способность работать сообща, умение договариваться.
Игровые занятия можно проводить на повторительно-обобщающих уроках. Ни для кого не секрет, что последний урок перед каникулами, как правило, проходит в пустую – ребята мысленно уже на отдыхе и урок получения новых знаний будет проведен безрезультатно. Поэтому я часто провожу такие игры, как «Брейн-ринг», «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конкурс», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», деловая игра «Пресс – конференция». Эти уроки ученики ждут с нетерпением и ответственно к ним готовятся. Тему игры ребятам сообщаю заранее. Конечно, на подготовку уходит много времени, но с каждой игрой дети включаются в процесс подготовки более активно. Учителю остается только отобрать необходимое. Главное в учениках поддерживать интерес.
Очень интересны занятия с привлечением более старших ребят. Польза и для тех и для других. Одни повторяют, другие показывают что знают. Это могут быть различные игры: «Своя игра» или «КВН». Название не имеет значение, значение имеет содержание.
Игровые технологии оказывают неоценимую помощь при опросе. Очень часто дети стесняются отвечать, чувствуют себя скованно. А игра их раскрепощает, дети охотнее идут на контакт. В игре учащиеся лучше раскрываются и проявляют свои способности. Наблюдая за поведением учащихся во время игры, учитель может быстро сориентироваться и направить работу в нужном направлении.
Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. На диаграммах 1,2 показаны изменения некоторых параметров результатов учебного процесса в 6в классе в начале первого триместра (сентябрь) и в конце (ноябрь).
Необходимый в игре речевой диалог развивает коммуникативные навыки. Появляется мотивация к пополнению словарного запаса иностранных слов. С каждым уроком ребенок применяет к себе различные социальные роли, учится проигрывать возможные жизненные ситуации. К тому же, выше перечисленные игры имеют здоровьесберегающую направленность: снимают усталость учащихся на уроке. Но появляются и неудобства в работе: большая затрата времени для подготовки урока-игры, проблема с дисциплиной, трудность выставления оценок. Но в любом активном деле есть какие-то «минусы». Со временем правильно выстроенное решение воспитательной задачи урока позволит снять эти недочеты. В процессе игры каждый приобретает регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки, названные как «универсальные учебные действия», которые помогут обучающемуся в его учебной, познавательной и социальной практике, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, в построении индивидуальной образовательной траектории.
Рекомендуем посмотреть:
Работа со словарем
Схема структурного анализа урока иностранного языка
Формирование у школьников способностей к межкультурной коммуникации при изучении английского языка
Использование интерактивной доски на уроках английского языка