Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Инновационный педагогический опыт по формированию метапредметных результатов обучающихся на занятиях фортепиано

Информационная карта инновационного педагогического опыта
Полякова Любовь Геннадьевна
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Инновационный педагогический опыт по формированию метапредметных результатов обучающихся на занятиях фортепиано.
Источник изменений
Источником изменения являются противоречия:
1. Между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
2. Между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке.
Цель: Сформировать метапредметные результаты на занятиях фортепиано средствами инновационных технологий.
Достижению поставленной цели способствовала реализация педагогом инновационных технологий, которые позволили в ходе решения задач формированию предметных результатов: научить применять на практике полученные знания, закреплять навыки игры на фортепиано, успешно решить задачи формирования метапредметных результатов.
Задачи:
1. Формирование мотивации к обучению
2.Научить думать, анализировать
3.Развить воображение
Идея изменений
Сущность опыта заключается в использовании инновационных технологий в индивидуальном обучении, которое дает возможность ребенку проявить самостоятельность, учитывает интересы учащегося.
Концепция изменений
Создание условий для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, в сочетании известных методик, различных приемов и методов по формированию метапредметных результатов приведет к формированию универсальной творческой личности.
Идея обучения состоит в том, чтобы учащийся имел устойчивую мотивацию к изучаемому предмету, повышение качества образовательного процесса, вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность.

Трудоемкость связана с проектированием содержания, форм и способов организации педагогом образовательного процесса. Отсутствие у педагога необходимого набора дидактического материала затрудняет достижение поставленных целей. Расширение интегративных связей способствующих свободному и ответственному жизненному самоопределению, может решаться только на основе сотрудничества всех педагогов коллектива.
Затруднения: не всегда приходят в школу искусств учащиеся с мотивацией к обучению.
Условия реализации изменений
Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Достичь желаемого помогло использование практических видов учебной деятельности, например, инструментальное исполнительство, подбор по слуху, слушание музыки, внедрение инновационных технологий развития. В результате учащиеся стали раскрепощёнными, появилась мотивация к изучаемому предмету, вырос уровень исполнительской деятельности и самооценки учащихся.
Ожидаемые результаты
Личностные
- Развита мотивация к обучению
- Развита самостоятельность выбора музыкального произведения
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями
Предметные
- Усвоены элементы нотной грамоты
- Развиты основные навыки игры на инструменте
- Сформированы основные приёмы звукоизвлечения
- Воспроизводят эмоционально, грамотно музыкальное произведения
Метапредметные
• Познавательные
- Умеет самостоятельно работать, выполнять художественные задачи
- Проводит художественный анализ
- Осваивает понимание музыкальной формы
- Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
• Регулятивные
- Умеет обобщать, выбирать главное
- Анализ собственной учебной деятельности и внесение
- Самостоятельный поиск приёмов исполнения
- Оценивает свою деятельность
- Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
• Коммуникативные
- Умеет размышлять и высказываться, вести диалог с педагогом.
- Оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Описание инновационного опыта учителя
Современные инновационные педагогические технологии в детской школе искусств на уроках фортепиано.
Технологии проблемного обучения
Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.
Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.
При эвристическом методе осуществляются следующие виды деятельности учащихся:
• работа над текстом музыкального произведения:
• анализ эпизода или целого произведения,
• слушание как прием анализа,
• составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
• анализ образа,
• анализ музыкальной драматургии;
• составление плана к исполнению
• конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
• анализа поставленной проблемы;
• сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.
Эвристический метод развивает музыкальные способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений.
Практический пример: при изучении сонат Й.Гайдна дается следующее задание (лучше, если оно будет сделано в классе, хотя бы частично) – пользуясь учебником ответьте на вопросы
1. Какое произведение называется циклическим?
2. Сколько частей в сонатном цикле?
3. Какие части сонаты пишутся в быстром темпе?
4. Какие части сонаты пишутся в основной тональности?
5. Какая тональность в сонате считается основной?
6. Какая часть сонаты пишется, как правило, в сложной трехчастной форме или в форме вариаций?
7. В какой форме пишется 1 часть сонаты?
8. Сколько разделов в сонатной форме?
9. Как называются разделы сонатной формы?
10. В какой тональности заканчивается 1 раздел сонатной формы?
11. В чем разница между экспозицией и репризой?
12. Какая форма стала основой для сонатной формы?
13. Для чего существует в сонатной форме связующая часть?
14. Назовите необязательные разделы сонатной формы.

Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить «Воображаемое интервью с И.С.Бахом»
-Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?
- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?
- Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?
- Где вы получили образование?
- Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?
- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?
И т.д.
Практический пример: Заполни пропуски в предложениях (по необходимости можно использовать как домашнюю или контрольную работу).

Латинское слово «инвенция» в переводе означает ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-___________________
___________________________. Так Бах назвал небольшие двухголосные
_______________________________пьесы для __________________________________.
Трехголосные произведения того же типа получили названия _____________________.
Это греческое слово переводится как __________________________________________.
Бах сочинил _____ двухголосных инвенций и ____ трехголосных __________________.
Их музыкальное развитие основано на ___________________. В переводе с латинского языка это слово означает _______________________________. Некоторые инвенции строятся на приеме непрерывной ______________________. Она называется___________ , что переводится с латинского как _______________________.Основу всех _________ пьес составляет короткая, но очень выразительная ______________. Мелодия, которая звучит одновременно с ней в другом голосе, называется ____________________________________.
Построение, которое находится между полными проведениями темы, - это ______________.Задача _____________________ и симфоний – познакомить учеников с правилами движения голосов в _________________________ и получить хорошие навыки игры на _____________.Первые инвенции были написаны для ________________ сына композитора и вошли в «Клавирную _______________________ для _________________________________________Баха.

Информационно-компьютерные технологии на уроках музыки
Уроки музыки с использованием ИКТ
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. В последние годы при изучении музыки все чаще используется компьютерная техника, поэтому мы можем значительно обогатить методические возможности урока.
Мультимедийные ресурсы для уроков подразделяются на:
музыкальные игры;
музыкальные произведения;
зрительный ряд;
справочные, энциклопедические издания;
программные средства для создания, записи, воспроизведения музыки.
Использование ИКТ на уроках бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, просто зрительного ряда, который я стараюсь использовать как можно чаще. Цель использования этих форм - создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.
В урочной деятельности использую компьютерную обучающую программу музыкальный Колледж онлайн
– игры по основным музыкальным разделам: ноты, интервалы, аккорды, тональности, символы, размеры, ритмические фигуры, скрипичный и басовый ключи, музыкальные тембры, викторина, термины и пр. Тысячи обучающихся по всему миру! которая включает в себя не только информацию по фортепиано и теории музыки, музыкальной литературе, но и игровую деятельность, что позволяет использовать ее для смены видов деятельности на уроках. В программе пять разделов, в конце каждого их которых имеются тесты по пройденному материалу.
Программы "Энциклопедия классической музыки", аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты" заинтересовывают даже самых отчаянных "нелюбителей" классической музыки, позволяют в близкой для ребят манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.
Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Технология эффективных уроков
Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.
Практический пример: упражнение «Дуэль» - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, «дуэлянты» отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.
Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления влияют такие факторы, как социальная среда и обучение в школе. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.
Игровые технологии
Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений эффективным является использование игровых технологий. В учебном процессе применяются различные игры.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
* целеполагания;
* планирования;
* реализации цели;
* анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя.
Если наши ученики будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.

Карта наблюдения за развитием универсальных учебных действий (УУД)в начальной школе
Фамилия, имя учащегося __________________________________

УУД Учебный год
Личностные
внутренняя позиция школьника
самооценка
мотивация учебной деятельности
соблюдение правил поведения в школе
Регулятивные
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
умение сохранять учебную задачу
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
умение контролировать свою деятельность по результату
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать средства ее осуществления
целеустремленность и настойчивость в достижении цели
Познавательные
Самостоятельное выполнение заданий
Понятие Музыкальной формы
Применение полученных знаний
Коммуникативные
потребность общения с взрослыми и сверстниками
может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а так же координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения
задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
Критерии оценки:
1 - очень низкий уровень развития УУД (умение не сформировано)
2 - низкий уровень развития УУД (умение сформировано недостаточно, проявляется крайне редко)
3 - средний уровень развития УУД (умение сформировано недостаточно, проявляется эпизодически и не в полной мере)
4 - выше среднего развития УУД (проявляет часто и достаточно полно)
5 - высокий уровень развития УУД (проявляет всегда и полно)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Биография Гнесиной | Творческий проект в ДШИ
Опубликовано: 3371 день назад (30 сентября 2015)
Просмотров: 6767
0
Голосов: 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!