Информационная карта инновационного педагогического опыта
Полякова Любовь Геннадьевна
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Инновационный педагогический опыт по формированию метапредметных результатов обучающихся на занятиях фортепиано.
Источник изменений
Источником изменения являются противоречия:
1. Между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
2. Между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке.
Цель: Сформировать метапредметные результаты на занятиях фортепиано средствами инновационных технологий.
Достижению поставленной цели способствовала реализация педагогом инновационных технологий, которые позволили в ходе решения задач формированию предметных результатов: научить применять на практике полученные знания, закреплять навыки игры на фортепиано, успешно решить задачи формирования метапредметных результатов.
Задачи:
1. Формирование мотивации к обучению
2.Научить думать, анализировать
3.Развить воображение
Идея изменений
Сущность опыта заключается в использовании инновационных технологий в индивидуальном обучении, которое дает возможность ребенку проявить самостоятельность, учитывает интересы учащегося.
Концепция изменений
Создание условий для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, в сочетании известных методик, различных приемов и методов по формированию метапредметных результатов приведет к формированию универсальной творческой личности.
Идея обучения состоит в том, чтобы учащийся имел устойчивую мотивацию к изучаемому предмету, повышение качества образовательного процесса, вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность.
Трудоемкость связана с проектированием содержания, форм и способов организации педагогом образовательного процесса. Отсутствие у педагога необходимого набора дидактического материала затрудняет достижение поставленных целей. Расширение интегративных связей способствующих свободному и ответственному жизненному самоопределению, может решаться только на основе сотрудничества всех педагогов коллектива.
Затруднения: не всегда приходят в школу искусств учащиеся с мотивацией к обучению.
Условия реализации изменений
Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Достичь желаемого помогло использование практических видов учебной деятельности, например, инструментальное исполнительство, подбор по слуху, слушание музыки, внедрение инновационных технологий развития. В результате учащиеся стали раскрепощёнными, появилась мотивация к изучаемому предмету, вырос уровень исполнительской деятельности и самооценки учащихся.
Ожидаемые результаты
Личностные
- Развита мотивация к обучению
- Развита самостоятельность выбора музыкального произведения
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями
Предметные
- Усвоены элементы нотной грамоты
- Развиты основные навыки игры на инструменте
- Сформированы основные приёмы звукоизвлечения
- Воспроизводят эмоционально, грамотно музыкальное произведения
Метапредметные
• Познавательные
- Умеет самостоятельно работать, выполнять художественные задачи
- Проводит художественный анализ
- Осваивает понимание музыкальной формы
- Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
• Регулятивные
- Умеет обобщать, выбирать главное
- Анализ собственной учебной деятельности и внесение
- Самостоятельный поиск приёмов исполнения
- Оценивает свою деятельность
- Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
• Коммуникативные
- Умеет размышлять и высказываться, вести диалог с педагогом.
- Оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Описание инновационного опыта учителя
Современные инновационные педагогические технологии в детской школе искусств на уроках фортепиано.
Технологии проблемного обучения
Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.
Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.
При эвристическом методе осуществляются следующие виды деятельности учащихся:
• работа над текстом музыкального произведения:
• анализ эпизода или целого произведения,
• слушание как прием анализа,
• составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
• анализ образа,
• анализ музыкальной драматургии;
• составление плана к исполнению
• конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
• анализа поставленной проблемы;
• сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.
Эвристический метод развивает музыкальные способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений.
Практический пример: при изучении сонат Й.Гайдна дается следующее задание (лучше, если оно будет сделано в классе, хотя бы частично) – пользуясь учебником
ответьте на вопросы
1. Какое произведение называется циклическим?
2. Сколько частей в сонатном цикле?
3. Какие части сонаты пишутся в быстром темпе?
4. Какие части сонаты пишутся в основной тональности?
5. Какая тональность в сонате считается основной?
6. Какая часть сонаты пишется, как правило, в сложной трехчастной форме или в форме вариаций?
7. В какой форме пишется 1 часть сонаты?
8. Сколько разделов в сонатной форме?
9. Как называются разделы сонатной формы?
10. В какой тональности заканчивается 1 раздел сонатной формы?
11. В чем разница между экспозицией и репризой?
12. Какая форма стала основой для сонатной формы?
13. Для чего существует в сонатной форме связующая часть?
14. Назовите необязательные разделы сонатной формы.
Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить «Воображаемое интервью с И.С.Бахом»
-Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?
- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?
- Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?
- Где вы получили образование?
- Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?
- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?
И т.д.
Практический пример: Заполни пропуски в предложениях (по необходимости можно использовать как домашнюю или контрольную работу).
Латинское слово «инвенция» в переводе означает ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-___________________
___________________________. Так Бах назвал небольшие двухголосные
_______________________________пьесы для __________________________________.
Трехголосные произведения того же типа получили названия _____________________.
Это греческое слово переводится как __________________________________________.
Бах сочинил _____ двухголосных инвенций и ____ трехголосных __________________.
Их музыкальное развитие основано на ___________________. В переводе с латинского языка это слово означает _______________________________. Некоторые инвенции строятся на приеме непрерывной ______________________. Она называется___________ , что переводится с латинского как _______________________.Основу всех _________ пьес составляет короткая, но очень выразительная ______________. Мелодия, которая звучит одновременно с ней в другом голосе, называется ____________________________________.
Построение, которое находится между полными проведениями темы, - это ______________.Задача _____________________ и симфоний – познакомить учеников с правилами движения голосов в _________________________ и получить хорошие навыки игры на _____________.Первые инвенции были написаны для ________________ сына композитора и вошли в «Клавирную _______________________ для _________________________________________Баха.
Информационно-компьютерные технологии на уроках музыки
Уроки музыки с использованием ИКТ
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. В последние годы при изучении музыки все чаще используется компьютерная техника, поэтому мы можем значительно обогатить методические возможности урока.
Мультимедийные ресурсы для уроков подразделяются на:
музыкальные игры;
музыкальные произведения;
зрительный ряд;
справочные, энциклопедические издания;
программные средства для создания, записи, воспроизведения музыки.
Использование ИКТ на уроках бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, просто зрительного ряда, который я стараюсь использовать как можно чаще. Цель использования этих форм - создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.
В урочной деятельности использую компьютерную обучающую программу музыкальный Колледж онлайн
– игры по основным музыкальным разделам: ноты, интервалы, аккорды, тональности, символы, размеры, ритмические фигуры, скрипичный и басовый ключи, музыкальные тембры, викторина, термины и пр. Тысячи обучающихся по всему миру! которая включает в себя не только информацию по фортепиано и теории музыки, музыкальной литературе, но и игровую деятельность, что позволяет использовать ее для смены видов деятельности на уроках. В программе пять разделов, в конце каждого их которых имеются тесты по пройденному материалу.
Программы "Энциклопедия классической музыки", аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты" заинтересовывают даже самых отчаянных "нелюбителей" классической музыки, позволяют в близкой для ребят манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.
Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Технология эффективных уроков
Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.
Практический пример: упражнение «Дуэль» - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, «дуэлянты» отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.
Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления влияют такие факторы, как социальная среда и обучение в школе. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.
Игровые технологии
Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений эффективным является использование игровых технологий. В учебном процессе применяются различные игры.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
* целеполагания;
* планирования;
* реализации цели;
* анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя.
Если наши ученики будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.
Карта наблюдения за развитием универсальных учебных действий (УУД)в начальной школе
Фамилия, имя учащегося __________________________________
УУД Учебный год
Личностные
внутренняя позиция школьника
самооценка
мотивация учебной деятельности
соблюдение правил поведения в школе
Регулятивные
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
умение сохранять учебную задачу
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
умение контролировать свою деятельность по результату
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать средства ее осуществления
целеустремленность и настойчивость в достижении цели
Познавательные
Самостоятельное выполнение заданий
Понятие Музыкальной формы
Применение полученных знаний
Коммуникативные
потребность общения с взрослыми и сверстниками
может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а так же координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения
задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
Критерии оценки:
1 - очень низкий уровень развития УУД (умение не сформировано)
2 - низкий уровень развития УУД (умение сформировано недостаточно, проявляется крайне редко)
3 - средний уровень развития УУД (умение сформировано недостаточно, проявляется эпизодически и не в полной мере)
4 - выше среднего развития УУД (проявляет часто и достаточно полно)
5 - высокий уровень развития УУД (проявляет всегда и полно)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста
Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении
Развитие навыков игры на виолончели у детей
Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий