Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческий проект в ДШИ

Проектная деятельность в образовательном пространстве ДШИ, как метод развития одаренности каждого обучающегося
Система образования в России на современном этапе считает приоритетным принцип развивающего обучения, развитие индивидуальности обучающегося и потребность в творческой деятельности.
Современные учреждения дополнительного образования, каким является Детская школа искусств, решают важные задачи личностного развития, обеспечивая условия для самореализации обучающихся и профессионального самоопределения. Очень важно использовать в своей работе смыслообразующие мотивы, придающие деятельности обучающегося личностный смысл. Цель дополнительного образования детей состоит в создании предпосылок для формирования необходимых человеку личностных качеств, которые помогут успешной социализации. В данном случае речь идёт о развитии творческих способностей.
Творческое развитие личности в наше время очень актуально и в связи с этим педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов организации учебного процесса. Одной из интересных форм обучения является проектная деятельность позволяющая одновременно развивать творческие способности, решать образовательные и воспитательные задачи.
В последние годы очень много уделяется внимания выявлению и поддержке одаренных детей. Конкурсное движение поражает своим изобилием и насыщенностью. Но возникает вопрос, всегда ли ребёнок приходит обучаться на фортепиано для того чтобы пополнять своё портфолио новыми дипломами и грамотами? Все ли обучающиеся могут участвовать в конкурсах? Ведь у каждого ребёнка есть свои потребности свои физиологические особенности.
Конкурсное движение при обучении игре на инструменте было актуальным всегда для выявления ярких дарований детей, но в этом случае ребенок всего лишь исполнитель музыки которую сочинили и уже не раз играли до него.
Несмотря на конкурсное движение заметно снижается у детей интерес к инструменту (фортепиано) не только в ДШИ, а также эта проблема затрагивает и музыкальные училища и музыкальные факультеты вузов. Дети охотнее идут танцевать или петь эстрадные песни. И лишь маленькое количество детей хотят учиться на музыкальных инструментах. И для нас очень важно заинтересовать обучающихся, одной из форм повышения мотивации является творчество.
В связи с этим мы решили создать условия, способствующие выявлению творческих задатков каждого ребенка способствующих росту мотивации к обучению на музыкальном инструменте.
В рамках данной работы хотелось бы поделиться опытом применения проектной деятельности на уроках сольфеджио. Творческие формы работы на уроках сольфеджио выполняют роль развития интереса и мотивации обучающегося. Предмет сольфеджио на музыкальных отделениях даёт прекрасную возможность сочетать обучение с игровой и творческой деятельностью обучающихся.
Главная идея творческой проектной деятельности заключалась в создании единого музыкально-образовательного пространства, в желании показать все грани обучения, связывая теоретические знания с практическими наработками, представить участников с новыми музыкальными произведениями созданными собственными силами. Мы, педагоги, в свою очередь, объединились для решения актуальных задач преподавания и обучения игре на музыкальных инструментах. Так появилась идея создания творческого проекта, который способствовал взаимодействию педагогов, обучающихся и родителей. В процессе творческого проекта были созданы условия личностного контакта, который предполагал готовность педагогов и обучающихся к диалогу, взаимной оценке. Обучающиеся знакомились с приёмами самоанализа, а также приобретали навыки самоуправления. Иногда кажется, что музыкальное творчество – это что-то очень сложное и недоступное обычному ребёнку. Почему-то никого не удивляют дети, создающие картины, вылепливающие из пластилина фигурки, пишущие сочинения по русскому языку, но как только звучит просьба сочинить простую мелодию, то сразу возникают сомнения. На самом деле никакими сверхъестественными способностями для этого обладать не нужно, а вот преувеличить приносимую для музыкального развития этим видом деятельности пользу невозможно.
Таким образом, в результате обширного анализа ситуации мы увидели, что творческая деятельность учащихся является интересной проблемой и с педагогической точки зрения, и с точки зрения реализации исполнительских возможностей каждого учащегося, независимо от степени его одаренности.
Обучающиеся отделения издали собственный нотный сборник «Музыкальные картинки» и сделали выставку созданных ими произведений. В сборник вошли семнадцать пьес - музыкальные портреты животных, пейзажи, музыкальные зарисовки из времен года.
Мы считаем необходимым обеспечить возможность самореализации каждого ребенка, создать ситуацию успеху каждому обучающемуся.

Цель проектной деятельности: создание образовательной среды, способствующей личностному и самоопределению воспитанников, обеспечение каждому ребенку равных возможностей в реализации его интересов, воспитание творчески одаренной личности через развитие музыкальных способностей посредством вовлечения в творческую проектную деятельность.
Воспитание творческого человека, умеющего ценить прекрасное и создавать его, - цель работы каждого педагога.
Сочиняя музыку, ребенок активизирует все свои знания и навыки, раскрывает мир своей фантазии. Мы видим ребенка с другой стороны, не просто аккуратного и исполнительного, а творческого, многогранного со своими мыслями и чувствами. Работа по развитию творческих способностей необходима, и всегда будет приносить положительный результат.

Список литературы
1. Концепция развития Детских школ искусств Российской Федерации от 17.12.2012 г.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, изд.3 – М.: Музыка, 1978.
3. Асмолов А.Г. Оптимистическая трагедия одаренности.//Знание-сила, 1993, № 9, с. 81 – 87.
4. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.
5. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. – Астрахань, Проект «LENOLIUS», 2008
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. [Текст]/Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
7. Золотарёва А. Дополнительное образование детей. Федеральная программа. - Ярославль.: Академия развития, 2004.
8. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). - М.: Методкабинет, 1991.
9. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1987. - 240 с.
10. Рындак В., Москвина А. Личность. Творчество. Развитие./Учебно-методическое пособие/ - М.: Педагогический вестник, 2001.
11. Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе. – «Образование в современной школе, 2003, № 9, с. 20-22.
12. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. – «Исследовательская работа школьников», 2004, № 1. – с. 22-32.
13. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.
14. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968.
15. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребёнка. - Минск: Попурри, 1998.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Социальный проект в дополнительном образовании детей. Итоги Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры» Проект в дополнительном образовании по созданию системы взаимодействия с семьей
Инновационный педагогический опыт по формированию метапредметных результатов обучающихся на занятиях фортепиано
Опубликовано: 2033 дня назад (30 мая 2019)
Просмотров: 3370
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Андреевна Ильичева # 3 июня 2019 в 17:22 0
Здравствуйте, Любовь Геннадьевна! Интересную тему затронули в своем проекте. Вы большая умница, так как
прививаете детям любовь к исполнительству на музыкальных инструментах. Это очень важно и ценно! Примите голос!