Из опыта работы воспитателя ДОУ
Автор: Пономарева Людмила Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вам статью по теме «Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей Прикамья». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих по теме «Гражданское воспитание дошкольников с приоритетом в патриотическое воспитание».
Детский сад, в течение нескольких лет, работает в статусе опорного учреждения по теме: «Гражданское воспитание дошкольников с приоритетом в патриотическое воспитание».
Планируя и анализируя работу по патриотическому воспитанию, я имела ввиду также широкое привлечение произведений народного творчества и художественной литературы. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.
При анкетировании родителей был поставлен вопрос: «Есть ли у вас дома, в вашей библиотеке, произведения писателей и сказочников Прикамья? Каких?»
При подведении итогов анкетирования выяснилось, что родители читают детям книги разных жанров: стихи, сказки, рассказы; имеют детские библиотеки дома; читают обычно перед сном.
50% родителей не имеют представлений о творчестве земляков – писателей, или слышали о них, но не знакомы с произведениями.
Поэтому я поставила перед собой
цель – познакомить детей и родителей с творчеством детских писателей Прикамья. Для достижения цели были поставлены следующие
задачи:
1. познакомить детей и родителей с жизнью и творчеством детских писателей Прикамья.
2. Развивать положительное отношение к книге, как к произведениям этической культуры (бережное отношение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации).
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения разных жанров.
Выстраивая систему работы, определила основные
направления деятельности:
• создание развивающей среды
• работа с детьми
• работа с родителями
• работа с социумом
1.
Создание развивающей среды
С помощью родителей оформили в группе библиотеку детских книг - писателей Прикамья, в которой находились разнообразные по жанру книги:
П.П.Божов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»;
В.И.Воробьев «Степа-недотепа», «Гости деревенские»;
Л.И.Давыдычев «Летающий слоненок Коля», «Как звали неизвестного солдата»;
А.М.Домнин «Почему чихали деревья», «Живая вода»;
Л.И.Кузьмин «Солнечные окошки», «Сельские дорожки», «Егорка и Матюшка»;
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Медвежонок», «Емеля - охотник»;
А.Матросов «Как топор затеял спор»;
Е.А.Пермяк «Для чего руки нужны», «Кто мелет муку»; «Пичугин мост»;
О.Селянкин «Речные фонари»;
Е.Ф.Трутнева «Мама», «Наша бабушка», «Большая семья»;
А.Н.Тумбасов «Замок», «Дом - пирамидка», «Акробаты».
Сборники: «Десять сказочников под одной крышей», «Сказочная азбука», «Сто серебряных коней».
Собрали портреты писателей, оформили их в рамочки.
2.
Работа с детьми.
Для детей были разработаны конспекты по чтению художественной литературы: «Почему чихали деревья», «В гости коми-пермяцкая сказка пришла», «Откуда пришла книга», «удивительные стихи».
В групповой библиотеке, с детьми занимались чтением книг, рассматриванием иллюстраций, играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека».
Приглашали на выставку книг и иллюстраций детей из других групп, где сами дети были экскурсоводами.
В группе работала «Книжкина больница», где с воспитанниками чинили книги.
3.
Работа с родителями
Родители с удовольствием участвовали в «Литературной гостиной», где рассказывали детям о своих любимых книгах детства, знакомили с биографией писателей, читали детям произведения.
Организовали и провели конкурс чтецов между родителями и детьми, на тему: «Удивительные стихи земляков для наших детей».
Очень интересные были организованы совместные выставки рисунков, поделок, сделанных по мотивам произведений.
Проведенная викторина «Десять сказочников под одной крышей», между детьми и родителями, принесла свои плоды! Родители были активными участниками и стали инициаторами проведения мероприятия «Презентация любимой книги».
В приемной комнате оформила уголок для родителей по ознакомлению с творчеством детских писателей Прикамья.
Ежедневно размещала информацию:
1) Памятка для родителей по чтению книги.
2) Литературный список произведений.
3) Биографии писателей
4) Консультации «Знакомим детей со сказками», «Что должны знать дети!»
5) Беседы по прочитанному (разработки вопросов по сказкам).
4.
Работа с социумом.
Посещение библиотеки стало любимым для детей занятием.
Дети научились бережно относиться к книгам, соблюдать правила пользования книгами, соблюдать правила поведения в общественных местах.
Дети познакомились с работой сотрудников библиотеки, которые проявляют заботу о своих читателях, помогают находить ответы на вопросы не только детям, но и взрослым.
Для детей сотрудники библиотеки провели следующие мероприятия: «Капризкины загадки», выставка «Сказы Божова», «Солнечные окошки».
Главный результат, проведенной работы в том, что дети и родители проявили интерес к творчеству детских писателей – земляков, любят эти произведения, обмениваются впечатлениями друг с другом.
Список использованной литературы:
1. Н.Н.Ахметова «План-программа по краеведению в ДОУ» - Пермь, 1997.
2. Н.Н.Ахметова «Краеведение в д/с» (разработки конспектов) - Пермь, 1997.
3. Азбука краеведения. - Пермь, 1997.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Использование пиктограмм в работе с дошкольниками
Чтение художественной литературы в средней группе
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ
Практико-значимый проект в ДОУ