Конспект урока по биологии с презентацией, 9 класс. Доказательства и основные этапы антропогенеза
План - конспект урока биологии для 9 класса. Тема "Доказательства и основные этапы антропогенеза"
Цель: определить место человека в системе животных, найти в строении человека признаки, доказывающие его происхождение от животных, найти в строении человека признаки, позволяющие говорить о его происхождении от обезьян. Задачи урока: 1. Образовательные:
• сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека;
• организовать теоретическое исследование нового материала по изучению эволюции приматов и стадий развития человека, работая в парах. 2. Развивающие:
• продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
• развивать умение работать со схемами, рисунками и текстом учебника;
• развивать умение сравнивать (на примере стадий эволюции человека);
• развивать умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем. 3. Воспитательные:
• развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
• развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;
• воспитывать культуру умственного труда. Аудитория: учащиеся 9 класса Оборудование: конспект урока, презентация к уроку, проектор, экран, персональный компьютер, учебник УМК Сферы Л.Н. Сухоруковой «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс», тетрадь-тренажёр к учебнику.
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия учащихся Организационный
Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы будем изучать очень важную для нас тему. Объектом нашего изучения станет… А этого я вам не скажу. Чтобы узнать, что же мы изучим сегодня, вам необходимо разгадать чайнворд. Проверим ваши знания по предыдущим темам. Ключевым словом чайнворда станет объект нашего изучения. Ну что начнём!
Включаются в деятельность
Регулятивные: учащиеся включаются в деятельность Проверка домашнего задания:
Давайте разгадаем этот чайнворд. Вы можете увидеть его на экране (слайд 2-5)
Вопросы к чайнворду
1) Наивысшая систематическая
Единица (надцарство)
2) Искусственно созданная популяция животных (сорт)
3) Раздел биологии, занимающийся распределением организмов по таксонам и выявлением родственных связей между ними (систематика)
4) Процесс образования новых видов (видообразование)
5) Процесс возникновения мутаций (мутагенез)
6) Группа организмов, которой не нашлось места в системе органического мира (вирусы)
7) Фамилия шведского учёного, основателя систематики (Линней)
8) Один из принципов, заложенных К. Линнеем в основу классификации (соподчинённость)
9) Определённое пространство, в пределах которого распространён вид (ареал)
10) Вторая группа организмов, которой не нашлось места в системе органического мира (лишайники)
11) Продолжите фразу: «Естественный …» (отбор)
12) Историческое развитие органического мира (эволюция)
13) Устойчивое объединение особей, основанное на связях между родителями и потомками (семья)
14) Она бывает покровительственная, предостерегающая (окраска).
Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
Какое ключевое слово у вас получилось?
Разгадывают чайнворд
Отвечают.
Коммуникативные:
При разгадывании чайнворда контролируют поведение товарищей, учатся выражать свои мысли.
Новый материал
Объектом нашего изучения станет древний человек. А точнее,
«Доказательства и основные этапы антропогенеза».
Давайте, попробуем сформулировать цели нашего урока. Что бы вы хотели узнать?
А вы помните учёного Чарльза Дарвина? Чем он знаменит?
Правильно, он изучал эволюцию. А также в его трудах идеи о животном происхождении человека оформлены в целостную теорию антропогенеза.
Антропогенез – это представление о происхождении человека.(слайд 6) Запишите это определение в тетрадь.
Так вот, согласно этой теории человек и современные человекообразные обезьяны имеют общего предка. О животном происхождении человека свидетельствуют морфологические и анатомические признаки.
А теперь давайте определим сходства человека и позвоночных животных. Просто посмотрите друг на друга, а также в учебник. Оформим наши выводы в виде схемы.(слайд 7)
Молодцы, вот такая схема у нас получилась, не забудьте занести её в тетрадь.
А на каких животных больше всего похожи люди?
Ну, конечно, вы правы!
Давайте нарисуем новую схему, название которой будет «Сходства человека и человекообразных обезьян».(слайд 8)Вы можете пользоваться учебником.
А чем отличается человек от антропоидов(человекообразных обезьян). Посмотрите в учебник. Снова составим схему. (слайд 9)
Это доказывает, что антропоиды не прямые предки Homo Sapiens.
Вот мы уже узнали много важного, нам уже пора размяться. Встаньте, пожалуйста, со своих стульчиков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
НАДО РУЧКИ НАМ РАЗМЯТЬ
ШЕСТЬ, СЕМЬ, ВОСЕМЬ,
ДЕВЯТЬ, ДЕСЯТЬ
НАДО НАМ ПОПРЫГАТЬ
ВМЕСТЕ
ВЕДЬ ТЕМА ВАЖНАЯ У НАС,
УЛЫБНЁМСЯ – МЫ ВЕДЬ
КЛАСС!
А ТЕПЕРЬ ОБРАТНО СЕЛИ.
МЫ РАЗМЯЛИ НАШЕ ТЕЛО!
Молодцы, мы отдохнули хорошо. Давайте продолжать.
Теперь я расскажу вам о различных древних людях. Ваша задача во это время заполнить вот такую таблицу.(слайды 10-15).
Начнём.
Рассказ учителя.
Вы можете наглядно посмотреть, как менялся человек.(слайд 16)
А теперь давайте отдохнём и посмотрим фильм об эволюции человека (слайд 17). Можете дополнить свою табличку.
Молодцы, вы справились с этим непростым заданием.
Регулятивные:
Учащиеся формулируют цели урока, планируют его, корректируют друг друга
Коммуникативные: разрешают проблемные вопросы, корректируют ответы товарищей
Познавательные:
Учатся строить высказывания, структурируют полученную информацию, находят нужную информацию из рассказа учителя, фильма, учебника.
Повторение Давайте повторим всё то, что мы прошли сегодня на уроке и таким образом закрепим.
Предлагаю вам ребусы. Попробуйте их отгадать (слайды 18-23), (24-28), (29-32) Отгадывают Регулятивные:
Корректируют ответы товарищей
Познавательные:
Структурируют информацию
Рефлексия Вот мы и изучили нашу тему. Что вам понравилось сегодня на уроке?
Продолжите такие фразы:
Я узнал…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Выразите своё настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на краю стола.
Какую оценку бы вы оценку поставили себе за урок?
Говорят
Показывают настроение Познавательные:
Проводят рефлексию деятельности, самооценивание
Домашнее задание Молодцы, ребята!
Я бы хотела, чтобы дома вы закрепили тот материал, который мы прошли сегодня. Будьте добры, прочитайте дома параграф 28 и сделайте задания в тренажёре (слайд 33). А также есть дополнительное задание по выбору.
Вы можете составить
-синквейн по этой теме
-ребусы
-мини-кроссворд.
Спасибо за внимание! До свидания! (слайд 34)
Презентация на тему: Доказательства и основные этапы антропогенеза