Методическая разработка конспекта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Народное искусство-это музыка»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам методическую разработку конспекта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта». В связи с тем, что народное искусство созвучно музыке мною тема была перефразирована как «Народное искусство-это музыка». Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Народное искусство-это музыка».
Цели урока:
-ознакомление учащихся с русской прялкой, декоративным оформлением;
-развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения прялок.
Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям своего народа, желание приумножить духовно-нравственные традиции.
Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений прялок
- Слайды с различными прялками, предметами народно-прикладного творчества
- Краски, палитры
- Мультимедийная презентация
- Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей;
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Метапредметные (УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях резьбы и росписи в разных регионах страны, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ;
выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково- символических изображений;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Народное искусство-это музыка!
В.М.Василенко.
К народным традициям должно быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать всей душой,
их надо осваивать».
А.Б.Салтыков.
План урока.
Организационный момент.
1.Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места, готовность к восприятию материала.
2. Прослушивание музыкальных отрывков народных песен и их современную трактовку.
3.Объяснение нового материала. «Народное искусство-это музыка. Символы –это смысл. Красота и гармония мира- результат восторженного изумления человека».
4.Постановка творческой задачи.
5. Организация самостоятельной работы учащихся.
6.Контроль за творчеством учащихся, оказание индивидуальной помощи..
7. Анализ законченных работ учащихся, подведение итогов урока.
Ход урока:
Урок начинается с прослушивания музыкальных отрывков: народной музыки в исполнении певцов из народа, народными коллективами и народных песен в современной обработке.
-Какое исполнение вам понравилось и почему?
-Чем похожи и чем отличаются эти произведения?
Современная музыка она быстрая, ритмичная. Музыка опирается на повторении отдельных нот, т.е. упрощена, на содержание автор не уделяет особого внимания. Для нее важнее ритмичность, а у народной же главное-содержание, смысловая нагрузка текста, размеренность, мелодичность, протяжность .
Правильно, ребята! Народная песня она близка и знакома, одинаково понятна и пожилым и молодым. Это корни нашего народа, показатель духовного богатства, нравственной чистоты. Как близка нам народная музыка, так и должны быть близкими изделия, созданные народными умельцами- прялки, туеса, вальки, рубеля, грабли, платки, подносы, полотенца-предметы народного прикладного искусства.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров-гжельские чайники, хохломские ложки, полх-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
Показ слайдов с изделиями народно-художественного промысла.
Полхов-Майданские изделия
Берестяные туеса
Вальки, рубеля
-Чем же так они нас привлекают? (красотой, мотивами росписи).
В этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность.
-Кем создавалось народное искусство ?
Оно создавалось трудовым крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, не отрываясь от сельского хозяйства. Крестьяне, желая обогатить однообразие сельскохозяйственного труда ,занимались созданием нужных и полезных предметов, украшая их резьбой и росписью. Поэтому народное искусство сравнимо с музыкой. В них есть и моменты смыслового порядка- символы птиц, животных, птиц-это смысл. Рационализм не свойствен искусству, тем более традиционному. Больше всего характерно народному искусству-стилизация.
-Как вы понимаете слово «стилизация» ?
Человек созерцал красоту и гармонию мира, и они вызывали в нем восторженное изумление. Он смотрел на восход солнца, на золотой диск луны, на мириады сверкающих звезд, на леса и поля, реки и моря, на птиц, рыб, множество разных животных и видео в природе гениального мастера и великого художника. По отношению к ней он чувствовал себя учеником, внимательно, пытливо всматривался в ее образы.
Именно образное восприятие природы ожило в узорах и элементах народного искусства. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира. И среди них особое место занимают народные промыслы России, укоренившиеся во многих областях и краях огромной территории нашей страны.
Одним из таких предметов бытового назначения была прялка- верная спутница русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка.
Прялки, составные части, элементы украшений.
Изображение животных, фантастических существ, растительности.
Жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж- жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая прялка передавалось по наследству от матери-дочери, от бабушки- внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех работ, падавших на плечи крестьянок. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и , зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,» -писал А.С. Пушкин.
Сочетание резного и расписного элементов.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно-кудель- привязывалась к лопасти, а на сидень прялки-донце садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, чтобы скрутить ее с помощью веретена. Сколько ловкости нужно было иметь, чтобы нить получилась тонкой, ровной, прочной.
Самая искусная пряха работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы напрясть пятнадцать метров ткани, нужно было изготовить не менее двадцати тысяч метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали с шести-восьми лет.
Девушки ходили на вечеринки, пели песни. Пение, работа, чередовались с играми, плясками. Они несли прялки , держа за ножку, так, чтобы все видели расписной наряд прялки. Красивая прялка была гордостью владелицы.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся сегодня в наших музеях ни одна не повторяет другую. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой небольшой территории была своя форма, свои приемы украшения.
Птица-Сирин в мотивах росписи и солнечные знаки на резных прялках
Отличают прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская область, Мезенские), расписанные символами солнца, звезд, земли, кругов, ромбиков.
Северодвинская отличалась многоцветной росписью, в основном, растительным узором.
Городецкие мотивы.
Близка роспись к северодвинским городецкая, но более изящная, яркая, красочная, как будто в прялках ожили полевые, лесные цветы, художественно обрамленные мастерами. В них звучит музыка, слышны пение птиц, ржание и топот резвых коней.
Постановка творческой задачи.
Вот эту музыку, музыку узоров русских прялок хотелось бы услышать, увидеть в ваших работах.
Рефлексия: тест
Определите ,какие предметы народного промысла здесь представлены?
-Назовите центры изготовления прялок.
-Основа декора изделий
Анализ работ учащихся и подведение итогов урока
Сегодня хорошо работали:
Особенно понравились работы:
Спасибо за работу, до свиданья!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета
Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета
Конспект урока ИЗО в 5 классе. Бабушкин сундук
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах